Уход за машиной и её обслуживание.

Доставка продукции на рабочие места и её удаление с них.

Для этого нужно научиться соотносить управляемое слово с каждым из управляющих, т.е. мысленно прочитывать каждое сочетание отдельно.

Многочисленны ошибки на смешение предложного и беспредложного управления, например: уделяется внимание чему-то(неправильно: уделяется внимание на что-то), описывает что-то(неправильно – описывает о чём-то).

Написано:

Пассажиры, оплачивайте за проезд.

Следует написать:

Пассажиры, оплачивайте проезд.

Часто возникают ошибки при употреблении слов-синонимов, имеющих разное падежное управление. Ср.: доволен чем-то, но рад чему-то; поглощен чем-то, но погружен во что-то; похожий на что-то, но сходный с чем-то, характерный для чего-то, но свойственный чему-то, например:

Написано: Следует написать:

Я этим очень рад. Я этому очень рад.

Все поглощены в свои мысли. Все погружены в свои мысли.

Часто управляемые слова употребляются не с теми предлогами, которые необходимы, например:

Неправильно: Правильно:

Зол против него зол на него

Преимущества над кем-то преимущества перед кем-то

Превосходство перед кем-то превосходство над кем-то

Вопросы для самопроверки

1. Каковы нормы употребления предлогов в – на, из – с?

2. С какими падежами употребляются предлоги благодаря, вопреки, за счёт?

3. Каким падежом управляет предлог по в сочетании с существительными и местоимением 3-го лица?

4. Каким падежом управляет предлог по в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица?

5. Повторение какой падежной формы является грамматической ошибкой?

6. Как избежать ошибок, связанных с нарушением сочетания нескольких управляющих слов со словами ими управляемыми?

7. При употреблении каких падежных форм может возникнуть двусмысленность высказывания?

Практические задания

Задание. Исправьте допущенные в предложениях ошибки. Объясните причины их появления.

1. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 2. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 3. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. 4. Приведенные данные говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 5. Лектор оперировал с точными фактами. 6. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 7. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. 8. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? 9. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. 10. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. 11. Спортсмен Петров заверил нас о готовности участвовать в соревнованиях. 12. Мы посетили выставку об успехах народной Польши. 13. Российский экспорт покрывал значительную часть импортных потребностей Голландии по ржи, ячменю, пшенице, пиломатериалам, марганцевой руде и т.д. 14. В школе проводилось соревнование по лучшей встрече гостей из Франции. 15. Делегация получила ответы по интересующим ее вопросам. 16. Я чуть не умер с голоду. 17. Эта роль по мне! 18. В глубину леса мы прошли с километр. 19. На что тебе эти вещи? Варвара Ивановна рассердилась и произнесла в мой адрес несколько слов. 20. Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека. 21. Благодаря снежным заносам движение на транспорте прервано. 22. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 23. Бедный старик очень скучает за мной. 24. Вы давно не учились, и понятно, что скучаете за книгой. 25. Жена тоскует по муже. 26. Мы все скучаем по вам. 27. Не забывай матери и слушайся Настасью Петровну. 28. Согласно приказа всем сотрудникам необходимо пройти медицинский осмотр. 29. Пыль и зной стояли везде, исключая нашего любимого местечка в саду. 30. Шумный и возбужденный говор поднялся между донских казаков. 31. Потребовал обнародования петиции, подписанной свыше миллиона граждан, выступающих против повышения квартирной платы. 32. В проходе разрешается стоять свыше 25 человек. 33. Издание, датируемое около 1600 года. 34. Никогда ещё он не ощущал так горестно свою беззащитность, бессилие своего. 35. Не дать ли воду? 36. Я вам хлеб не достану… Молоко не выпьете на дорогу? 37. Эта прокламация не имела успех. 38. Не получив ответ, старик идет на станцию. 39. Он не отрецензировал рукописи, которую ему прислали. 40. Не пожалеет ни папы, ни мамы. 41. Не надеялся выполнить задания. 42. Я не успел сшить формы. 43. Он не мог сдержать улыбки. 44. Речь неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами. 45. Этот вопрос рассматривается выделенной профкомом комиссией. 46. Актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении. 47. Беседа с инженером с большим производственным стажем. 48. Обращение к стремящейся к овладению английским языком молодежи. 49. Повесть «Степь» – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры. 50. Оценка Добролюбова «темного царства».





Наши рекомендации