Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на ос-
Нове счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
Больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к
Меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей
Группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, ста-
ло 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или:
«Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало
Тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, прино-
Сить определенное количество предметов в соответствии с образцом или
заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп пред-
Метов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном
Расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме
Расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве-
Личине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по
Толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к
Другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные
(длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные
(одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная
Лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
Длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной после-
Довательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в
Активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения пред-
Метов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже,
Эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах:
Круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые
Признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного ана-
Лизаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квад-
Ратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его
Элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных
Размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, пря-
Моугольник).
152 153
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
Фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — пря-
Моугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять про-
Странственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
(вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами
Положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от
Меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко
(дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о
Частях суток, их характерных особенностях, последовательности (ут-
Ро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов)
Из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера,
Формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части
И воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством
И каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть
Меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе
счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять
Большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каж-
Дого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения
Конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство
из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая
Из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить
Один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать
Один, то станет по 7, поровну»).