III. Самоопределение к деятельности. €

— Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по об­разцу.

542 : 2 = 400 : 2 + 140 : 2 + 2 : 2 = 200 + 70 + 1 = 271

556:4

670:5 (Учащиеся выполняют задание письменно в тетрадях.)

— Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?

- Какой более легкий способ вы знаете? (Деление столбиком.)

- Выполните деление столбиком.

- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении трехзначного числа на однозначное столбиком.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

- Объясните решение примера на с. 13, пользуясь планом.

№60 (с. 13). (Первые три примера - коллективно, с подробным объяс­нением изаписью на доске, последний — самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)

№ 61 (с. 13).

- Прочитайте задачу.

- Что обозначает первое выражение? (Количество книг на вто­рой полке.)

- Что обозначает второе выражение? (Количество книг на двух полках.)

- Какое значение может принимать переменная в (Ом 1 до 24.)

- Подставьте любое значение переменной и найдите значение выражения.

- Измените условие так, чтобы задача решалась делением. (Предлог «на» поменять на «в» — в b раз меньше.)

- Какие значения может принимать переменная? (Только 5.)

№62 (с. 13). (Самостоятельное выполнение, если позволяет время на уроке. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)

Решение: 20 • 10 + 18 = 218 (уч.).

Ответ: всего привезли 218 учебников.

- Составьте обратную задачу и решите ее. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, оценка.)

№63, 64 (с. 13).

(Устное выполнение по цепочке.)

V. Физкультминутка

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход, (Встать.)

Раз, два.

Он шагнул назад сначала, (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперед, (Шаг вперед.)

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход. (Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

Математический диктант

1) Запишите число, в котором 7 единиц первого разряда и столько же единиц третьего разряда. (707.)

2) Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 680, а разность 300? (380.)

3) Во сколько раз 560 больше, чем 7? (В 80.)

4) Увеличьте 360 в 2 раза. (720.)

5) Чему равно длимое, если делитель 10, а частное 30? (300.)

6) На сколько 190 больше 10? (На 180.)

7) Уменьшите 360 в 60 раз. (6.)

8) Из 1000 вычтите сумму чисел 460 и 40. (500.)

9) Увеличьте 140 в 5 раз. (700.) 10)

10)На сколько самое большое двузначное число меньше, чем самое большое трехзначное число? (На 900.)

Выполнение задания в рабочей тетради

№18 (с. 7). (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 13). Самопроверка по образцу.) Ответы: 112, 256.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— У кого деление не вызывает затруднений?

— Кому еще трудно решать такие примеры? -. Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Учебник: № 65, 66, 67 (пожеланию) (с. 13).

Тема: Приемы письменного деления

Цель:формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; вы­страивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

№73 (с. 14).

Ответы

53 - (3 • 9 + 4 • 6) = 2

53-3-9 + 4-6 = 50

(53-3- 9 + 4) -6= 180

(53 - 3) • 9 + 4 • 6 = 474

III. Актуализация знаний

Логическая задача

Линейка Попугая длиннее линейки Слоненка, но короче ли­нейки Удава, а линейка Мартышки короче линейки Слоненка. Назовите владельцев линеек по степени уменьшения длины ли­неек. (Удав, Попугай, Слоненок, Мартышка.)

Индивидуальная работа у доски

— Укажи порядок действий, вычисли.

99 + 32:4 + 26

50 + 42: 6 • 8

72 : 9 : 4•8

— Укажи порядок действий, вычисли.

360 : 40 • (210 - 150)

(320 - 170): (210 : 7) 600: (70-4-180)

Индивидуальная работа по карточкам

— Запиши выражение и найди его значение.

1) К частному чисел 360 и 6 прибавить произведение чисел 30 и20. (360: 6 +30-20 = 660.)

2) Из частного чисел 420 и 7 вычесть разность чисел 120 и 70. (420: 7-(120-70) = 10.)

3) Из 400 вычесть произведение чисел 70 и 3 и прибавить част­ное чисел 450 и 90. (400-70-3 + 450:90 = 195.)

4) Частное чисел 800 и 40 умножить на 10 и вычесть частное чисел 540 и 60. (800: 40-10- 540: 60 = 191.)

5) Разность чисел 600 и 240 разделить на частное чисел 160 и 4. ((600 - 240) : (160:4)=9.)

Устный счет

- Выполните вычисления, назовите ответы.

360:6 350 : 5 77 : 7

400:4 16-5 18-4

120 : 2 45 : 3 65 : 13

57:19 68:4 48:12

Наши рекомендации