Способы и формы развития ууд

Эта таблица не сходится с кодификатором УУД

УУД Формы и способы развития УУД Диагностический инструментарий для сформированности УУД
Личностные УУД: обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения обучащимся своего места в обществе и в жизни в целом).
5 класс: 1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России, к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»; 2. уважение к своему народу, развитие толерантности; 3. освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; 4.оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; 5. выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав и правил учащихся и умение ими пользоваться. участие в школьном 6.самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).   - урочная и внеурочная деятельность;   - этические беседы, лекции, диспуты, дебаты;     - тематические вечера, образовательные события, турниры знатоков этики;   -совместная деятельность, сотрудничество.   Диагностический опросник «Личностный рост» Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе»
6 класс: 1.создание историко-географичес кого образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событиях развития государственности и общества; 2.формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников; 3.уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; 4.гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; 5.участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).   - урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты, дебаты; - тематические вечера, образовательные события, турниры знатоков; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические тренинги   Диагностический опросник «Личностный рост»   Методика «Психологическая культура личности» (Т.А.Огнева, О.И.Мотков)
7 класс: 1. знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности; 2.уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; 3.уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; 4.умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов. - урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты, дебаты; - тематические вечера, образовательные события, турниры знатоков; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические тренинги - социальные инициативы и социальное проектирование Диагностический опросник «Личностный рост» Анкета «Ценности образования» Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе»
8 класс: 1.освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 2.экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях; 3.сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении; 4.устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; 5.участие в общественной жизни на уровне школы и социума; - урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты, дебаты; - тематические вечера, образовательные события, турниры знатоков; - конференции, форумы; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические тренинги - социальные инициативы и социальное проектирование   Диагностический опросник «Личностный рост» Опросник профильно-ориентационной компетенции (ОПОК) С.Л.Братченко Определение направленности личности (ориентационная анкета) Карта самодиагностики степени готовности к выбору профиля обучения  
9 класс: 1.знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; 2.сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями; 3.ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали; 4.сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; 5. готовность к выбору профильного образования; 6.умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. - урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты, дебаты; - тематические вечера, образовательные события, турниры знатоков; - конференции, форумы; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические тренинги - социальные инициативы и социальное проектирование Диагностический опросник «Личностный рост» Карта самодиагностики степени готовности к выбору профиля обучения Анкета «Ценности образования»  
Регулятивные УУД: обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности (целепологание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование).
5 класс: 1.постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) 2.использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; 3.умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев) Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
6 класс: 1.принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения) 2.умение планировать пути достижения намеченных целей; 3.умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; 4.умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; 5.принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев) Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
7 класс: 1.формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; 2.формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент) 3.адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев) Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
8 класс: 1.умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения; 2.формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления; 3.осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев) Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
9 класс: 1.умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности; 2.самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности; 3.формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; 4.принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности. - урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты, дебаты; - тематические вечера, образовательные события, турниры знатоков; - конференции , форумы; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические тренинги - социальные инициативы и социальное проектирование Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев) Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
Познавательные УУД: общеучебные, включая знаково-символические; и логические, действия постановки и решения проблем.
5 класс: 1.самостоятельно выделять и формулировать цель; 2.ориентироваться в учебных источниках; 3.отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; 4.анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 5.самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; 6.уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 7.строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 8.проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Регулятивные УУД: обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности (целепологание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование). Предметные тесты Срезовые контрольные работы Специальные срезовые тесты Педагогическое наблюдение Контроль выполнения домашних заданий
6 класс: 1.выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 3.овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 4.извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5.определение основной и второстепенной информации; 6.давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи; 7.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Предметные тесты Срезовые контрольные работы Специальные срезовые тесты Педагогическое наблюдение Контроль выполнения домашних заданий
7 класс: 1.свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; 2.понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; 3.умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; 4.составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); 5.создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 6.умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Предметные тесты Срезовые контрольные работы Специальные срезовые тесты Педагогическое наблюдение Контроль выполнения домашних заданий
8 класс: 1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2.синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 3.выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; 4.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 5.обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом; 6. работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Предметные тесты Срезовые контрольные работы Специальные срезовые тесты Педагогическое наблюдение Контроль выполнения домашних заданий
9 класс: 1.умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); 2.умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств; 3.выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы; 4.объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; 5.овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. - творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. Предметные тесты Срезовые контрольные работы Специальные срезовые тесты Педагогическое наблюдение Контроль выполнения домашних заданий
Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность, умение общаться, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми людьми.
5 класс: 1.участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 2.оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 3.выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4.отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; 5.критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; 6.предвидеть последствия коллективных решений. - групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, соревнования, кругосветки; игры – конкурсы.  
6 класс: 1.понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной; 2.готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции); 3.определять цели и функции участников, способы их взаимодействия; 4.планировать общие способы работы группы; 5.обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 6.уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, - соревнования, кругосветки; игры – конкурсы.  
7 класс: 1.умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; 2.способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; 3.готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; 4.использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы; - соревнования, кругосветки; -психологические практикумы и тренинги. Тест коммуникативных умений Л.Михельсона Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)
8 класс: 1.вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка; 2.умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; 3.способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); 4.устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; 5.адекватное межличностное восприятие партнера. групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; -соревнования, кругосветки; - игры – состязания, игры – конкурсы. Тест коммуникативных умений Л.Михельсона Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)
9 класс: 1.разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его; 2.управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать; 3.интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий; 4.переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий; 5. стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии; 6. речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий. групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы; -соревнования, кругосветки; -психологические практикумы, тренинги, ролевые игры. Тест коммуникативных умений Л.Михельсона Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)




В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении учащихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и ученика, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) учащихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:

видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.

Наши рекомендации