Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными

Возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое,

Тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируют-

Ся полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме,

Цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсор-

Ное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождест-

Вления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстра-

Гирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной

Функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря

Ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного ап-

Парата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при

Организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психо-

Физические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в

Способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом

Заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений,

Словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию

Следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения,

Учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс-

Труктивной деятельности, направленное на формирование правильного

Восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мел-

кой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки

к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную де-

ятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок

Мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо

Применять различные формы поощрения дошкольников, которым осо-

бенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).

Формирование элементарных математических представлений пред-

Полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавли-

Вать соответствие между различными множествами и элементами мно-

Жеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на со-

Хранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от про-

Стого к сложному. Количественные представления следует обогащать в

процессе различных видов деятельности. При планировании работы по

Формированию элементарных математических представлений следует

Продумывать объем программного материала с учетом реальных возмож-

Ностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями),

Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедлен-

Ным темпом усвоения изучаемого материала.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное раз-

Витие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка,

Становления разных видов детской деятельности, на основе овладения

Языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонети-

ческого, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной

Функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диало-

га и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений

Языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу ре-

Чевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей язы-

250 251

ка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и

Явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают

Слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпола-

Гает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие

И различение фонологических средств языка; обучение правильному зву-

Копроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овла-

Наши рекомендации