Определение способности составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Ребенку сообщается:
- «Послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово»:
м, ы, д - дым о, с, н - нос, сон
х, о. м - мох з, о, к, а - коза
л, о, в, а - вода
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.
Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
Зубы:
1. нормальные 2. крупные 3. мелкие 4. редкие 5. частые 6. лишние 7. недостающие 8. прикус норм. 9. прикус откр. передний. 10. прикус откр. Боковой 11. прогения 12. прогнатия.
Губы:
1. нормальные 2. толстые 3. узкие 4. укороченные 5. с расщелиной 6. подвижные 7. малоподвижные 8. парез 9. движения выполняет верно 11. движения не выполняет 12. движения выполняет с трудом.
Язык:
1. нормальный 2. большой 3. маленький 4. длинный 5. короткий 6. узкий 7. широкий 8. мясистый 9. подвижный 10. малоподвижный 11. вялый 12. напряженный 13. движения выполняет:
а) верно,
б) быстро,
в) с трудом,
г) медленно,
д) с помощью,
с) не выполняет.
14. удерживает в нужном положении, с трудом, не удерживает.
Подъязычная связка:
1. нормальная 2. короткая 3. длинная 4. приращ. 5. натянута 6. отсутствует 7. подвижна 8. малоподвижна
небо твердое:
1. нормальное 2. высокое 3. низкое 4. узкое 5. широкое 6. наличие расщелины:
а) полной,
б) частичной,
в) прооперированной,
г) обтуратор,
д) дооперационной,
е) шрамы,
Небо мягкое:
1. нормальное 2. укороченное 3. раздвоенное 4. отсутствует 5. подвижное 6. вялое 7. напряженное 8. парез:
а) полный, б) односторонний.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Обследование звуков речи у детей начинаем с тщательной проверки изолированного произношения звуков.
Проверяются следующие группы звуков:
гласные: А, О, У, Э, И, Ы.
свистящие, шипящие, аффрикаты: С, С’ , 3, 3’ , Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
сонорные звуки: Р, Р’, Л, Л’, М, М’ Н, Н’.
глухие и звонкие парные: П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В
в твердом и мягком звучании (П’- Б’;Т’ – Д’; К’- Г’; Ф’- В’).
Мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. пи, пя, пе, пю, также дь, мь, ть, сь.
Процедура:
-логопед называет звуки, а ребенок повторяет.
Обследование произношения звука в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных)
С - са-со-су-сы сва-сво-ска-ско ас-ос-ус-ыс сма-сму-сна-спа
С"- ся-се-сю-си-се све-све-сви-сви смя-спе-спи-спя
3 - за-зо-зу-зы узма-ызма-азма-озма изма-езма-юзма-язма
3"- зя-зе-зю-зе-зи зве-звя-зви зме-зми-змя
Ц - ац-щц-уц-ыц ца-цо-цу-цы-це яц-ец-иц-ец
Ш - ша-що-шу-ши-ше шве-швы-шка аш-ош-уш-ыш шпо-шку-шта
яш-еш-юш-иш
Ж - жа-жо-жу-жи-же жда-ждо ажма-ожма-ужма-ыжма жду-жму
Щ - ща-щу-ще-ще-щи ащ-ощ-ущ-ыщ ящ-ющ-ищ-гщ
Ч- ач-оч-уч-юч-еч-яч-еч ча-чо-чу -чи-че-че
Л - ла-ло-лу-лы гла-кла-пла ал-ол-ул-ыл сла-фла-зла
ял-ел-юл-ил-ел
Л"- аль-оль-уль-ыль-ель-юль-ель-иль ля-ле-лю-ли-ле
Р - тра-тро-тру-тры ар-ор-ур-ыр-ер-ир-юр-яр атр-отр-утр-ытр-ятр-етр ра-ро-ру-ры
Р"- арь-орь-урь-ырь ярь-ерь-юрь-ирь ря-ре-рю-ри-ре
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА В СЛОВАХ.
С
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Р’
Л
Л’
К
Г
Х
П
Б
Д
Т
В
Ф
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.