Сбор и анализ информации о внешней среде организации.
Анализ целевых аудиторий.
Внешняя общественность:
• потенциальные ученики и их родители: опросы показывают, что у большинства (85%) жителей Риги всознании уже закрепился ассоциативный ряд: «частная школа = "Эврика"», и если лидеры бизнеса хотят, чтобы их дети учились вЛатвии, а не за границей, то в большинстве случаев они отдают их в «Эврику»; с другой стороны, преобладают настороженные настроения, родители не уверены, что частная школа может дать качественное образование;
• у президента Фонда есть налаженные связи со СМИ, поэтому в прессе довольно часто печатаются материалы об «Эврике» (на бесплатной основе);
• в Риге работают 15 частных школ, 9 из них — с русским языком обучения. Серьезную конкуренцию «Эврике» составляет лишь «Latreia». Она, как и рассматриваемое учебное заведение, является крупнейшей и старейшей частной школой Латвии. В целом отношение к «Эврике» со стороны конкурентов уважительное и доброжелательное;
• отношение властей к школе нейтральное, временами даже негативное, так как школа русскоязычная, а президент Фонда является лидером оппозиционной политической партии;
• превалирует, скорее, негативное отношение государственных школ, детерминируемое некоторой завистью (в частной школе выше зарплата учителей, меньше нагрузка, комфортнее условия работы и т.п.);
• отношение частных вузов к «Эврике» доброжелательное и уважительное, они заинтересованы в сотрудничестве; государственные вузы относятся к школе нейтрально;
• «Эврика» начинает восприниматься как активный агент бизнес-среды, как организация, умеющая грамотно тратить деньги. Школа устанавливает контакты, благодаря которым может предложить своим ученикам самый лучший и дешевый отдых, питание и т.д.
Внутренняя общественность:
•учащиеся школы «Эврика»;
•родители учеников;
•персонал — педагоги, работники школы.
Отношение внутренней общественности в целом можно охарактеризовать как позитивное, но иногда происходят всплески негативных настроений из-за сложившихся в обществе стереотипов.
Таким образом, несмотря на отсутствие скоординированной деятельности по связям с общественностью, рекламы, хорошей материальной базы и большого бюджета, «Эврика» лучше, чем «Latreia» выполняет свои основные функции, т.е. дети получают более качественное образование, школа заботится не только об учебном процессе, но и об отдыхе детей, об их внеучебном развитии, о комфорте, о создании атмосферы семьи. «Эврика» располагает более обширными неформальными связями, чем «Latreia», в обществе именно она считается «частной школой № 1» (что, впрочем, не снимает негативных установок по отношению к частному образованию).
Результаты SWOT-анализа: плюсы и минусы школы и ее конкурентов
Преимущества «Эврики», отсутствующие у других частных школ (прежде всего у «Latreia»)
· Высокий уровень профессионализма преподавательского состава: в школе преподают 6 докторов наук и 8 магистров, авторы учебников, научных монографий, лауреаты профессиональных конкурсов
· Реализуется инновационная программа развивающего образования
· Ученики всегда занимают призовые места на олимпиадах, конкурсах, в соревнованиях и т.п.
· В школе ведется активная внеклассная работа (проводятся различные праздники, КВН, дискотеки, экскурсии, выезды на природу). В школе много творческих (театральная студия, рисование, лепка и т.п.), есть спортивные кружки
· В школе регулярно издается литературный журнал с работами учеников и учителей
· В классах есть комфортабельные уголки отдыха (кресла, магнитофон, картины, цветы, ковер, живой уголок, игрушки для учеников младших классов и т.п.)
· При школе работает детский сад
Недостатки: то, что есть у «Latreia» и нет у «Эврики»
• «Latreia» располагает вместительным зданием
• На территории есть парк
• Школу легко найти, она находится недалеко от центра
• Рядом со школой расположен крупнейший в стране ботанический сад
• Есть школьный автобус
• Есть спортзал и стадион
• В школе много спортивных кружков
• У школы есть разработанный корпоративный стиль
• В школе есть специалист по PR
• Бюджет «Latreia» больше, чем у «Эврики»
• Школа размещает большое количество рекламы в газетах, журналах и на телевидении
• У школы есть свой интернет-сайт
• Школа регулярно участвует в выставках, посвященных образованию
• У школы хорошая и постоянно обновляемая материальная база
5. Цель: разработать интегрированную коммуникативную стратегию, направленную на приоритетные целевые группы и способствующую «размыванию» негативных стереотипов в отношении «Эврики» и частных школ в целом.
Задачи: 1) улучшить восприятие школы, сделать так, чтобы она ассоциировалась с высоким качеством образования, надежностью, ответственностью, комфортом и статусностью; 2) с помощью СМИ скорректировать имидж школы, повысить ее узнаваемость; 3) обеспечить прочное сотрудничество с частными и государственными школами Риги, что позволит лоббировать интересы русскоязычного среднего образования, привлечь в «Эврику» талантливых учителей-почасовиков, не дать ученикам замкнуться в своей «тепличной» среде (важно наличие здорового соперничества у учеников, желания соревноваться, становиться лучшими, что способствует и улучшению имиджа школы); 4) составить план сотрудничества с вузами, что облегчит поступление в университеты выпускников «Эврики» и даст возможность скоординировать учебные программы.