Раздел II. Педагогика высшей школы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели дисциплины:

- формирование у магистрантов представлений о психологических основах, сущности и содержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подготовка будущего преподавателя вуза к учебной и научно-исследовательской деятельности;

- повышение общей и психологической культуры преподавателей высшей школы, ознакомление будущих специалистов с закономерностями усвоения студентами содержания высшего образования;

- реализация основных образовательных программ и учебных планов высшего образования на уровне, отвечающем федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) ВО;

- разработка и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;

- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть историю высшего образования в России, прийти к пониманию взаимообусловленности уровня развития образования и характера общественно-политической жизни в стране;

- выявить цели, задачи и проблемы модернизации высшей школы,

- осмыслить психологические механизмы и педагогические пути развития образовательного пространства вуза,

- понять основные задачи, специфику, функциональную структуру деятельности преподавателя вуза,

- изучить психолого-педагогические основы педагогического взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы;

- приобрести опыт по реализации основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования на уровне, отвечающем ФГОСам;

- формировать профессиональное мышление, воспитывать гражданственность, развивать систему ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию и гуманитаризацию образования в высшей школе.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Дисциплина «Методология и методика преподавания в высшей школе» входит в вариативную часть блока дисциплин (Б1.В.ОД.2).

В программе курса нашел свое отражение интегративный подход к методике преподавания в высшей школе как междисциплинарной области знания.

Особое значение в структуре ОП дисциплина приобретает в связи с предстоящими производственными практиками (Б2.П.1, Б2.П.2, Б2.П.3) и научно-исследовательской работой в форме научно-исследовательского семинара (Б2.Н.1) магистрантов.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения и содержание дисциплины направлены на формирование:

общекультурной компетенции (ОК):

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

профессиональной компетенции (ПК):

- владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18).

Курс «Методология и методика преподавания в высшей школе» базируется на знаниях общей педагогики.

В результате теоретического изучения дисциплины магистрант должен:

знать:

-основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста (ПК-18);

-основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом (ПК-18);

- правовые и нормативные основы функционирования системы образования (ПК-18);

-иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного образования (ПК-18);

уметь:

-использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области (ОК-3, ПК-18);

-излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами (ОК-3, ПК-18);

-использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов (ОК-3, ПК-18);

владеть:

- методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы (ОК-3, ПК-18);

- основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач) (ПК-18);

- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала (ОК-3, ПК-18);

- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах (ПК-18);

- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей (ОК-3, ПК-18);

- методами эмоциональной саморегуляции (ОК-3, ПК-18).

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы Компетенции Всего компетенций
ОК-3 ПК-18
1 2 3 4
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
1 2 3 4
+ +
+ +
+ +
+ +

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практич. Лабор. Раб. СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия
Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса - - - Входящий контроль, устный ответ, терминологический диктант
Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс - Устный ответ, конспект «История высшего образования в России», участие в работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования в России»
Сущность, значение, роль высшего образования - - Конспект, ответ (письменно) на вопрос
Раздел II. Педагогика высшей школы
Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты. Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности 3-4 - Устный ответ, опорный конспект, выполнение письменного задания (экспертиза учебного плана, рабочей программы дисциплины, УМКД) терминологический диктант
Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности в высшей 5-6 - Устный ответ, опорный конспект, выполнение ИДЗ, работа в группах,
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  школе. Научно-исследовательская работа студентов             Защита проекта
Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов - Устный ответ, ИДЗ, опорный конспект
Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения 8-9 - Устный ответ, конспект, терминологический диктант, работа по группам, подготовка презентаций, защита проектов
Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза - - Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов
Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе - Устный ответ, конспект
Раздел III. Психология высшей школы
Психология учения и обучения студентов - - Устный ответ, конспект
Развитие личности в юношеском возрасте и молодости 13-14 - Устный ответ, конспект, эссе
Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов - Устный ответ, конспект, мини-исследование, работа по группам, защита проектов
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории 16-17 - Устный ответ, конспект, терминологический диктант, ИДЗ, проект
Психологические аспекты профессионального - - Устный ответ, конспект, терминологический
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  становления преподавателя высшей школы             диктант, ИДЗ, проект
  ИТОГО 108 ч. в т.ч. - Зачет
                   

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Лекции

№ п/п Наименование темы Содержание темы
1 2 3
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия
Тема 1. Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина. Предмет педагогики, предмет педагогики высшей школы. Предмет психологи высшей школы. Основные задачи курса.
Тема 2. Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс Болонская декларация и Болонский процесс. Интеграционные процессы, синергетический подход и системный анализ в современном образовании. Концепции гуманизации и гуманитаризации в современном университете.
Раздел II. Педагогика высшей школы
Тема 4. Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты. Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования. Государственный образовательный стандарт (ГОС) и его функции. Циклы и компоненты (федеральный, региональный (вузовский), дисциплины по выбору студента) ГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его функции. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования.
Тема 5. Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности использования в высшей школе. Научно-исследовательская работа студентов Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. Характеристика отдельных форм обучения. Организационные формы обучения в вузе: лекции, семинары, практическое занятие, учебная экскурсия, учебная конференция, консультация, лабораторное занятие, практики, коллоквиумы, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектирование (работа).
Тема 6.Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов Задачи контроля и оценки знаний студентов. Функции контроля. Методы контроля: устный, письменный, программированный, графический, практический. Текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный контроль. Оценка и отметка. Педагогическое измерение. Организационные принципы педагогического контроля. Формы проверочных вопросов и заданий. Тестирование. Формы тестовых заданий. Разработка
1 2 3
    тестов. Методы оценки качества тестов. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов.
Тема 7. Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения Технологии традиционного обучения. Проблемно-деятельностное обучение. Технологии модульного обучения. Контекстное обучение. Игровые технологии обучения.
Тема 9. Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе Задачи работы куратора. Организация деятельности куратора. Функции куратора: планирование организаторская, стимулирование, коммуникативная, коррекция, прогностическая. Содержание деятельности Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания. Самосовершенствование деятельности куратора. Организация студенческого самоуправления. Тьютор и тьюторство в современной системе высшего образования. Функции и специфика работы тьютора в высшей школе.
Раздел III. Психология высшей школы
Тема 11. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости Типология личности студента и преподавателя. Социальное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Личностные перестройки. Кризис смысла жизни. Отражение кризиса юности в учебной деятельности студентов. Психологические особенности студентов разного возраста.
Тема 12. Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов Причины отсева студентов. Способы повышения успеваемости. Профилактика отсева студентов
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Тема 13. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории   Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; участие в управлении кафедрой, вузом и другая организационная деятельность; личная жизнедеятельность. Содержание деятельности.

6.2 Практические занятия

Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия

Тема 2. Краткая история и современное состояние высшего образования в России.

1. Болонская декларация и Болонский процесс.

2. Интеграционные процессы, синергетический подход и системный анализ в современном образовании.

3. Концепции гуманизации и гуманитаризации в современном университете.

Тема 3. Сущность, значение, роль высшего образования

1. Высшее образование как социальный институт, педагогическая система, процесс и достояние личности.

2. Функции высшего образования.

3. Статус высших образовательных заведений.

4. Субъекты высшего профессионального образования.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п Наименование темы Форма (вид) самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1 2 3 4
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия
Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс 1. Работа с литературой. 2. Конспектирование. 3. Письменный ответ на вопрос.
Сущность, значение, роль высшего образования 1. Знакомство с миссией университета. 2. Письменный ответ на вопрос: «Какова миссия Амурского государственного университета в регионе?». 3. Подготовка к работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования: миф или реальность?».
Раздел II. Педагогика высшей школы
Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты 1. Знакомство с основными нормативными, методическими требованиями к разработке ООП, учебного плана, программы учебной дисциплины, УМКД в соответствии с ГОС и ФГОС. 2. Экспертиза ОП, учебного плана, программы учебной
1 2 3 4
    дисциплины, УМКД в соответствии с ГОС и ФГОС (специальность, направление подготовки по выбору магистранта). 3. Анализ учебных планов по схеме: Сходство и различие учебных планов родственных специальностей и направлений. Соответствие государственному стандарту. Место дисциплины, читаемой слушателем, в учебном плане. Анализ методического обеспечения. 4. Анализ учебников и учебно-методических пособий по читаемым курсам. 5. Составление таблицы: «Уровни высшего образования и их содержание».  
Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности в высшей школе. Научно-исследовательская работа студентов 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка лекции и семинарского занятия по преподаваемой дисциплине. 3. Разработка плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 4. Проектирование способов оптимизации научно-исследовательской работы студентов.
Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов 1. Знакомство с требованиями к разработке тестов. 2. Разработка тестовых заданий по методическим указаниям. 3. Взаимное рецензирование разработанных тестов, оценка их качества. 4. Разработка балльно-рейтинговой системы контроля по конкретной дисциплине.
Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Творческое задание. Подготовить презентацию по одной из технологий обучения и показать возможности ее применения на учебной дисциплине. 3. Работа в группах
1 2 3 4
    «Мастерская активных методов обучения»: лекция вдвоем, учебная дискуссия, мозговой штурм, деловая игра.  
Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка и защита проектов по теме «Актуальная проблема высшей школы (на выбор) и потенциал экономических дисциплин в ее решении» (проблемы: мобильность студентов и преподавателей, гуманизация высшего образования, информатизация и др.). 3. Круглый стол: «Способы оптимизации внеаудиторной работы по экономическим дисциплинам».
Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка плана работы куратора. 3. Проектирование ситуаций и способов психолого-педагогической и педагогической поддержки студентов вуза. 4. Подготовка к дискуссии «Тьютор российского вуза: профессия или невидимка?».
Раздел III. Психология высшей школы
Психология учения и обучения студентов 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подбор примеров и анализ конкретных ситуаций.
Развитие личности в юношеском возрасте и молодости 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подбор примеров и анализ конкретных ситуаций.
Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Мини-исследование «Риски и причины отсева студентов». 3. Работа в группах по разработке проекта «Способы повышения успеваемости и профилактика отсева студентов»
1 2 3 4
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Самоанализ содержания основных сфер деятельности преподавателя современного вуза: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; участие в управлении кафедрой, вузом и другая организационная деятельность; личная жизнедеятельность. 3. Самодиагностика диагностика качеств преподавателя, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности, компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. 4. Творческая работа: «Возможные траектории преподавателя высшей школы. Моя траектория как преподавателя высшей школы».
Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подборка методик снятия напряжения, стрессовых состояний, хронической усталости. 3. Разработка «рецепта» профилактики синдрома профессионального выгорания.
Всего

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 446 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2012. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

3. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Самойлов В.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52630. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ОП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и составляет по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе» – 8 час.

Используемые образовательные технологии: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов, подготовка рефератов и докладов. При проведении практических занятий активно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций. При изучении теоретического материала обязательно осуществляется его «привязка» к повседневной практике и профессиональной деятельности магистрантов, учитывается региональный аспект.

В предлагаемой программе по каждой теме дается набор соответствующих вопросов для проведения семинарских занятий, при обсуждении которых используются знания, полученные на лекциях, при проработке рекомендованной литературы, а также материал уже изученных других курсов, собственный практический и жизненный опыт обучаемых.

Установленные в учебной аудитории ноутбук, проектор, стационарный экран, компьютеры с выходом к системе «Интернет» позволяют при реализации курса использовать электронные формы обучения в соответствии с методическими указаниями.

Семинарские занятия ведутся как фронтальными, так и групповыми методами.

Раздел дисцип-лины Активные и интерактивные формы проведения занятий   Коли-чество часов (ауд.)
Тема 5 Разбор конкретных ситуаций «Содержательные и организационно-методические принципы обучения»
Тема 6 Взаимное рецензирование разработки лекции и семинарского занятия по преподаваемой дисциплине. Презентация планов самостоятельной работы студентов по дисциплине. Работа в группах (разработка и защита проектов) «Проектирование способов оптимизации научно-исследовательской работы студентов»
Тема 6 Взаимное рецензирование разработанных тестов, оценка их качества. Презентация результатов ИДЗ «Бально-рейтинговая система контроля по конкретной дисциплин»
Тема 9 Презентация плана работы куратора, с последующим обсуждением. Работа в группах: проектирование ситуаций и способов психолого-педагогической и педагогической поддержки студентов вуза. Дискуссии «Тьютор российского вуза: профессия или невидимка?»
Тема 14 Занятие с элементами тренинга «Профилактика стрессовых состояний, хронической усталости, профессионального выгорания преподавателя вуза».
Итого 8 час

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания, типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, отражены в фонде оценочных средств по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе», который является приложением к рабочей программе.

Вопросы к зачету

1 Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина.

2 Основные категории педагогики высшей школы.

3 История высшего образования в России.

4 Современное состояние высшего образования в России.

5 Болонская декларация и Болонский процесс.

6 Современные тенденции и перспективы развития высшей школы в Российской Федерации. Проблема непрерывного образования.

7 Высшее образование как социальный институт, педагогическая система, процесс и достояние личности. Функции высшего образования.

8 Статус высших образовательных заведений. Субъекты высшего профессионального образования. Миссия вуза в регионе.

9 Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. ГОС, ФГОС.

10 Основная образовательная программа. Учебный план. Программа учебной дисциплины.

11 Учебно-методические комплексы. Учебники и учебные пособия. Функции и структура учебников.

12 Уровни высшего профессионального образования и их содержание.

13 Закономерности и принципы обучения.

14 Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности.

15 Организационные формы обучения в вузе.

16 Самостоятельная работа, особенности использования в высшей школе.

17 Научно-исследовательская работа студентов.

18 Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности.

19 Тестирование. Формы тестовых заданий. Разработка тестов. Методы оценки качества тестов.

20 Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов.

21 Педагогические технологии обучения в системе высшей школы.

22 Активные методы обучения и особенности их применения в высшей школе.

23 Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза.

24 Функции и специфика работы куратора в высшей школе.

25 Тьютор и тьюторство в современной системе высшего образования. Функции и специфика работы тьютора в высшей школе.

26 Психология деятельности учения в студентов.

27 Взаимодействие преподавателей и студентов. Учебные отношения, учебное сотрудничество.

28 Психология деятельности обучения в высшей школе.

29 Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Социальное и профессиональное самоопределение студента. Отражение психологических особенностей студентов на их учебной деятельности.

30 Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов.

31 Основные сферы и содержание деятельности преподавателя современного вуза.

32 Качества современного преподавателя и готовность к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.

33 Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза.

34 Возможные траектории преподавателя высшей школы.

35 Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы

36 Профилактика стрессов, хронической усталости и профессионального выгорания.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 446 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2012. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

3. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Самойлов В.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52630. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

б) дополнительная литература:

1 Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2 Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть II [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54959.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3 Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения [Электронный ресурс]: сборник статей научно-методической конференции/ А.Т. Анисимова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25976.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4 Григорьев Д.А. Педагогика высшего образования: теоретические и методические основы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Д.А., Торгашев Г.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2014.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47250.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

в) периодические издания:

1. Аккредитация в образовании

2. Альма матер (Вестник высшей школы)

3. Вопросы психологии

4. Высшее образование в России

5. Высшее образование сегодня

6. Интеграция образования

7. Мир образования – образование в мире

8. Научные исследования в образовании

9. Официальные документы в образовании

10. Педагогика

11. Педагогический журнал

12. Профессиональное образование. Столица

13. Психологическая наука и образование

14. Психология в вузе

15. Человек и образование

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Наименование ресурса Краткая характеристика
http://www.zakonrf.info/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение.
Консультант + http://www.consultant.ru/popular/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи.
Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru Электронно-библиотечная система IPRbooks — научно-образовательный ресурс для решения задач обучения в России и за рубежом. Уникальная платформа ЭБС IPRbooks объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу. Контент ЭБС IPRbooks отвечает требованиям стандартов высшей школы, СПО, дополнительного и дистанционного образования. ЭБС IPRbooks в полном объеме соответствует требованиям законодательства РФ в сфере образования
www.koob.ru Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др.
www.books.ru Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы
www.theLib.ru Электронная библиотека – книги по философии, психологии и др.
www.psychlib.ru Электронная библиотека – содержит книги по общей психологии, социальной психологии, педагогики, образованию, детской психологии и др.
Программный комплекс «КонсультантПлюс» лицензия коммерческая по договору №21 от 29 января 2015 года
7-Zip бесплатное распространение по лицензии GNU LGPL http://www.7-zip.org/license.txt
Автоматизированная информационная библиотечная система «ИРБИС 64» лицензия коммерческая по договору №945 от 28 ноября 2011 года
MS office 2010 standard лицензия Microsoftoffice 2010 Standard RUS OLP ML Academic 50, договор №492 от 28 июня 2012 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными видами занятий по дисциплине «Методология и методика п<

Наши рекомендации