Ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах
Свои творческие способности.
Основные направления работы в данной образовательной области:
«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей
Созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным
Видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможнос-
Тями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их
Психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точ-
Ность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с
Различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует
Развитию конструктивных возможностей, формированию представлений
О форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной де-
Ятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы
Ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать
разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования
(величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы
Предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий
Или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное
Устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.
Во время работы с детьми с ДЦП необходимо соблюдать ряд условий,
направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:
254 255
• посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации
мышечного тонуса, снижению напряжения;
• определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения
ДЦП;
• для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими
Приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях
требуется на руку ребенка надеть браслеты — утяжелители);
• на всех этапах работы широко используется активно-пассивный ме-
тод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
«Музыка». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, вы-
Полнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкаль-
Ных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени вы-
Раженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций,
Следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления
звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха),
Танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них
(для детей с двигательными нарушениями).
Образовательная область
«Физическое развитие»
Основная цель — совершенствование функций формирующегося ор-
Ганизма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики,
Зрительно-пространственной координации. Физическое развитие ле-
Жит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном
учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов
Детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особен-
Ностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия
Физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых
Учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы
Решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — сти-
Мулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые
Двигательные умения и навыки, физические качества и способности,
Направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование орга-
низма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными
и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
• формирование в процессе физического воспитания пространствен-
ных и временных представлений;
• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств
материалов, а также назначения предметов;
• развитие речи посредством движения;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных
видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-во-
Левых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двига-
Тельных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу
(вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лаза-