Имеющиеся нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппара-
Та, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный
Уровень владения речью. Это является основополагающим в проектиро-
Вании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет
Словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружаю-
щей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познаватель-
252 253
Ных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне
Элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение
Значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
Высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора про-
Является своеобразие речевого развития, выражающееся в более замед-
Ленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей
Подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между сло-
Вом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внима-
Ние в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений
Слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.
Особым образом строится работа по развитию речи с детьми, имею-
Щими нарушения слухового анализатора. Известно, что нарушение слуха
Является главным препятствием в спонтанном овладении звуковой сло-
Весной речью. Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребенок с
Нарушенным слухом для усвоения речи, следует учитывать возможности
Каждого анализатора — зрительного, кожного, двигательного и остаточно-
Го слуха. Исключительная роль принадлежит зрительному анализатору,
С помощью которого ребенок может воспринимать некоторые движения
Речевых органов, а значит лучше понимать обращенную речь. Для лучшего
Взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические
Приемы — таблички со словами, обозначаемые определенные предметы,
Таблички-инструкции. Речевая деятельность детей с нарушениями слуха
Реализуется в разных видах: слухозрительное и слуховое восприятие, го-
Ворение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование.
Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды вза-
Имодействия в процессе речевого общения. В процессе обучения дошколь-
Ников с нарушениями слуха речи каждому виду речевой деятельности
Уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и
Последовательность обучения в зависимости от потребностей общения.
Особенности звуковой стороны речи отражают просодические еди-
Ницы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп
Речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической ра-
Боты с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП),
Минимальными дизартрическими расстройствами.
Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной
Области необходимо выстраивать индивидуально.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя,
Развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ
всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются
Абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают граммати-
Ческий строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых
Обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм
У детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий — разработок
Грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического ма-
Териала, включение предметно-практической деятельности и др. Пре-
Одоление нарушений звукопроизношения, наблюдаемых у детей с ОВЗ
Различных категорий, возможно при помощи специалиста.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Основная задача — формирование у детей эстетического отношения
К миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эс-
Тетического вкуса, художественных способностей, освоение различных
Видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как
общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых
Стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства