Критерии оценки работы практиканта
Пояснительная записка
В процессе обучения студенты должны не только получить глубокие научные знания в области социальной педагогики и практической психологии, но и научиться работать с каждым конкретным ребенком, оказывая ему, его родителям и учителям своевременную необходимую социально-педагогическую и психологическую помощь.
Комплексная учебно-ознакомительная практика студентов – важный компонент в общей системе подготовки специалистов: педагогов социальных и практических педагогов-психологов. Практика способствует наибольшему углублению и расширению диапазона знаний и проверки профессиональной пригодности будущих специалистов.
Комплексная учебно-ознакомительная практика студентов как форма профессионального обучения направлена на практическое познание закономерностей и принципов социально-педагогической и психологической деятельности, учет и реализацию их в процессе межличностного взаимодействия; теоретическое осмысление, изучение и анализ социально-психологических и педагогических явлений и ситуаций, освоение студентами технологий, методов и методик практической деятельности.
Целью комплексной учебно-ознакомительной практики студентов является закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения, овладение навыками решения социально-педагогических задач.
Основными задачами практики являются:
- углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении курсов: «Психология», «Теоретические и методологические основы психологии», «Введение в профессию», «Педагогика современной школы», «Социальная педагогика», «Социальное воспитание в школе»; научиться применять эти знания на практике;
- ознакомить студентов со спецификой социально-педагогической и психологической деятельности в условиях учреждения общего среднего образования;
- изучить основные направления деятельности и функции педагога социального и педагога-психолога в учреждении общего среднего образования;
- сформировать представление о социально-педагогической деятельности и основных категориях детей, нуждающихся в индивидуальной помощи;
- содействовать осознанию студентами своей профессиональной роли;
- сформировать адекватное отношение к избранной профессии и позитивную мотивацию.
В процессе комплексной учебно-ознакомительной практики студенту необходимоовладеть следующими умениями:
§ актуализировать полученные теоретические знания на практике, проводить сравнительный анализ педагогической теории с практикой;
§ проводить анализ документации педагога социального и педагога-психолога;
§ проводить наблюдение за познавательными процессами и личностными особенностями школьников, вычленять типичные характеристики различных категорий детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
§ составлять психолого-педагогическую характеристику учащегося;
§ организовывать работу с детским коллективом, родителями и педагогами;
§ составлять индивидуальный план работы, а также отражать результаты практики, впечатления и полученные сведения в отчетной документации;
§ соблюдать педагогическую этику, осуществлять самоконтроль и саморефлексию.
Практика основывается на следующих принципиальных положениях:
связь с предметами психолого-педагогического цикла, личностной ориентация, развитие критического мышления, самопознание, динамика самостоятельности.
Базами для проведения практики являются учреждения общего среднего образования.
Организация и содержание практики
Комплексная учебно-ознакомительная практика студентов по социальной педагогике и практической психологии проводится в течение второго года обучения продолжительностью две недели: одна неделя – по социальной педагогике и одна неделя – по практической психологии. Содержание и объем заданий рассчитаны на 36-часовую рабочую неделю.
Групповой руководитель работает и проводит консультации со студентами, согласно своему графику. График составляется и согласуется с заведующим кафедрой. Преподаватели контролируют работу студентов, консультируют их по всем интересующим вопросам, советуют, направляют деятельность студентов, контролируют выполнение задания. Работу студентов в школе курируют и оценивают два специалиста: групповой руководитель и педагог социальный (педагог-психолог) на базе.
На факультете проводится установочная конференция,на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, содержанием программы практики, требованиями к оформлению отчётной документации и критериям оценки.
Итоговая конференция на факультете является завершающим этапом практики. Студенты выступают с кратким отчетом и анализом своей работы, представляют групповому руководителю отчетную документацию.
Формой контроля является дифференцированный зачет. Практика оценивается по 10- балльной системе.
Содержание комплексной учебно-ознакомительной практики
Содержание практики по социальной педагогике.
Продолжительность практики по социальной педагогике – 1 неделя, рабочий день студентов составляет 6 академических часов. В период прохождения практики студенты посещают школу, выполняют педагогические задания, определенные программой, заполняют дневник практики, анализируют выполненную работу с руководителем.
1. Ознакомление с учреждением общего среднего образования, его материальной базой.
2. Ознакомление с системой, спецификой организации и направлениями социально-педагогической деятельности в учреждении общего среднего образования.
3. Изучение системы работы педагога социального школы, особенностей работы социально-педагогической и психологической службы (СППС) школы.
4. Ознакомление и изучение материалов по планированию деятельности педагога социального школы, учетной документации: социально-педагогическая характеристика школы, социальный паспорт класса, социально-педагогическая характеристика микрорайона, анализ работы СППС, планы работы педагога социального, информационно-справочная документация, организационно-правовая документация, документация, обеспечивающая контроль и регулирование.
5. Проведение социально-педагогического изучения класса, личности школьника.
6. Ознакомление с системой взаимодействия педагога социального учреждения образования с другими социальными институтами.
7. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия.
Задания для студентов
Задание 1.Составление индивидуального плана работы студента на период практики в учреждении общего среднего образования (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Задание 2. Ознакомиться с учреждением общего среднего образования, его спецификой. В ходе выполнения данного задания также необходимо обратить внимание на архитектурно-планировочные особенности школьного здания, организацию предметно-пространственной среды, ее благоустроенность и техническую оборудованность; культуру и микроклимат школы.
Изучение и анализ социально-педагогической характеристики школы выполняется с помощью методов наблюдения, беседы, интервью, анализа документов и материалов работы специалистов СППС по следующей схеме:
1. Кадровое обеспечение учреждения общего среднего образования.
2. Характеристика контингента учащихся;
- общее количество детей;
- количество детей по возрастным и половым показателям;
- категории детей;
- наличие детей с особенностями психофизического развития;
- сколько детей из общего количества посещает учреждения дополнительного образования;
- количество детей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
3. Наиболее типичные педагогические проблемы детей;
4. Режим жизни школы;
5. Традиции, сложившиеся в школе как воспитательной организации.
6.Деятельность самоуправления, детских и молодежных организаций и объединений в школе.
7. Особенности микросоциума учреждения общего образования
8. Межинституциональные связи учреждения общего образования.
– контакты с другими учреждениями системы образования (учреждения дополнительного образования, культурно-досуговыми учреждениями, ПТУ, центрами социально-педагогической помощи семье и ребенку и др.)
– связи с общественными и благотворительными организациями (содержание и формы взаимодействия).
Данное задание выполняется индивидуально и представляется в дневнике практики как социально-педагогическая характеристика школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4,5), а также в виде буклета или презентации (групповое задание).
Задание 3. Ознакомиться с системой и спецификой организации социально-педагогической деятельности в учреждении общего среднего образования, основными направлениями социально-педагогической деятельности, изучить систему работы педагога социального, особенности работы СППС школы, провести социально-педагогическое изучение класса, личности учащегося (Социальный паспорт класса, педагогическая характеристика учащегося прилагаются к отчету).
1. Содержание и специфика деятельности педагога социального в школе:
- должностные обязанности педагога социального в школе;
- перечень документов, регламентирующих деятельность педагога социального в школе;
- направления деятельности педагога социального учреждения общего среднего образования;
- анализ направлений специализации педагога социального, востребованных в данном учреждении.
2. Социально-педагогическая и психологическая служба в учреждении общего среднего образовании:
- Цель, основные задачи, принципы и функции СППС учреждения общего среднего образования;
- Организация работы СППС;
- Права и обязанности специалистов СППС школы;
- Взаимодействие СППС школы;
- Анализ работы СППС школы.
3. Социально-педагогическое изучение класса (социальный паспорт класса) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Изучение класса включает наблюдение за классом, изучение документации. Социальный паспорт класса включает: список класса, характеристика семей, список класса, где указана занятость в свободное время учащихся, акты обследования семей.
4. Социально-педагогическое изучение личности учащегося.
Рекомендации по составлению характеристики:
- отношение школьника к учебе;
- уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности учащегося;
- ведущие интересы и склонности;
- кругозор;
- общественная и трудовая активность;
- состояние здоровья;
- нравственно-правовая культура учащегося;
- взаимоотношения учащегося с коллективом сверстников;
- рекомендации учащемуся.
Задание 4. Ознакомиться с материалами по планированию деятельности педагога социального школы (ПРИЛОЖЕНИЯ 7,8).
Задание 5. Ознакомиться с системой взаимодействия СППС школы.
1. СППС учреждения образования сотрудничает с педагогами и преподавательским составом, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально–педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса;
2. СППС учреждения образования взаимодействует в пределах своей компетенции с:
- органами опеки и попечительства;
- органами охраны детства;
- комиссиями по делам несовершеннолетних;
- инспекциями по делам несовершеннолетних;
- органами и организациями здравоохранения, учреждениями культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими заинтересованными организациями.
Составить схему взаимодействия СППС школы.
Задание 6.Разработка плана-конспекта и проведение воспитательного мероприятие.
(Сценарный план приложить к отчёту (ПРИЛОЖЕНИЕ 9,10)).
Задание 7. Написание аналитического отчета о практике (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).
Отчетная документация включает:
1. Дневник практики – ежедневный отчет-анализ по проделанной работе с описанием опыта участия в социально-значимых делах.
2. Социально-педагогическая характеристика базы практики.
3. Социальный паспорт класса.
4. Характеристика личности ребенка, подростка.
5. Планы работы педагога социального.
6. Перечень документов, регламентирующих деятельность педагога социального в школе.
7. Сценарный план воспитательного мероприятия.
8. Аналитический отчет.
Содержание практики по психологии:
1. Знакомство с учреждениями общего среднего образования и основными направлениями работы педагога-психолога в них.
2. Определение задач, функций социально-педагогической и психологической службы в данных учреждениях.
3. Изучение оснащения кабинета педагога-психолога.
4. Знакомство с документацией педагога-психолога, анализ основ организации и деятельности психолога в данном учреждении (Приложение 5).
5. Формирование умений вести наблюдение в процессе учебной деятельности за школьниками (Приложение 6).
6. Развитие навыка составления психолого-педагогической характеристики личности (Приложение 7).
7. Психологический анализ урока (Приложение 8).
8. Отчет о практике (Приложение 9).
Выбор заданий практики определяется спецификой базы, производственной необходимостью и непосредственно групповым руководителем (от кафедры).
Виды отчетной документации и требования к ее оформлению
· Рабочая тетрадь с выполненными заданиями.
· Дневник по практике.
· Копилка методических материалов (диагностических, консультативных, профилактических, досуговых и других видов деятельности).
· Отчет по практике с анализом проделанной работы.
· Отзыв социального педагога (педагога-психолога) базового учреждения, заверенный подписью и печатью директора
Обязанности общего руководителя практики, групповых руководителей, сотрудников на базе, студентов-практикантов, старост групп
Функциональные обязанности общего руководителя практики на факультете:
1. Ведение документации:
а) составление и оформление приказов на психологическую практику в учебно-методический отдел;
б) ведение учета договоров, заключенных с базами для прохождения психологической практики;
в) ведение журнала по охране труда;
г) анализ отчетов групповых методистов и составление общего отчета о проведенной практики по кафедре;
д) составление и оформление докладных в учебный отдел по завершению практики.
2. Подбор баз и распределение студентов по групповым методистам.
3. Организация и проведение установочной конференции перед выходом на психологическую практику. Проведение инструктажа по охране труда перед выходом на психологическую практику.
4. Организация и проведение итоговой конференции после завершения психологической практики.
5. Консультации студентов и групповых методистов по вопросам содержания, организации и проведения психологической практики, ведению отчетной документации.
Функциональные обязанности группового руководителя:
1. Знакомство с программой и требованиями предстоящей практики.
2. Участие в установочной конференции.
3. Знакомство студентов с организацией и содержанием практики.
4. Организация работы на базе проведения психологической практики.
5. Осуществление контроля за ходом выполнения программы практики.
6. Консультирование студентов по ходу психологической практики.
7. Проверка отчетной документации студентов и выставление зачёта за психологическую практику.
8. Участие в итоговой конференции по психологической практике.
9. Составление отчёта по психологической практике.
10. Оформление финансовых документов для оплаты сотрудникам базы практики. (Заполняет и в первые три дня практики сдаёт общему руководителю на кафедре: договоры с работниками баз, акты на оплату труда сотруднику базы).
Функциональные обязанности сотрудника на базе, принимающей студентов:
1. Знакомство с содержанием и организацией практики.
2. Ознакомление студентов с базой, со спецификой работы практического психолога данного учреждения.
3. Распределение студентов на места прохождения практики.
4. Консультирование студентов по организационным вопросам.
5. Организация участия студентов в выступлениях перед педагогическим коллективом, родителями, учениками.
6. Участие в проведении итоговой конференции в университете.
7. Составление характеристики на студентов-практикантов (или группу).
Функциональные обязанности студента во время практики:
1. Находится на базе не менее 6 часов (встречает и провожает детей, работает со своим классом в течение дня).
2. Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установленные в данном учреждении.
3. Посещает все практические занятия, инструкции, консультации.
4. Посещает уроки, ведет протоколы, наблюдает и анализирует, полученную информацию.
5. Отчитывается каждую неделю перед групповым руководителем, психологом базы о выполнении учебных заданий и основной работе с классом.
Функциональные обязанности старост на базе:
(Староста выбирается групповым руководителем на весь период практики.)
1. Староста составляет график посещений базы студентов своего учреждения на весь период практики и сдаёт его групповому руководителю в конце практики.
2. Следит за трудовой дисциплиной и выполнением программы практики каждым студентом своей группы.
3. Находится в постоянном контакте с групповым руководителем, регулирует организационные вопросы в процессе прохождения практики на своей базе.
4. Несёт ответственность за коллективно-творческий отчёт группы: в последний день практики сдаёт общему руководителю на кафедре стенгазету для выставки (мультимедийную презентацию).
5. Принимает активное участие в организации итоговой конференции по психологической практике: подаёт групповому руководителю информацию о выступающих на конференции; участвует в оформлении выставки наглядных пособий при подготовке к итоговой конференции по практике).
Литература по социальной педагогике
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. [Электронный ресурс] – 2011. –http://www.adu.by/modules.php?name=News&new_topic=233. - Дата доступа: 03.09.2011.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 116. Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. –http://www.minedu.unibel.by/ru/main.aspx?guid=7751. - Дата доступа: 03.09.2011.
3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь 24.05.2011 №_336 . Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – 2011. –http://www.minedu.unibel.by/ru/main.aspx?guid=7751. - Дата доступа: 03.09.2011
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – 2011. – http://www.minedu.unibel.by/ru/main.aspx?guid=7751. - Дата доступа 03.09.2011.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Мн: Амалфея, 2001. – 112с.
6. Методика работы социального педагога / Под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2003.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТИ «Сфера». 2001. – 480с.
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.
9. Шептенко П.А., Воронина Т.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 208 с.
10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
Литература по психологии
5. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. - М., 1996.
6. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М., 2000.
7. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995.
8. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.
9. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова. - Мн., 2002.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
11. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001.
12. Диагностика психологических состояний и свойств личности: Метод. мат. - Мн., 1993.
13. Изучение личности школьников учителем / Под ред. З.И.Васильевой и др. - М., 1991.
14. Методическое пособие по воспитательной работе студентов-практикантов на педагогической практике / АФВиС РБ. - Мн., 1996.
15. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб., 2000.
16. Психолого-педагогическая диагностика – основа организации учебно-воспитательного процесса в школе: Метод. реком. - Витебск, 1990.
17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб., 2001.
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
19. Чепляева Л.А. Интроспекция в педагогической практике студентов. - Балашов, 1993.
Приложение 1
Оформление титульного листа дневника:
Дневник студента-практиканта по комплексной учебно-ознакомительной практике _________группы______курса, факультета социально-педагогических технологий учреждения образования «БГПУ им. М. Танка» ________________________________________________(Ф.И.О.) Название учреждения___________________________________ Адрес учреждения_______________________________________ Сроки практики___________________________ Руководитель практики____________________ |
Приложение 2
Форма ведения ежедневных записей в дневнике
(по данной форме или свободная)
Дата | Содержание работы | Результат |
Приложение 3
Индивидуальный план работы на практике
________________________________________________________________ (Ф.И.О. студента)
№ п/п | Вид работы | Форма выполнения | Срок выполнения |
1. | Оформление дневника учебной педагогической практики | Дневник | До практики |
2. | Составление индивидуального плана работы на практике в учреждении общего среднего образования | План | 1-ый день практики |
3. | Знакомство с учреждением общего среднего образования, администрацией, специалистами СППС. Изучение специфики работы учреждения. | Материал к итоговой конференции | 1-ый день практики |
4. | Изучение системы работы педагога социального школы, особенностей работы социально-педагогической и психологической службы (СППС) школы. | Запись в дневнике, образцы документов | 1-2-ой день практики |
5. | Ознакомление и изучение материалов по планированию деятельности педагога социального школы, учетной документации: социальный паспорт школы, социальный паспорт класса, социально-педагогическая характеристика микрорайона, анализ работы СППС, планы работы педагога социального, информационно-справочная документация, организационно-правовая документация, документация, обеспечивающая контроль и регулирование. | Запись в дневнике | 3-ий день практики |
6. | Социально-педагогического изучения класса, личности школьника. | Образцы документов | 4-ый день практики |
7. | Подготовка и проведение воспитательного мероприятия | Материалы | 5-6ый день практики |
Аналитический отчет о практике | Отчет | ||
9. | Отзыв о прохождении практики | Отзыв |
Приложение 4
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
Неполные семьи
(по школе)– 152 семьи, в них детей – 157
Дети-инвалиды до 18 лет
(по школе) –8семей, в них детей – 8
(по микрорайону) –16 семей, в них детей – 16
Лишены родительских прав
(по школе)
за 2009 г. – __ родителей в отношении __ детей
за 2010 г. –1 родитель в отношении 1 ребё
за 2011 г. –3 родителя в отношении 4 детей
(по микрорайону)
за 2009 г. __ родителей в отношении __ детей
за 2010 г. 2 родителя в отношении 2 детей
за 2011 г. –3 родителя в отношении 4 детей
Директор ГУО
«Средняя школа № 00 г. Минска» Н.В. Иванов
Приложение 5
Приложение 6
Социальный паспорт класса
№ п/п | Ф.И.О. ученика | Дата рождения | Пол | Характеристика семей | Кол-во детей в семье | Группа здоровья | Характеристика ученика | Примечание |
Итого: | Девочки Мальчики | Благополучная Многодетная Опекунская Приемная Неблагополучная Неполная Беженцы Переселенцы (чернобыльцы) Семьи, в которых родители–инвалиды недееспособны Малообеспеченная Детские дома семейного типа Детские деревни (городок) и т. д. | СМГ ЛФК | Проблемы с учебой (поведением) ВШК ИДН Находящиеся в социально опасном положении Признанные нуждающимися в государственной защите Группа риска Инвалиды, ОПФР |
Дата заполнения
Руководитель ___________________________ /______________________________/
(подпись) Ф.И.О.
Приложение 7
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «СОШ № _ г. Минска»
___________________/Ф.И.О./
«______»___________20__г.
ПЛАН работы педагога социального
_______________________________ /Ф.И.О./
На ____/____учебный год
Цель: ________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ:______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
Работа Месяц | Профилактико-просветительская | Диагностико-аналитическая | Коррекционо-реабилитационная | Охранно-защитная | По повышению профессионального уровня |
Сентябрь | Мероприятия: для детей, родителей, педагогов | ||||
Октябрь | |||||
Педагог социальный ________________________________/Ф.И.О./
Приложение 8
ПЛАН РАБОТЫ
____________________________________________________ /Ф.И.О./
на _________ четверть 200_/__ уч.г.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Педагог социальный _________________________ (подпись)
Приложение 9
Алгоритм оформления плана-конспекта воспитательного мероприятия
· Форма, название;
· для какой категории учащихся;
· автор;
· актуальность;
· цель;
· задачи;
· наглядность и оборудование;
· план проведения;
· ход проведения;
· литература(по алфавиту, новые издания, нормативный блок).
Приложение 10
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Оценка студента-педагога как воспитателя
· Компетентность и уровень его эрудиции.
· Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии.
· Степень демократичности в общении с учащимися,
степень воздействия и помощи учащимся.
· Культура речи, мимика и жесты.
2. Оценка основных характеристик учащихся
· Активность учащихся в процессе проведения мероприятия, их заинтересованность в течение всего времени проведения.
· Степень инициативности и творчества самих учащихся.
· Уровень самостоятельности учащихся.
· Степень эмоциональности учащихся.
· Степень дисциплинированности и ответственности.
3. Оценка содержания воспитательного мероприятия
· Научность и мировоззренческая направленность содержания.
· Доступность и посильность содержания для данного возраста.
· Степень актуальности содержания (связь с жизнью).
· Целесообразность и познавательная ценность содержания.
4. Оценка способов деятельности педагога и учащихся
· Степень рациональности и эффективности использования времени.
· Эстетическая сторона и действенность оформления.
· Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия.
· Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений.
· Степень участия обучающихся в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).
5. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия
· Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость.
· Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени.
· Степень эмоционального и воспитательного воздействия.
· Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.
Приложение 11
Оформление аналитического отчета о практике
Структура отчета:
1. Титульный лист.
2. Содержание (с обозначение номеров страниц).
3. Введение, в котором дается обоснование работы, анализ источников и использованной литературы, а также фактических материалов, полученных в процессе прохождения практики, формулируются цель и задачи, которые автор ставит и решает в ходе выполнения отчета.
4. Основная текстовая часть, включающая, как минимум, 2 или 3 раздела, в соответствии с поставленными во введении задачами. Изложение в ней материала должно быть последовательным, с использованием источников и литературы и постраничными ссылками (указанием) на них.
Раздел 1, в котором дается краткая характеристика учреждения образования; краткий анализ его деятельности (если возможно, с построением соответствующих диаграмм, например, динамики уровня воспитанности и т.п.);
Раздел 2, в котором излагаются основные методы и приемы, используемые студентами в целях проведения изучения работы СППС и педагога социального.
Раздел 3, в котором анализируется все собранные в ходе изучения материалы с приложением образцов документов, разработки уголка правовых знаний и плана-конспекта зачетного мероприятия, а также даются предложения по совершенствованию социально-педагогической деятельности учреждения образования дополнительного образования детей и молодежи, анализируется ее эффективность.
5. Заключение, в котором подводятся основные итоги проделанной практикантом работы, делаются выводы о полезности изученных социально-педагогических дисциплин, о теоретической, практической и организационной подготовке к работе на данной практике, степень оправдания ожиданий, реализация личностных особенностей и возможностей, затруднения в ходе практики, приобретенные умения и навыки. Предложения по организации и проведению практики.
6. Список источников и используемой литературы, изученной в процессе практики и использованной для написания отчета: законодательные акты, нормативно-правовые документы, сборники документов, периодическая печать, монографии и т.п.
7. Приложения, включающие в себя материалы практической работы (разработанные документы, графики, разработка уголка правовых знаний, план-конспект зачетного мероприятия, анализ мероприятий коллег-студентов и т.п.).
Аналитический отчет составляется на месте прохождения практики и предоставляется вместе с отзывом с оценкой о приобретенных практических знаниях студента и заверяется подписью директора и печатью учреждения.
Приложение 12
Содержание работы студента на практике по психологии
Примерное содержание:
Дни недели (дата) | Направления деятельности | Время работы |
Понедельник | Знакомство с базой. Беседа с администрацией учреждения. Знакомство с сотрудниками социально-педагогической и психологической службы. Планирование работы на практике. | 9.00-15.00 |
Вторник | Знакомство с коллективом класса. Проведение беседы с классным руководителем о ребятах в классе. Изучение документации педагога-психолога. | 8.00-14.00 |
Среда | Изучение документации педагога-психолога. Посещение уроков. Знакомство со школьной документацией (классным журналом, личными делами учащихся). | 9.00-15.00 |
Четверг | Проведение психологического анализа уроков. | 8.00-14.00 |
Пятница | Проведение наблюдение за вниманием и памятью КОГО. Посещение уроков. | 9.00-15.00 |
Суббота | Обработка и оформление изученных характеристик. | 9.00-15.00 |
Приложение 12
Приложение 13
Выводы
1. Правильно ли развивается личность школьника? Какие качества личности (интересы, черты характера, способности) надо воспитать у ученика? Какие недостатки личности необходимо исправить?
2. Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?
3. Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, родителей.
Заключительная часть характеристики пишется на основе материалов, характеризующих историю развития школьника, полученных из бесед с родителями и классным руководителем. Эта часть должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания, заключительная часть может быть более подробной.
Приложение 14
Общая оценка качества урока
Какие современные методы повышения эффективности учебных занятий в школе использовались учителем? Содействовал ли урок развитию познавательных интересов учащихся, повышению уровня мыслительной деятельности, общему развитию личности школьника и детского коллектива.
Студенты должны помнить: психологический анализ урока не заменит методического разбора, а дополняет и углубляет его, раскрывая психологические закономерности