ХХI века. Философия современного менеджмента

Понятия «управление», «социальное управление», «руководство», «менеджмент», «педагогический менеджмент». Новые парадигмы и модели менеджмента. Глобальная конкуренция и системное управление знаниями в условиях экономики знаний. Возрастание роли интеллектуальных активов организации в обеспечении ее конкурентоспособности. Создание и развитие конкурентных преимуществ на основе портфеля уникальных организационных компетенций и ресурсов. Ключевые компетенции организации. Понятие «обучающейся организации». Структура организационных знаний (теоретические, практические, стратегические, коммерческие, производственные). Новые виды продуктов «застывшие знания», «застывшие ресурсы». Преобразующий менеджмент. Инновационный менеджмент. Стратегический менеджмент. Ключевые идеи корпоративного управления. Инновационная корпоративная стратегия развития образовательного учреждения.

Философия современного менеджмента. Очеловечивание управления. Профессионально-личностное развитие и самореализация персонала, креативное сотрудничество в решении внутриорганизационных задач. Формирование работников-инвесторов, «работников по знаниям». Концепция динамических способностей организации. Поощрение творчества сотрудников, развитие творческого мышления. Культивирование предпринимательского типа поведения сотрудников. Управление развитием и поддержанием ценностей в организации как основа устойчивого развития.

Ценностно-ориентированное управление образовательным учреждением. Ресурсная концепция развития.

Тема 1.2. Образовательное учреждение как объект управления

Понятия «система», «социальная система», «социально-педагогическая система», «педагогическая система», «образовательная система», «система управления». Образовательное учреждение как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Динамичность, гибкость и сложность образовательной системы. Самоуправляемое развитие школы.

Основные свойства образовательного учреждения как системы. Управляющая и управляемая подсистемы образовательного учреждения, характер их взаимодействия. Субъекты и объекты управления. Компоненты управления: образовательный процесс, его уровни; процессы нормативно-правового, информационного, кадрового, мотивационного, программно-методического, психолого-педагогического, здоровьесберегающего, медицинского, финансово-экономического, материально-технического обеспечения. Взаимодействие образовательного учреждения с региональными, муниципальными органами управления образованием. Взаимодействие школы с социальными партнерами.

Философия, миссия, стратегия, политика образовательного учреждения в условиях модернизации. Модель выпускника школы как ведущий источник проектирования ее жизнедеятельности. Личностно-ориентированная, развивающая школа. Принципы организации образовательной среды в личностно-ориентированной, развивающей школе. Опыт построения и реализации личностно-ориентированных развивающих школьных систем. Личностно-ориентированное управление школой, его задачи, содержание, методы и технологии. Организационная структура управления образовательным учреждением. Организационная культура образовательного учреждения как инновационный ресурс его развития. Задачи управленческой деятельности руководителя школы в условиях модернизации образования.

Условия эффективного управления развитием школы в контексте инновационных процессов в российском образовании. Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением.

Конкурентоспособность школы, ее репутация, имидж.

Тема 1.3. Научные подходы к управлению образовательным

учреждением

Теоретико-методологические основы менеджмента в образовании. Системный подход. Характеристика основных свойств системы применительно к управлению образовательным учреждением. Целостность, структурность, иерархичность, неаддитивность, эмерджентность, мультипликативность, адаптивность, открытость, непрерывность функционирования и развития, синергичность, взаимодействие системы с внешней средой, альтернативность, приоритет качества, наследственность, приоритет интересов системы более широкого уровня перед интересами ее компонентов. Открытость системы, ее взаимодействие с другими системами (органами государственной и местной власти, органами управления образованием, образовательными учреждениями, общественными организациями и др.).

Маркетинговый подход. Функциональный подход. Воспроизводственный подход. Нормативный подход. Комплексный подход. Интеграционный подход. Динамический подход. Процессный подход. Оптимизационный подход. Квалиметрический подход. Административный подход. Поведенческий подход. Проблемно-ориентированный подход. Ситуационный подход. Рефлексивный подход. Ценностно-ориентированный подход.

Наши рекомендации