II. Самоопределение к деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Уч. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их.

II. Самоопределение к деятельности.

Уч. Отгадайте загадку.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

Д. Гриб.

Уч. Верно, речь пойдёт о грибах. А что в первую очередь важно знать о грибах?

Сегодня мы должны с вами выяснить:

- каковы особенности строения гриба;

- значение грибов в жизни растений, животных, человека;

- сформулировать правила сбора грибов.

III. Сообщение темы и задач урока.

Уч.Молодцы, теперь вы все готовы! Мы возьмём воображаемые корзинки и отправимся на так называемую «тихую охоту» за знаниями в одно царство (так называется собирание грибов, название придумал Сергей Аксаков – писатель, знаток русской природы). Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.

В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.

– Да, и это тема нашего урока.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Беседа.

Уч. Случалось ли вам собирать грибы

В лесах, где тропинки протоптаны лешим,

Где кони туманов встают на дыбы

В проёмах полян и зелёных проплешин?

Известно ли вам, как старик подосиновик

В траву загоняет свою детвору,

Как в жёлтых платочках и ярко-малиновых

Ведут хоровод сыроежки в бору?

Встану вместе с солнышком,

К лесу – час ходьбы,

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

Здравствуй, Лес Берёзович!

Здравствуй, Дуб и Клён!

А тебе, Боровичок,

До земли поклон.

Выходят Боровичок и Мухомор.

Боровичок. Ребята, а вы знаете, что такое грибы?

Дети отвечают.

Грибы – это и не животные и не растения. Это особое царство живых организмов. Они появились на Земле более миллиарда лет назад. На Руси они назывались «губы» и только 300 лет назад стали называться «грибы».

Мухомор. Грибов огромное количество. Всего – 100000 видов, но только 10000 видов мы можем увидеть. 90000 – очень маленькие. Их можно увидеть только с помощью микроскопа. Среди них есть и полезные и вредные.

Уч. Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.

Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.

Боровичок. Среди полезных есть грибы дрожжи. Кто слышал про такие грибы? Где они применяются? Эти грибы применяются в хлебном производстве. Именно они делают тесто пышным и воздушным.

Курганова Диана.Самый популярный микроскопический гриб – это дрожжи.

Деркач Милана. Трутовики, разрушая древесину, играют большую роль.

Боровичок. Ещё один полезный гриб – пеницилл. А про этот гриб вы что-нибудь знаете? Вы когда-нибудь видели плесень? Это и есть пеницилл. Из него делают известное во всём мире лекарство пенициллин. Это лекарство лечит сильные воспаления и спасает жизнь многим людям.

Мухомор. Среди вредных грибов встречаются такие, которые вызывают у людей заболевания, портят вещи, губят урожай, повреждают деревья.

Физкультминутка.

V.Закрепление и осмысление знаний.

Беседа.

Уч. На какие две группы можно разделить грибы?

Д. На съедобные и несъедобные.

Уч. О съедобных грибах расскажет Боровичок, о ядовитых – Мухомор.

Боровичок. Меня зовут Боровичок. Но есть у меня ещё одно название. Кто его знает?

Д. Белый гриб.

Уч. А почему меня так называют?

А назвали меня так потому, что после сушки мякоть гриба остаётся белой, а у всех других грибов – чернеет. Кроме того, я самый вкусный и душистый гриб. Из всех известных грибов я самый питательный. По калорийности могу заменить мясо. Не зря я являюсь мечтой грибников, и они называют меня царём грибов.

Мухомор. А меня вы знаете? Я ядовитый мухомор. Мой яд вызывает удушье, обмороки. А почему меня так назвали? Раньше моим настоем морили в домах назойливых мух.

А почему я такой красивый? Это предупреждающая окраска. Не трогай меня. Я опасен. Но опасен я только для человека. Животные, например лоси, лечатся мухоморами.

Уч. Как различить съедобные и несъедобные грибы?

Пользуясь текстом учебника на стр.114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные признаки.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Беседа.

Уч. Кто из вас ходил в лес за грибами?

Какое главное правило грибника вы знаете?

Д. Нельзя брать гриб, который не знаешь.

Уч.Как нужно собирать грибы?

VI.Итог урока.

Игра «Четвёртое лишнее».

Уч.Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. А чтобы выяснитькак вы усвоили новый материал,предлагаю игру «Четвёртое лишнее».

1.Шляпка, стебель,ножка,грибница.

2.Боровик, опёнок, мухомор, лисичка.

3.Сыроежки, бледная поганка, лисичка ложная, мухомор.

4.Рогатик, грифола,паутинник,боровик.

5.Как нужно собирать грибы:

-брать только те грибы, которые хорошо знакомы;

-не надо брать старые грибы,

-чтобы не погибла грибница, надо разрывать рядом с грибом землю и раскидывать листья.

-не собирать грибы возле шоссейных дорог.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Уч. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их.

II. Самоопределение к деятельности.

Уч. Отгадайте загадку.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

Д. Гриб.

Уч. Верно, речь пойдёт о грибах. А что в первую очередь важно знать о грибах?

Сегодня мы должны с вами выяснить:

- каковы особенности строения гриба;

- значение грибов в жизни растений, животных, человека;

- сформулировать правила сбора грибов.

Наши рекомендации