Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовы-
Вать слова в предложениях: существительные с числительными (пять
Груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зе-
Леное брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку уда-
Рения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возмож-
ность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлеб-
Ница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведи-
Ца — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забе-
Жал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множест-
Венного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в пове-
Лительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной сте-
Пени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы-
Сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать не-
Большие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
Сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно
Развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,
Придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого
Характера на тему, предложенную воспитателем.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьни-
Ков — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели
Бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы на-
Учиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему,
Какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
172 173
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать на-
глядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим об-
Суждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризо-
Вать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать про-
Стейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об ин-
Тересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытово-
Го, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
Соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух
И в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить
Детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естествен-
Ными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с опре-
Деленным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, опреде-
Лять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласо-
Вании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные
Слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилага-
Тельные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, ис-
Пользовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда,
Потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и моно-
Логическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком,