Программа воспитания и социализации учащихся
Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования МАОУ «БСШ № 2» предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся. Она включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации учащихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность школы.
Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный (2015/2016 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2016/2019 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (2019/2020 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Цель и задачи программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют его поведение в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
Ø любящий свой край и свою Родину;
Ø уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Ø соблюдающий нормы и правила общения;
Ø проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
Ø умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
Ø любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
Ø умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
Ø готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
Ø честный и справедливый;
Ø творящий и оберегающий красоту мира;
Ø доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
Ø выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель воспитания и социализации на ступени ООО в соответствии с ФГОС второго поколения. Это социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
При переходе из начальной школы в основную учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.
Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития школы – создание целостной образовательной среды, способствующей формированию самообразующейся личности, готовой к успешной социализации в обществе.
Задачи воспитания и социализации в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Задачи в области формирования личностной культуры:
Ø формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, учебно-продуктивной, социально-ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания, универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
Ø укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных общественных традициях, внутренней установке школьника поступать согласно своей совести;
Ø формирование основ морали, осознанной учащимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливым и несправедливым, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
Ø формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя исполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Ø принятие учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
Ø развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Ø развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Ø развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершённым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
Ø развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
Ø формирование у подростков первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
Ø осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
Ø формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
Ø формирование творческого отношения к учёбе, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.
Задачи в области формирования социальной культуры:
Ø формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
Ø укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
Ø развитие патриотизма и гражданской солидарности;
Ø развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
Ø формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности, образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;
Ø формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
Ø укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
Ø развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
Ø усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
Ø формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимания значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
Ø формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
Ø укрепление отношения к семье как к основе российского общества;
Ø формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
Ø укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Ø усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
Ø формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
Ø знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника основной школы в преемственности с моделью выпускника начальной школы.
Модель выпускника начальной школы | Модель выпускника основной школы |
освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший универсальными учебными действиями; физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, свой поселок, Родину; имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки; умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный. | освоивший программы ФГОС ступени основного общего образования; который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации; с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании; знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать; умеющий уважать свое и чужое достоинство; обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям; и любящий свою семью. |