Организационный механизм проведения конкурса
общеобразовательных учреждений
Организации-заявители направляют в региональную Организационную группу (экспертную комиссию):
· документы для экспертизы по критериям участия (перечень см. в Приложении 2);
· заявку на участие в конкурсе (Приложение 1).
Первичный просмотр заявок, поступивших на конкурс, осуществляется региональной Организационной группой (конкурсной комиссией). Каждая поступившая заявка проходит регистрацию, проверяется соответствие заявки условиям конкурса, наличие необходимых документов.
В результате первичного отбора исключаются заявки, которые:
– не соответствуют критериям участия;
– не имеют полного комплекта необходимой документации.
После технической экспертизы документации по критериям отбора направляются в региональный Экспертный совет (экспертные комиссии) для проведения второго этапа экспертизы.
Экспертная оценка результатов деятельности общеобразовательного учреждения гражданскими институтами заключается в анализе реализации Программы развития общеобразовательного учреждения по критериям отбора.
Члены региональных экспертных комиссий не имеют права участвовать в экспертизе заявки общеобразовательного учреждения, если гражданская организация, к которой они принадлежат, является заявителем данного образовательного учреждения.
Затем заявки возвращаются в региональную Организационную группу (конкурсную комиссию), где на основе результатов экспертной оценки формируется общий список Претендентов с определением их рейтинга, который направляется в Региональный совет ПНПО. Он в свою очередь определяет итоговый список общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки на основании рейтинга и в соответствии с квотой, установленной субъекту Российской Федерации, и в установленный срок представляет на утверждение губернатору.
Губернатор направляет утвержденный список общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки в Минобрнауки России в соответствии с сетевым графиком.
Общий список общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки утверждается приказом Минобрнауки на основании документов, представленных государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Составляется выписка из приказа Минобрнауки России об утверждении общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки, которая доводится до победителя Конкурса.
Победитель конкурса награждается Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации
После того, как победитель конкурса истратит выделенные ему средства, он может предоставить в региональный Совет по ПНПО добровольный отчет о том, насколько эффективно, на его взгляд были потрачены средства, куда они пошли, как повлияло данное поощрение на развитие образовательного учреждения.
3.2. Критерии участия общеобразовательных учреждений
Участники конкурса определяются на основе оценки по критериям участия, подтверждаемых документами правоустанавливающего, нормативного и иного характера в соответствии с перечнем, представленном в Приложении 1.
Критерии участия общеобразовательных учреждений:
· Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицензию и государственную аккредитацию;
· в Учреждении функционирует орган государственно-общественного управления;
· в деятельности Учреждения не зафиксированы в течение трех последних лет нарушения законодательства в сфере образования и трудового законодательства;
· в Учреждении разработана и утверждена программа развития;
· Учреждение является ресурсным (методическим, опорным, социокультурным) центром для других образовательных учреждений (или местного сообщества) муниципалитета (региона) по ряду направлений развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или другой площадкой федерального, регионального или муниципального уровня;
· Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами;
· в Учреждении оборудован компьютерный класс;
· в Учреждении имеется собственный сайт или электронная страница на сайте иного учреждения, напрмер, местного Органа управления образования или муниципалитета (при отсутствии технических возможностей критерием участия может быть предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности Учреждения).
Перечень документов предоставляемых в Региональную Конкурсную комиссию для экспертизы по критериям участия:
· заявка органа государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения, зарегистрированного а его уставе, на участие в конкурсе;
· копии правоустанавливающих документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, устав Учреждения);
· бюджет, финансовый план или бизнес-план Учреждения;
· программа развития Учреждения;
· справка, подтверждающая отсутствие нарушений законодательства в сфере образования и трудового законодательства в Учреждении в течении последних трех лет, заверенная учредителями;
· справка, подтверждающая наличие в Учреждении компьютерного класса, заверенная учредителем;
· справка, подтверждающая, что Учреждение является пилотной, экспериментальной, инновационной или другой площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; ресурсным или методическим центром, заверенная учредителем.
Одним из ключевых действующих лиц конкурсной процедуры является организация-заявитель, которая утверждает и направляет документацию претендента в региональную конкурсную комиссию. Это может быть либо общественная организация, которая обязательно должна быть зарегистрирована и соответственно иметь юридическое лицо, либо попечительский совет образовательного учреждения, полномочия и механизм работы которого прописаны в уставе школы. Таким образом, общественные организации и объединения, участвующие в национальном проекте, обязаны находиться в правовом поле.
3.3. Критерии отбора общеобразовательного учреждения
Экспертная оценка результатов деятельности Претендентов производится представителями общественных организаций по критериям отбора на основании анализа содержания действующей программы развития образовательного учреждения с обязательным представлением в ней планов работы школы на 2006 год.
При конкурсном отборе школ предполагается определить те учреждения, которые проявляют наибольшую активность по внедрению инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности школы по критерием отбора. В связи с этим желательно, чтобы программа развития учреждения, представляемая Претендентом на конкурс, содержала все необходимые данные, на основании которых общественные эксперты могли бы достаточно полно судить о степени соответствия деятельности Учреждения критериям конкурсного отбора. Эти данные могут присутствовать в программе развития Учреждения в различных вариантах:
· быть включенными в информационную или аналитическую части данного документа;
· представлять собой основное содержание программы развития;
· служить приложением к программе развития Учреждения в виде информационной карты или справки.
Желательно также, чтобы программа развития учреждения имела также информацию, позволяющую общественным экспертам оценить активность учреждения по внедрению инновационных образовательных программ, включая программы обучения по отдельным учебным предметам и направлениям воспитательной работы школы.
Образовательное учреждение должно приложить все усилия для предоставления максимально полной информации, позволяющей проводить экспертизу по установленным критерием в соответствии с представленными в данном разделе комментариями. Отсутствие информации может трактоваться экспертами как отсутствие результатов и деятельности по соответствующему направлению и вести к снижению балльной оценки.
При оценке деятельности образовательного Учреждения на основе анализа его основного инновационного документа, программы развития, общественным экспертам важно будет установить:
1. Обеспечивает ли содержание программы развития достижение более высоких значений по критериям конкурсного отбора;
2. Повлияла ли инновационная деятельность Учреждения на улучшение его показателей по всем конкурсным критериям; наблюдается ли в школе положительная динамика изменения показателей по каждому критерию за последние 3 года.
При оценке деятельности школы следует учитывать также объективную взаимосвязь и взаимозависимость критериев конкурсного отбора между собой и соответственно проводить экспертизу работы школы комплексно.
В отличие от критериев участия, представляющих собою перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающиеся в дополнительных комментариях. Не исключено, что содержание конкурсных материалов именно по этим позициям вызовет наибольшие трудности как при их составлении Заявителями, так и при рассмотрении членами конкурсных комиссий и экспертами.
В связи с этим для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Претендента по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) целесообразно также добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это и направлены данные методические рекомендации, построение которых основывается на следующих общих принципах:
·минимизация необходимой документации, подтверждающей описание деятельности школы, соответствующей данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»);
·опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок);
·максимальное доверие гражданским институтам, выступающим в роли Заявителя; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности Претендента по тому или иному критерию.