Обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении дан-
ных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию
И формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педаго-
гами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
Стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий
Для их удовлетворения в семье.
Основные направления
И формы работы с семьей
Взаимопознание
И взаимоинформирование
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский
Сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья
имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет
Воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую
Поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические
Ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного
Потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая
Диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посе-
Щение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых
Дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентиро-
Ванные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих
Детей сторон.
Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство
Педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство
Семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использо-
Вать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции,
Ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами
(«Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Раз-
Говор без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регу-
Лярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали
Друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и се-
Мье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о раз-
Витии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении
(в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосре-
Дованно, при получении информации из различных источников: стендов,
Газет, журналов (рукописных, электронных), семейных календарей, раз-
Нообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управле-
ния образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Стенды. На стендах размещается стратегическая (многолетняя),
Тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической
Относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю
и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об
инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополни-
тельных образовательных услугах. К тактической информации относятся
Сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и
содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Опе-
Ративная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес
Для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже
Прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах,
Репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях вы-
Ходного дня и т. д. Поскольку данный вид информации быстро устаревает,
Ее необходимо постоянно обновлять.
Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если
они принимают участие в ее подготовке, а также если она отвечает ин-
Формационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически
Оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал).
114 115
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно
Поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте
Детского сада, а также в семейных календарях.
Непрерывное образование
Воспитывающих взрослых