Тема 1.4. Основные функции педагогического управления
образовательным учреждением
Понятие «функция управления». Управление как процесс представляющий совокупность непрерывных видов деятельности, управленческих функций. Виды функций управления. Функции и задачи управления. Адекватность состава функций управления управленческим ситуациям. Циклический характер процесса управления. Понятие «управленческий цикл».
Классификация функций управления (А. Файоль, М. Альберт, М.Х. Мескон, Ф. Хедоури, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.Л. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.А. Якунин). Типология функций управления: информационно-аналитическая, планово-прогностическая, мотивационно-целевая, организационно исполнительская, контрольно-оценочная, коррекционно-регулирующая.
Информационно-аналитическое обеспечение управления образовательным учреждением. Роль и значение информации в принятии управленческих решений. Информационные потоки в образовательном учреждении. Виды информации: стратегическая, тактическая, оперативная информация. Основные требования к качеству информации. Сбор, обработка, классификация и систематизация внутренней и внешней информации по основным направлениям деятельности образовательного учреждения. Система статистических показателей, характеризующих качество деятельности образовательного учреждения. Обеспечение открытости информационного пространства образовательного учреждения, его взаимодействия с внешними информационными системами.
Анализ, педагогический анализ в управлении образовательными системами. Требования к педагогическому анализу: целенаправленность, планомерность, последовательность, выделение для анализа узловых вопросов, рассмотрение из во взаимосвязи, выявление положительных и отрицательных факторов, оказывающих влияние на качество образовательного процесса, установление причинно-следственных связей между явлениями и процессами, формулирование педагогических и управленческих выводов по результатам анализа, управленческих решений по устранению имеющихся недостатков, внесение коррективов в содержание педагогической и управленческой деятельности субъектов управляющей подсистемы. Субъекты и объекты педагогического анализа. Виды анализа, методы его осуществления. Проблемно-ориентированный педагогический анализ. Технология педагогического анализа. Этапы проведения анализа: ознакомление с предметом анализа, морфологическое описание предмета анализа, его структуры, выявление причинно-следственных связей и обобщений. Критерии и показатели эффективности проблемно-ориентированного педагогического анализа.
Мотивационно-целевая функция управления. Система средств стимулирования и мотивации педагогических кадров к инновационной деятельности. Роль целеполагания в управлении развитием образовательной системы. Требования к постановке целей. Соотношение цели и задачи, цели и ценностей, цели и результата управления. Построение дерева целей управления развитием образовательной системой. Технология управления по целям и по результатам. Содержательные и процессуальные теории мотивации персонала образовательного учреждения.
Планирование, программирование, проектирование. Виды планирования. Принципы планирования. План образовательного учреждения как нормативно-управленческий документ. Требования к плану образовательного учреждения. Структура и содержание плана. Технология планирования. Основные этапы разработки плана.
Организационно-исполнительская функция. Организационные отношения в образовательных системах. Распределение полномочий, закрепление функциональных обязанностей между руководителями образовательного учреждениями и педагогами. Обновление состава и содержания функций педагогических и управленческих кадров в условиях модернизации образования. Делегирование полномочий в образовательном учреждении. Характеристика партисипативного управления. Организационная структура управления. Типы организационных структур. Характеристика адаптивных организационных структур. Органиграмма управления образовательным учреждением.
Контрольно-диагностическая функция. Научные подходы к осуществлению внутришкольного контроля в образовательном учреждении. Понятия «внутришкольное инспектирование», «инспекционно-контрольная деятельность», «внутришкольный контроль». Сущность, назначение, цели и задачи внутришкольного контроля. Функции внутришкольного контроля: диагностическая, аналитическая, профилактическая, педагогическая, профилактическая, педагогическая, корректирующая, регулирующая, проверочная, мотивирующая, стимулирующая. Объект и предмет внутришкольного контроля. Принципы осуществления внутришкольного контроля. Формы внутришкольного контроля. Виды внутришкольного контроля. Субъекты, осуществляющие внутришкольный контроль. Технология внутришкольного контроля. Методы внутришкольного контроля. Правила и этика инспектирования и контроля.
Мотивация как функция менеджмента. Содержательные, процессуальные теории мотивации, теории социального влияния мотивации, их воздействие на готовность персонала образовательного учреждения заниматься инновационной деятельностью. Регулирование и координация деятельности как функция управления. Формы и виды регулирования процесса управления образовательными системами. Консалтинговая деятельность руководителя.
Повышение эффективности функций управления в инновационном менеджменте.
Тема 1.5. Технология разработки и принятия управленческих решений в образовательном учреждении
Понятие «управленческое решение». Основания для классификации управленческих решений. Типология управленческих решений. Ранг, масштабность управленческих решений. Продолжительность действия управленческих решений. Объекты воздействия управленческих решений. Технология разработки управленческих решений. Коллективные формы принятия управленческих решений. Особенности разработки и принятия решения в группе. Методика принятия групповых решений. Методы формализации управленческих решений. Формы отражения управленческих решений (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба). Способы передачи управленческих решений (вербальные, письменные, электронные).
Требования к качеству управленческих решений. Качество управленческих решений как необходимое условие устойчивого развития образовательного учреждения. Оценка рисков при принятии управленческих решений. Методы предотвращения и уменьшения риска. Экономическое обоснование управленческих решений. Цели управленческой деятельности и решения по согласованию интересов субъектов процесса управления. Формы участия субъектов процесса управления в принятии управленческих решений Мотивация персонала образовательного учреждения к реализации управленческих решений.
Воздействие личности руководителя на процесс разработки и принятия управленческих решений. Условия повышения эффективности управленческих решений.
Тема 1.6. Виды, формы, методы внутришкольного контроля качества образовательного процесса
Инспекционно-контрольная деятельность как средство повышения эффективности и качества деятельности образовательного учреждения. Понятия «внутришкольное инспектирование», «инспекционно-контрольная деятельность», «внутришкольный контроль». Сущность, назначение, цели и задачи внутришкольного контроля за качеством образовательного процесса. Функции внутришкольного контроля: диагностическая, аналитическая, профилактическая, педагогическая, профилактическая, педагогическая, корректирующая, регулирующая, проверочная, мотивирующая, стимулирующая. Объекты и предмет внутришкольного контроля. Принципы осуществления внутришкольного контроля за качеством образовательного процесса. Специфика осуществления внутришкольного контроля за качеством воспитания.
Формы внутришкольного контроля. Виды внутришкольного контроля. Плановые и оперативные проверки; тематические и комплексные проверки. Мониторинг качества образовательного процесса в школе. Административные проверки в рамках текущего контроля уровня воспитанности обучающихся. Субъекты, осуществляющие внутришкольный контроль. Определение полномочий и ответственности субъектов внутришкольного контроля. Технология внутришкольного контроля качества образовательного процесса, воспитательной деятельности. Основные этапы осуществления внутришкольного контроля.
Содержание внутришкольного контроля за качеством образовательного процесса, воспитательной работы образовательного учреждения. Требования к отбору содержания внутришкольного контроля за качеством образовательного процесса, состоянием воспитательной работы в начальной, основной, полной средней школе, профильных классах, усилением воспитательной направленности образовательного процесса в школе. Отслеживание причин низкого уровня образовательных и личностных достижений, воспитанности обучающихся, низкой эффективности профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними, степени удовлетворенности обучающихся организацией образовательного процесса в школе.
Методы внутришкольного контроля: диагностика качества знаний обучающихся, диагностика сформированности базовых компетенций по предмету, диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий, диагностика уровня воспитанности, диагностика уровня социальной зрелости обучающихся, опрос участников образовательного процесса, анкетирование, собеседование, экспертиза учебно-тематических планов, образовательных, воспитательных программ, экспертиза планов работы классных руководителей (классных воспитателей), экспертиза планов работы педагогов дополнительного образования, экспертиза планов работы кружков, творческих объединений, детских объединений, наблюдение за организацией образовательного, воспитательного процесса, обследование, документальный контроль.
Технология разработки научно-методического сопровождения для осуществления внутришкольного контроля за качеством образовательного процесса. Разработка плана-задания для контроля качества образовательного процесса, воспитательной деятельности. Привлечение опытных и творчески работающих учителей-предметников, классных руководителей (классных воспитателей), педагогов дополнительного образования к осуществлению функции контроля. Инструктивно-методическая работа с педагогическими кадрами, привлекаемыми для осуществления внутришкольного контроля качества образовательного процесса, воспитательной деятельности.
Планирование внутришкольного контроля качества образовательного процесса, качества воспитательной деятельности. Дифференцированный подход к учителям-предметникам, классным руководителям (классным воспитателям), педагогам дополнительного образования в процессе осуществления внутришкольного контроля. Создание организационно-педагогических и морально-психологических условий для осуществления внутришкольного контроля. Подведение итогов внутришкольного контроля качества образовательного процесса, качества воспитательной деятельности. Виды и форы управленческих решений, принимаемых по итогам внутришкольного контроля. Проверка исполнения принятых решений по итогам внутришкольного контроля. Этика взаимоотношений субъектов, участвующих в процессе внутришкольного контроля. Пути повышения эффективности внутришкольного контроля.
Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения раздела 1.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие образовательные результаты:
№ п.п. | Формируемые компетенции | Образовательные результаты, соответствующие формируемым компетенциям | ||
индекс | компетенция | индекс | Результат | |
1. | ОК-2 | готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач | З-1 | знать современные тенденции развития образовательных систем; |
З-2 | иметь представление о научных школах управления; | |||
З-3 | знать основные теоретические положения и ключевые понятия менеджмента в образовании; | |||
З-4 | знать новые парадигмы и модели менеджмента в образовании; | |||
З-5 | знать критерии инновационных процессов в образовании; | |||
У-1 | уметь использовать знания фундаментальных основ, современных достижений менеджмента в образовании для решения профессиональных задач; | |||
У-2 | уметь интегрировать современные информационные технологии в управление образовательными системами; | |||
У-3 | демонстрировать способность выстраивать целостную систему управления образовательным учреждением, обосновать логику управленческой деятельности; | |||
У-4 | уметь определять приоритеты корпоративной стратегии развития образовательного учреждения; | |||
У-5 | демонстрировать готовность использовать инновационные подходы к управлению развитием образовательного учреждения; | |||
В-1 | владеть способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций менеджмента в образовании; | |||
В-2 | владеть научными подходами к управлению развитием образовательного учреждения; | |||
В-3 | владеть критериями инновационных процессов в образовании; | |||
В-4 | владеть способами интеграции современных информационных технологий в управление образовательными системами; | |||
2. | ПК-10 | готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа | З-6 | знать методы стратегического и оперативного анализа состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения; |
З-7 | иметь представление о современных тенденциях развития управляемой системы; | |||
З-9 | знать состав и содержание функций управления; | |||
З-10 | знать методы управления, типологию методов управления, их основные характеристики; | |||
З-11 | знать требования к планированию деятельности образовательного учреждения; | |||
У-6 | проявлять готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружение путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; | |||
У-7 | уметь планировать деятельность образовательного учреждения; | |||
У-8 | уметь технологически грамотно осуществлять внутришкольный контроль; | |||
У-9 | демонстрировать способность отбирать оптимальные методы управления для эффективного решения управленческих задач; | |||
В-5 | владеть методами стратегического и оперативного анализа состояния и потенциала управляемой системы, ее макро- и микроокружения; | |||
В-6 | владеть инновационными подходами к управлению развитием образовательного учреждения; | |||
В-7 | владеть навыками планирования деятельности образовательного учреждения; | |||
В-8 | владеть технологией осуществления внутришкольного контроля; |
Раздел 2. Управление развитием образовательного учреждения
Тема 2.1. Проектирование стратегии развития образовательного
учреждения. Инновационная программа развития
образовательного учреждения
Разработка стратегии перехода к новой школе. Цели и задачи программы развития образовательного учреждения, ее предназначение. Стратегии локальных изменений, стратегии модульных изменений, стратегии системных изменений. Требования к разработке программы развития образовательного учреждения: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Стадии разработки программы развития. Проблемно-ориентированный анализ. Технология проблемно-ориентированного анализа. Структура информационной справки о школе.
Формирование концепции будущего школы. Моделирование образа будущего школы. Способы обновления школы. SWOT – анализ. Определение целей и задач проекта. Видение, миссия, философия, стратегия развития образовательного учреждения. Параметры оценивания инновационных идей. Технология разработки концепции развития школы. Структура концепции. Описание нового управляемого объекта. Компоненты описания управляющей подсистемы. Модифицированная организационная структура управления образовательным учреждением. Обновленный состав функций субъектов управления. Новые механизмы управления. Ресурсное обеспечение развития образовательного учреждения. Алгоритм разработки концепции образовательного учреждения.
Формирование плана-действий. Требования к плану-действий: полнота состава действий, целостность, скоординированность, сбалансированность по ресурсам, контролируемость, чувствительность к сбоям. Структура плана-действий. Обеспечение организационных, нормативно-правовых, мотивационных, кадровых, программно-методических, финансовых условий. Технология разработки плана-действий.
Критерии конкурсного отбора образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Тема 2.2. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении
Инновационный процесс как основа развития образовательного учреждения. Сущность инновационного процесса. Структура инновационного процесса: деятельностная, субъектная, уровневая, управленческая. Жизненный цикл инноваций: осознание потребности и возможности изменений; поиск новшеств, освоение, внедрение, тиражирование, рутинизация.
Инновационный риск, способы его уменьшения. Механизм управления развитием инновационных процессов. Факторы, способствующие и тормозящие инновационное развитие. Разработка системы мер по предупреждению ограничений в инновационном процессе.
Прогностическая направленность управления инновационными процессами. Характеристика типичных противоречий в нововведениях.
Инновационный потенциал организации: инновационный потенциал руководителя; инновационный потенциал коллектива; социальные, материальные, социокультурные условия; соответствие структуры и содержания управления изменением в его объекте.
Изменения в целях организации в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации. Структурные изменения и их влияние на человеческий фактор. Изменения в технологии и их воздействие на социальные стереотипы. Изменения в людях.
Основные этапы инновационного процесса. Этап давления и побуждения. Осознание необходимости перемен и готовность к их проведению. Этап посредничества и переориентации внимания. Восприятие новых точек зрения. Этап диагностики. Сбор соответствующей информации и определение истинных причин возникновения проблемы. Этап нахождения нового решения. Получение согласия на проведение нового курса. Этап эксперимента, выявление степени эффективности решения проблемы с помощью планируемых изменений. Цели и задачи организации экспериментальной работы в образовательном учреждении. Основные этапы подготовки и проведения эксперимента: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий. Технология разработки программы эксперимента, ее основные компоненты. Обеспечение условий для реализации программы эксперимента. Распределение управленческих функций в опытно-экспериментальной работе. Научно-методическое и кадровое обеспечение экспериментальной работы. Экспертиза качества экспериментальной работы. Этап подкрепления и согласия. Мотивация людей на изменения в образовательном учреждении. Участие работников в управлении переменами.
Формирование стратегии рекламы инновационных образовательных продуктов и услуг образовательного учреждения.
Тема 2.3. Формирование портфеля новшеств и инноваций в образовательном учреждении
Понятие конкурентоспособности образовательного учреждения, полезного эффекта объекта. Анализ конкурентоспособности образовательного учреждения и его конкурентов. Действия по оценке конкурентов. Факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательного учреждения. Сущность закона конкуренции. Параметры оценивания рынка образовательных продуктов и услуг. Факторы конкурентного преимущества образовательного учреждения во внешней среде. Факторы, определяющие конкуренцию в отрасли. Характеристика нововведений, обеспечивающих конкурентные преимущества образовательного учреждения. Социально-психологические факторы конкурентоспособности образовательного учреждения. Характеристика привлекательности продуктов и услуг образовательного учреждения. Анализ основных факторов успеха новых продуктов на рынке образовательных услуг.
Сущность SVOT – анализа. Анализ стратегического положения образовательного учреждения и привлекательности рынков (модель Мак-Кинси). Стратегии охвата рынка образовательных услуг. Способы продвижения образовательных продуктов и услуг. Виды инноваций, необходимых для реализации стратегии развития образовательного учреждения. Содержание портфеля новшеств и инноваций, обеспечивающих устойчивую конкурентоспособность образовательного учреждения в условиях модернизации.