Рассмотрим организационные формы дистанционного обучения в ЮУрГУ.
В педагогической практике дистанционного обучения ЮУрГУ используются хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др.
Лекции дистанционного обучения в ЮУрГУ, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио и видео - кассеты, CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий в ЮУрГУ. Семинары дистанционного обучения проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.
Консультации дистанционного обучения являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также - телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы дистанционного обучения в ЮУрГУ предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, иммитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль дистанционного обучения - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. В процессе дистанционного обучения оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.
В заключение практической работы мы провели опрос студентов 2-го курса дневного отделения факультета Экономики ЮУрГУ на тему «Плюсы и минусы дистанционного обучения». Всего было опрошено 40 студентов.
Анкета включала 5 вопросов:
1. Знаете ли Вы, что такое дистанционное обучение?
2. Считаете ли Вы, что дистанционное обучение является перспективной формой образования?
3. Готовы ли Вы обучаться дистанционно?
4. Назовите достоинства дистанционного обучения.
5. Назовите недостатки дистанционного обучения.
После обработки анкет мы получили следующие данные:
На вопрос 1 «Знаете ли Вы, что такое дистанционное обучение?» - 80% опрошенных студентов ответили «Да», 10% ответили «Нет», 10% затруднились ответить.
На вопрос 2 «Считаете ли Вы, что дистанционное обучение является перспективной формой образования» - 50% опрошенных студентов ответили «Да»,40% ответили «Нет», 10% затруднились ответить.
На вопрос 3 «Готовы ли Вы обучаться дистанционно?» - 20% опрошенных студентов ответили «Да», 50% ответили «Нет», 30% затруднились ответить.
На вопрос 4 «Назовите достоинства дистанционного обучения.»
- к основным достоинствам дистанционного обучения студенты отнесли удобную по времени организацию обучения, свободный график обучения, объективность в ситуации контроля и проверки знаний, возможность получить быстрый доступ к учебно-методическим материалам.
На вопрос 5 «Назовите недостатки дистанционного обучения.» - к основным недостаткам дистанционного обучения студенты отнесли невозможность непосредственного общения с преподавателями, не понятный процесс организации процесса обучения (многие студенты имеет смутное представление о том, что такое дистанционное обучение), некоторые студенты указали, что дистанционное обучение требует самоорганизации и волевых усилий от обучающихся, так как студентам придется самостоятельно организовывать процесс обучения.
Выводы по главе 2
В 2-й главе курсовой работы был проведен анализ модели дистанционного обучения на базе ЮУрГУ, г. Челябинск.
Модель дистанционного обучения в ЮУрГУ основана на следующих основополагающих элементах и включает в себя: