Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными
Возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое,
Тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируют-
Ся полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме,
Цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсор-
Ное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождест-
Вления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстра-
Гирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной
Функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря
Ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного ап-
Парата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при
Организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-
Физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в
Способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом
Заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений,
Словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.
При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию
Следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения,
Учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс-
Труктивной деятельности, направленное на формирование правильного
Восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мел-
кой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки
к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения;
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную де-
ятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок
Мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо
Применять различные формы поощрения дошкольников, которым осо-
бенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).
Формирование элементарных математических представлений пред-
Полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавли-
Вать соответствие между различными множествами и элементами мно-
Жеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на со-
Хранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от про-
Стого к сложному. Количественные представления следует обогащать в
процессе различных видов деятельности. При планировании работы по
Формированию элементарных математических представлений следует
Продумывать объем программного материала с учетом реальных возмож-
Ностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями),
Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедлен-
Ным темпом усвоения изучаемого материала.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное раз-
Витие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка,
Становления разных видов детской деятельности, на основе овладения
Языком своего народа.
Задачи развития речи:
• формирование структурных компонентов системы языка — фонети-
ческого, лексического, грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной
Функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диало-
га и монолога;
• формирование способности к элементарному осознанию явлений
Языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу ре-
Чевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей язы-
250 251
ка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и
Явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают
Слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпола-
Гает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие
И различение фонологических средств языка; обучение правильному зву-
Копроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овла-