Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации.
В частности, И.А. Зимняя выделяет группы ключевых компетентностей:
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
а) компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни,
б) компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
в) компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
г) компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
д) компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
а) компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
б) компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций , ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
а) компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
б) компетенции деятельности:игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
в) компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.
Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как:
а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
В рамках Болонского соглашения, была сделана попытка определить наборы компетенций (как результатов обучения), которые были бы общими для обеих ступеней обучения (имеются в виду ступени бакалавра и магистра):
Инструментальные:
а) Способность к анализу и синтезу.
б) Способность к организации и планированию.
в) Базовые общие знания.
г) Базовые знания по профессии.
д) Коммуникативные навыки в родном языке.
е) Элементарные компьютерные навыки.
ж) Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).
з) Способность решать проблемы.
и) Способность принимать решения.
Межличностные:
а) Способность к критике и самокритике.
б) Способность работать в команде.
в) Межличностные навыки.
г) Способность работать в междисциплинарной команде.
д) Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
е) Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.
ж) Способность работать в международном контексте.
з) Приверженность этическим ценностям.
Системные:
а) Способность применять знания на практике.
б) Исследовательские способности.
в) Способность к обучению.
г) Способность к адаптации к новым ситуациям.
д) Способность к генерации новых идей (творчеству).
е) Способность к лидерству.
ж) Понимание культур и обычаев других стран.
з) Способность работать автономно.
и) Способность к разработке проектов и управлению.
к) Способность к инициативе и предпринимательству.
л) Ответственность за качество.
м) Воля к успеху.
Предложенное выше рассмотрение компетенции/компетентности в общем плане становления компетентностного подхода к образованию (СВЕ) свидетельствует, как это отмечается всеми исследователями, об очень большой сложности их измерения и оценивания.
В то же время существующие решения, сопоставления оценки компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности позволяют оптимистически решать эту проблему – проблему, связанную с повышением качества образования в общем контексте его гуманизации и определение новой парадигмы результата образования
Список литературы:
1. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. – СПб.: Юрайт-Издат, 2011.
4. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004.
6. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2008.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – Москва, Кнорус, 2011.
8. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч.рук. А.Е. Карпухина. – М.: Макс-Пресс, 2006.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.