Раздел II. Педагогика высшей школы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели дисциплины:
- формирование у магистрантов представлений о психологических основах, сущности и содержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подготовка будущего преподавателя вуза к учебной и научно-исследовательской деятельности;
- повышение общей и психологической культуры преподавателей высшей школы, ознакомление будущих специалистов с закономерностями усвоения студентами содержания высшего образования;
- реализация основных образовательных программ и учебных планов высшего образования на уровне, отвечающем федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) ВО;
- разработка и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть историю высшего образования в России, прийти к пониманию взаимообусловленности уровня развития образования и характера общественно-политической жизни в стране;
- выявить цели, задачи и проблемы модернизации высшей школы,
- осмыслить психологические механизмы и педагогические пути развития образовательного пространства вуза,
- понять основные задачи, специфику, функциональную структуру деятельности преподавателя вуза,
- изучить психолого-педагогические основы педагогического взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы;
- приобрести опыт по реализации основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования на уровне, отвечающем ФГОСам;
- формировать профессиональное мышление, воспитывать гражданственность, развивать систему ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию и гуманитаризацию образования в высшей школе.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Дисциплина «Методология и методика преподавания в высшей школе» входит в вариативную часть блока дисциплин (Б1.В.ОД.2).
В программе курса нашел свое отражение интегративный подход к методике преподавания в высшей школе как междисциплинарной области знания.
Особое значение в структуре ОП дисциплина приобретает в связи с предстоящими производственными практиками (Б2.П.1, Б2.П.2, Б2.П.3) и научно-исследовательской работой в форме научно-исследовательского семинара (Б2.Н.1) магистрантов.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения и содержание дисциплины направлены на формирование:
общекультурной компетенции (ОК):
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
профессиональной компетенции (ПК):
- владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-18).
Курс «Методология и методика преподавания в высшей школе» базируется на знаниях общей педагогики.
В результате теоретического изучения дисциплины магистрант должен:
знать:
-основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста (ПК-18);
-основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом (ПК-18);
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования (ПК-18);
-иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного образования (ПК-18);
уметь:
-использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области (ОК-3, ПК-18);
-излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами (ОК-3, ПК-18);
-использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов (ОК-3, ПК-18);
владеть:
- методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы (ОК-3, ПК-18);
- основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач) (ПК-18);
- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала (ОК-3, ПК-18);
- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах (ПК-18);
- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей (ОК-3, ПК-18);
- методами эмоциональной саморегуляции (ОК-3, ПК-18).
МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы | Компетенции | Всего компетенций | |
ОК-3 | ПК-18 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + | ||
+ | + |
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практич. | Лабор. Раб. | СРС | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия | |||||||||
Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса | - | - | - | Входящий контроль, устный ответ, терминологический диктант | |||||
Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс | - | Устный ответ, конспект «История высшего образования в России», участие в работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования в России» | |||||||
Сущность, значение, роль высшего образования | - | - | Конспект, ответ (письменно) на вопрос | ||||||
Раздел II. Педагогика высшей школы | |||||||||
Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты. Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности | 3-4 | - | Устный ответ, опорный конспект, выполнение письменного задания (экспертиза учебного плана, рабочей программы дисциплины, УМКД) терминологический диктант | ||||||
Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности в высшей | 5-6 | - | Устный ответ, опорный конспект, выполнение ИДЗ, работа в группах, | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
школе. Научно-исследовательская работа студентов | Защита проекта | ||||||||
Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов | - | Устный ответ, ИДЗ, опорный конспект | |||||||
Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения | 8-9 | - | Устный ответ, конспект, терминологический диктант, работа по группам, подготовка презентаций, защита проектов | ||||||
Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза | - | - | Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов | ||||||
Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе | - | Устный ответ, конспект | |||||||
Раздел III. Психология высшей школы | |||||||||
Психология учения и обучения студентов | - | - | Устный ответ, конспект | ||||||
Развитие личности в юношеском возрасте и молодости | 13-14 | - | Устный ответ, конспект, эссе | ||||||
Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов | - | Устный ответ, конспект, мини-исследование, работа по группам, защита проектов | |||||||
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы | |||||||||
Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории | 16-17 | - | Устный ответ, конспект, терминологический диктант, ИДЗ, проект | ||||||
Психологические аспекты профессионального | - | - | Устный ответ, конспект, терминологический | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
становления преподавателя высшей школы | диктант, ИДЗ, проект | ||||||||
ИТОГО 108 ч. в т.ч. | - | Зачет | |||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Лекции
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы |
1 | 2 | 3 |
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия | ||
Тема 1. Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса | Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина. Предмет педагогики, предмет педагогики высшей школы. Предмет психологи высшей школы. Основные задачи курса. | |
Тема 2. Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс | Болонская декларация и Болонский процесс. Интеграционные процессы, синергетический подход и системный анализ в современном образовании. Концепции гуманизации и гуманитаризации в современном университете. | |
Раздел II. Педагогика высшей школы | ||
Тема 4. Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты. Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности | Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования. Государственный образовательный стандарт (ГОС) и его функции. Циклы и компоненты (федеральный, региональный (вузовский), дисциплины по выбору студента) ГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его функции. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования. | |
Тема 5. Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности использования в высшей школе. Научно-исследовательская работа студентов | Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. Характеристика отдельных форм обучения. Организационные формы обучения в вузе: лекции, семинары, практическое занятие, учебная экскурсия, учебная конференция, консультация, лабораторное занятие, практики, коллоквиумы, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектирование (работа). | |
Тема 6.Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов | Задачи контроля и оценки знаний студентов. Функции контроля. Методы контроля: устный, письменный, программированный, графический, практический. Текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный контроль. Оценка и отметка. Педагогическое измерение. Организационные принципы педагогического контроля. Формы проверочных вопросов и заданий. Тестирование. Формы тестовых заданий. Разработка | |
1 | 2 | 3 |
тестов. Методы оценки качества тестов. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов. | ||
Тема 7. Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения | Технологии традиционного обучения. Проблемно-деятельностное обучение. Технологии модульного обучения. Контекстное обучение. Игровые технологии обучения. | |
Тема 9. Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе | Задачи работы куратора. Организация деятельности куратора. Функции куратора: планирование организаторская, стимулирование, коммуникативная, коррекция, прогностическая. Содержание деятельности Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания. Самосовершенствование деятельности куратора. Организация студенческого самоуправления. Тьютор и тьюторство в современной системе высшего образования. Функции и специфика работы тьютора в высшей школе. | |
Раздел III. Психология высшей школы | ||
Тема 11. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости | Типология личности студента и преподавателя. Социальное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Личностные перестройки. Кризис смысла жизни. Отражение кризиса юности в учебной деятельности студентов. Психологические особенности студентов разного возраста. | |
Тема 12. Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов | Причины отсева студентов. Способы повышения успеваемости. Профилактика отсева студентов | |
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы | ||
Тема 13. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории | Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; участие в управлении кафедрой, вузом и другая организационная деятельность; личная жизнедеятельность. Содержание деятельности. |
6.2 Практические занятия
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия
Тема 2. Краткая история и современное состояние высшего образования в России.
1. Болонская декларация и Болонский процесс.
2. Интеграционные процессы, синергетический подход и системный анализ в современном образовании.
3. Концепции гуманизации и гуманитаризации в современном университете.
Тема 3. Сущность, значение, роль высшего образования
1. Высшее образование как социальный институт, педагогическая система, процесс и достояние личности.
2. Функции высшего образования.
3. Статус высших образовательных заведений.
4. Субъекты высшего профессионального образования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ п/п | Наименование темы | Форма (вид) самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Высшее образование: история, современность, основные понятия | |||
Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс | 1. Работа с литературой. 2. Конспектирование. 3. Письменный ответ на вопрос. | ||
Сущность, значение, роль высшего образования | 1. Знакомство с миссией университета. 2. Письменный ответ на вопрос: «Какова миссия Амурского государственного университета в регионе?». 3. Подготовка к работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования: миф или реальность?». | ||
Раздел II. Педагогика высшей школы | |||
Содержание и образовательные программы высшего образования. Образовательные стандарты | 1. Знакомство с основными нормативными, методическими требованиями к разработке ООП, учебного плана, программы учебной дисциплины, УМКД в соответствии с ГОС и ФГОС. 2. Экспертиза ОП, учебного плана, программы учебной | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
дисциплины, УМКД в соответствии с ГОС и ФГОС (специальность, направление подготовки по выбору магистранта). 3. Анализ учебных планов по схеме: Сходство и различие учебных планов родственных специальностей и направлений. Соответствие государственному стандарту. Место дисциплины, читаемой слушателем, в учебном плане. Анализ методического обеспечения. 4. Анализ учебников и учебно-методических пособий по читаемым курсам. 5. Составление таблицы: «Уровни высшего образования и их содержание». | |||
Организационные формы обучения в вузе. Самостоятельная работа, особенности в высшей школе. Научно-исследовательская работа студентов | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка лекции и семинарского занятия по преподаваемой дисциплине. 3. Разработка плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 4. Проектирование способов оптимизации научно-исследовательской работы студентов. | ||
Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов | 1. Знакомство с требованиями к разработке тестов. 2. Разработка тестовых заданий по методическим указаниям. 3. Взаимное рецензирование разработанных тестов, оценка их качества. 4. Разработка балльно-рейтинговой системы контроля по конкретной дисциплине. | ||
Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Творческое задание. Подготовить презентацию по одной из технологий обучения и показать возможности ее применения на учебной дисциплине. 3. Работа в группах | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
«Мастерская активных методов обучения»: лекция вдвоем, учебная дискуссия, мозговой штурм, деловая игра. | |||
Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка и защита проектов по теме «Актуальная проблема высшей школы (на выбор) и потенциал экономических дисциплин в ее решении» (проблемы: мобильность студентов и преподавателей, гуманизация высшего образования, информатизация и др.). 3. Круглый стол: «Способы оптимизации внеаудиторной работы по экономическим дисциплинам». | ||
Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Разработка плана работы куратора. 3. Проектирование ситуаций и способов психолого-педагогической и педагогической поддержки студентов вуза. 4. Подготовка к дискуссии «Тьютор российского вуза: профессия или невидимка?». | ||
Раздел III. Психология высшей школы | |||
Психология учения и обучения студентов | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подбор примеров и анализ конкретных ситуаций. | ||
Развитие личности в юношеском возрасте и молодости | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подбор примеров и анализ конкретных ситуаций. | ||
Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Мини-исследование «Риски и причины отсева студентов». 3. Работа в группах по разработке проекта «Способы повышения успеваемости и профилактика отсева студентов» | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел IV. Психолого-педагогические аспекты личности и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы | |||
Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Самоанализ содержания основных сфер деятельности преподавателя современного вуза: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; участие в управлении кафедрой, вузом и другая организационная деятельность; личная жизнедеятельность. 3. Самодиагностика диагностика качеств преподавателя, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности, компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. 4. Творческая работа: «Возможные траектории преподавателя высшей школы. Моя траектория как преподавателя высшей школы». | ||
Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы | 1. Работа с литературой и конспектирование материала. 2. Подборка методик снятия напряжения, стрессовых состояний, хронической усталости. 3. Разработка «рецепта» профилактики синдрома профессионального выгорания. | ||
Всего |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 446 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2012. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Самойлов В.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52630. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ОП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и составляет по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе» – 8 час.
Используемые образовательные технологии: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов, подготовка рефератов и докладов. При проведении практических занятий активно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций. При изучении теоретического материала обязательно осуществляется его «привязка» к повседневной практике и профессиональной деятельности магистрантов, учитывается региональный аспект.
В предлагаемой программе по каждой теме дается набор соответствующих вопросов для проведения семинарских занятий, при обсуждении которых используются знания, полученные на лекциях, при проработке рекомендованной литературы, а также материал уже изученных других курсов, собственный практический и жизненный опыт обучаемых.
Установленные в учебной аудитории ноутбук, проектор, стационарный экран, компьютеры с выходом к системе «Интернет» позволяют при реализации курса использовать электронные формы обучения в соответствии с методическими указаниями.
Семинарские занятия ведутся как фронтальными, так и групповыми методами.
Раздел дисцип-лины | Активные и интерактивные формы проведения занятий | Коли-чество часов (ауд.) |
Тема 5 | Разбор конкретных ситуаций «Содержательные и организационно-методические принципы обучения» | |
Тема 6 | Взаимное рецензирование разработки лекции и семинарского занятия по преподаваемой дисциплине. Презентация планов самостоятельной работы студентов по дисциплине. Работа в группах (разработка и защита проектов) «Проектирование способов оптимизации научно-исследовательской работы студентов» | |
Тема 6 | Взаимное рецензирование разработанных тестов, оценка их качества. Презентация результатов ИДЗ «Бально-рейтинговая система контроля по конкретной дисциплин» | |
Тема 9 | Презентация плана работы куратора, с последующим обсуждением. Работа в группах: проектирование ситуаций и способов психолого-педагогической и педагогической поддержки студентов вуза. Дискуссии «Тьютор российского вуза: профессия или невидимка?» | |
Тема 14 | Занятие с элементами тренинга «Профилактика стрессовых состояний, хронической усталости, профессионального выгорания преподавателя вуза». | |
Итого 8 час |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания, типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, отражены в фонде оценочных средств по дисциплине «Методология и методика преподавания в высшей школе», который является приложением к рабочей программе.
Вопросы к зачету
1 Методология и методика преподавания в высшей школе как самостоятельная дисциплина.
2 Основные категории педагогики высшей школы.
3 История высшего образования в России.
4 Современное состояние высшего образования в России.
5 Болонская декларация и Болонский процесс.
6 Современные тенденции и перспективы развития высшей школы в Российской Федерации. Проблема непрерывного образования.
7 Высшее образование как социальный институт, педагогическая система, процесс и достояние личности. Функции высшего образования.
8 Статус высших образовательных заведений. Субъекты высшего профессионального образования. Миссия вуза в регионе.
9 Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. ГОС, ФГОС.
10 Основная образовательная программа. Учебный план. Программа учебной дисциплины.
11 Учебно-методические комплексы. Учебники и учебные пособия. Функции и структура учебников.
12 Уровни высшего профессионального образования и их содержание.
13 Закономерности и принципы обучения.
14 Основные методы, приемы и средства обучения в вузе и их особенности.
15 Организационные формы обучения в вузе.
16 Самостоятельная работа, особенности использования в высшей школе.
17 Научно-исследовательская работа студентов.
18 Педагогический контроль в высшей школе и учет результатов деятельности.
19 Тестирование. Формы тестовых заданий. Разработка тестов. Методы оценки качества тестов.
20 Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов.
21 Педагогические технологии обучения в системе высшей школы.
22 Активные методы обучения и особенности их применения в высшей школе.
23 Теория и методика воспитания в высшей школе. Потенциал социализации студентов в социокультурной среде вуза.
24 Функции и специфика работы куратора в высшей школе.
25 Тьютор и тьюторство в современной системе высшего образования. Функции и специфика работы тьютора в высшей школе.
26 Психология деятельности учения в студентов.
27 Взаимодействие преподавателей и студентов. Учебные отношения, учебное сотрудничество.
28 Психология деятельности обучения в высшей школе.
29 Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Социальное и профессиональное самоопределение студента. Отражение психологических особенностей студентов на их учебной деятельности.
30 Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов.
31 Основные сферы и содержание деятельности преподавателя современного вуза.
32 Качества современного преподавателя и готовность к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.
33 Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза.
34 Возможные траектории преподавателя высшей школы.
35 Психологические аспекты профессионального становления преподавателя высшей школы
36 Профилактика стрессов, хронической усталости и профессионального выгорания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Громкова М.Т. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 446 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52045. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шарипов Ф.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2012. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Самойлов В.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 207 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52630. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
б) дополнительная литература:
1 Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2 Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть II [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54959.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3 Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения [Электронный ресурс]: сборник статей научно-методической конференции/ А.Т. Анисимова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25976.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4 Григорьев Д.А. Педагогика высшего образования: теоретические и методические основы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Д.А., Торгашев Г.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2014.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47250.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
в) периодические издания:
1. Аккредитация в образовании
2. Альма матер (Вестник высшей школы)
3. Вопросы психологии
4. Высшее образование в России
5. Высшее образование сегодня
6. Интеграция образования
7. Мир образования – образование в мире
8. Научные исследования в образовании
9. Официальные документы в образовании
10. Педагогика
11. Педагогический журнал
12. Профессиональное образование. Столица
13. Психологическая наука и образование
14. Психология в вузе
15. Человек и образование
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
№ | Наименование ресурса | Краткая характеристика |
http://www.zakonrf.info/ | Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение. | |
Консультант + http://www.consultant.ru/popular/ | Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи. | |
Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru | Электронно-библиотечная система IPRbooks — научно-образовательный ресурс для решения задач обучения в России и за рубежом. Уникальная платформа ЭБС IPRbooks объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу. Контент ЭБС IPRbooks отвечает требованиям стандартов высшей школы, СПО, дополнительного и дистанционного образования. ЭБС IPRbooks в полном объеме соответствует требованиям законодательства РФ в сфере образования | |
www.koob.ru | Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др. | |
www.books.ru | Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы | |
www.theLib.ru | Электронная библиотека – книги по философии, психологии и др. | |
www.psychlib.ru | Электронная библиотека – содержит книги по общей психологии, социальной психологии, педагогики, образованию, детской психологии и др. | |
Программный комплекс «КонсультантПлюс» | лицензия коммерческая по договору №21 от 29 января 2015 года | |
7-Zip | бесплатное распространение по лицензии GNU LGPL http://www.7-zip.org/license.txt | |
Автоматизированная информационная библиотечная система «ИРБИС 64» | лицензия коммерческая по договору №945 от 28 ноября 2011 года | |
MS office 2010 standard | лицензия Microsoftoffice 2010 Standard RUS OLP ML Academic 50, договор №492 от 28 июня 2012 года |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основными видами занятий по дисциплине «Методология и методика п<