Тема 10. Взаимодействие школы и институтов социального воспитания

План:

1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

2. Педагогический коллектив школы. Особенности педагогического коллектива.

3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.

4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.

5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

СРС:

Заполнить таблицу «Совместная деятельность социальных институтов по воспитанию школьников»:

Социальные институты Формы работы Методы работы
школа    
семья    
общественность    

Литература:

1. Луньков А. Почему родители боятся школы? // Классный руководитель. - 1997. - № 4. - С. 43.

2. Макаренко А. С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. - М., 1957. - Т. 4.

3. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад и др. - М., 1987.

4. Пинт А. О. Это вам, родители. - М., 1964.

5. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. - М., 1992.

6. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М., 1992.

7. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления. - М., 1989.

8. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие. - М., 1986.

9. Шакуров Р.Х. «Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.

10. Шакуров Р.Х. «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г.

Тема 11. Проблемы использования современных педагогических технологий обучения. Педагогические технологии опережающего образования

План:

1. Педагогические технологии: понятие и типология.

2. Признаки технологичности учебного процесса по Д.Г. Левитесу.

3. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России.

4. Опережающие педагогические технологии как явление педагогической науки и практики.

5. Авторские школы.

СРС:

· Познакомьтесь с технологиями обучения.

· На их основе разработать урок или фрагмент урока по своей специальности.

· Подготовьте его презентацию и продемонстрируйте её.

· Подготовить реферат об одной из авторских школ.

Литература:

1. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб. : КАРО, 2006. – 368 с.

2. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. – М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с.

3. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.

4. Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. – М.: Высшее образ-е, 2007. – 540 с. – (Основы наук).

5. Радугин, А. А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов / А.А. Радугин. – М. : Центр, 2002. – 272 с.

6. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

7. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн. 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

8. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – 144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

9. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. общество России, 1998. – 250 с.

10. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2000. – 519 с.

11. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Тема 12. Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного образования

План:

1. Философско-педагогические предпосылки возникновения теории обучения и воспитания как среды педагогической поддержки развития личности ребенка.

2. Педагогическая поддержка как вид взаимодействия, актуализирующийся под влиянием потребностей современного образования.

3. Готовность педагогов к реализации педагогической поддержки как особого вида взаимодействия.

4. Опыт конструирования педагогической поддержки как средства углубления качества образования школьника.

5. Конструирование педагогической поддержки как системы ситуаций, отражающих логику рефлексии.

6. Качественное своеобразие педагогической поддержки социально неадаптированных подростков.

СРС:

1. Создать модель педагогической поддержки школьника (по принципу возрастного разделения для младшего, среднего и старшего школьного возраста):

- направления педагогической поддержки

- тактики педагогической поддержки

- основные формы педагогической поддержки

- педагогическая поддержка в системе индивидуального образовательного маршрута ученика.

2. Выработать научно-практические рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса как главного фактора развития личности школьника Литература:

1. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность- модель саморазвития человека. Н.Новгород,1990.

2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М..1998.

3. Окунев А. Как учить не уча. СПб.,1996.

4. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого М.,1991.

5. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас,1989.

6. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое?// Специалист,1993 №3.

7. Ибрагимов Р.И. К вопросу о технологии концентрированного обучения //Cпециалист,1993 №1.

8. Куклин В.Ш. О сравнении педагогических технологий// Высшее образование в России 1994.№1.

9. Совайленко В. Классно-индивидуальная система обучения// Педагогический вестник.1995,№7.

10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология – М. ,2005.

Наши рекомендации