Социальная сущность воспитания. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Существует много различных подходов к рассмотрению этой категории. Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальномсмысле, то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений.

В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности, целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, руководство (управление) процессом формирования и развития личности, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду;

функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич);

подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов);

специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов);

целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: конкретных людей, микрогрупп и коллективов, социальных институтов.

Взаимодействие воспитателей и воспитанников представляет собой обмен информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно. В целом взаимодействие воспитателей и воспитанников и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно действовать, обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к переменам как в обществе, так и в своей собственной судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.

Содержание и характер взаимодействия общества, групп, личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность групп и коллективов, а в конечном счете отношения людей к миру и к самим себе.

Взаимодействие государства с институтами воспитания (семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации) зависят от особенностей конкретной социально-политической системы и государственной политики в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания.

Взаимодействие между институтами воспитания выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социальных групп людей. Например, школа обеспечивает необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; детские и юношеские организации дополняют его развитием общественной активности; учреждения НПО и СПО обеспечивают профессиональную подготовку; внешкольные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развития творческих задатков.

Отсутствие между институтами воспитания четкой системы связей делает процесс воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае.

Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Таким образом, воспитание – это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Проблема целей воспитания дискуссионна. Цели и задачи воспитания носят конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов. Они определяются идеологией государства, ценностями общества в данный момент и конкретными людьми (преподавателями, родителями), являющимися носителями определенных ценностей.

Поэтому ответ на вопрос о целях и задачах воспитания в современных условиях не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С.Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук».

Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 2) перечисляются следующие цели воспитания: гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине.

В Концепции Модернизации российского образования на период до 2010 года зафиксировано, что существует социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

Виды воспитания.

Существует много классификаций видов воспитания. Так, по формам различают семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное; по содержанию: трудовое, умственное, физическое; по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»: авторитарное, свободное, демократическое; по объектам воспитания: нравственное, половое, экономическое, гражданское, правовое, экологическое. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим некоторые из видов воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключается в правильном физ развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности.

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитаниепредполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное воспитаниерас-ет воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья) и пр.

Религиозное воспитание –целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Социальное воспитание– составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

Взаимодействиев процессе социального воспитания – это всегда диалог воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой.. Воспитательная эффективность взаимодействия в процессе социального воспитания определяется объективными (воспитательные организации) и субъективными (приобретение личного опыта адаптации и обособления в социуме) факторами.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.

Термин «нравственное воспитание» понимается как обучение нормам общественного приличия и нормам этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях. Соблюдение норм этикета принято называть воспитанностью или культурностью. Это еще не нравственность, но необходимая ее составляющая.

Средства обучения

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Классификация средств обучения

по трем уровням (предложена В.В. Краевским)

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
1-й уровень – урок
Языковые системы знаков (устная и письменная речь) Средства наглядности (схемы, фото и пр.) Учебные компьютерные программы Организующе-координирующая деятельность учителя Уровень квалификации учителя Уровень внутренней культуры учителя Формы организации учебной деятельности на уроке Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов Текстовой материал Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели) Технические средства обучения Лабораторное оборудование  
   
2-й уровень – предмет
Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и пр.) Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и пр.) Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету) Учебники и учебные пособия Дидактические материалы Методические разработки (рекомен-дации) по предмету Первоисточники
3-й уровень – процесс обучения в целом
Система обучения Методы обучения Система общешкольных требований Кабинеты для обучения Библиотеки Столовые, буфеты Медицинские кабинеты Помещения для администрации и педагогов Раздевалки Рекреации

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:

· по составу объектов средства обучения бывают – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

· по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

· по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

· по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

· по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

· по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные при­боры), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

· по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

· по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процес­са обучения (учебные кабинеты);

· по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Наши рекомендации