Автор-составитель: Гордеева Ольга Владимировна, к.филол.н, доцент кафедры русского языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра русского языка

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Русский язык»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

Автор-составитель: Гордеева Ольга Владимировна, к.филол.н, доцент кафедры русского языка

Авторский знак _____   Историческая грамматика: рабочая программа дисциплины. Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык». Квалификация: бакалавр. / авт.-сост.О.В. Гордеева. Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. Кол-во_ с.

Рабочая программа дисциплины «Историческая грамматика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык ».

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Рабочая программа дисциплины предназначена для преподавателей и обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Профиль «Русский язык», слушателей курсов.

   
Утверждено на заседании кафедры _________________: протокол № ______________ «___» ________________20__г.   Зав. кафедрой _________________________ (___________________)
   

© Гордеева О.В., составление, 2014

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цель изучения дисциплины…………………………………………………… 4

2. Место дисциплины в структуре ОП…………………………………………. 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………….5

4. Объем дисциплины………………………………………………………………7

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………….. 7

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………….. 8

5.Содержание дисциплины ………………………………………………………10

5.1. .Программа дисциплины………………………………………………. 10

5.2. Содержание семинарских и практических занятий ………………….. 20

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)………. 26

6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов………….. 26

7. Фонд оценочных средств……………………………………………………… 34

Учебно-методическое, информационное и материально-

техническое обеспечение дисциплины…………………………………………. 41

8.1. Основная литература ……………………………………………………. 41

8.2. Дополнительная литература ……………………………………………. 41

8.3. Рекомендуемая литература ……………………………………………… 42

8.4. Учебно-методические материалы ……………………………………… 43

8.5. Электронные библиотечные системы и базы данных,

информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) ……… 43

8.6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет" ……………………………………………………………. 43

8.7. Информационные технологии ………………………………………… 43

8.8. Материально-техническое обеспечение ……………………………. 43

1. Цель изучения дисциплины

Цель курса «Историческая грамматика» - изучение студентами истории фонетической системы и грамматического строя русского языка с периода его формирования до настоящего времени для научного понимания устройства и отдельных компонентов современного русского языка.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- выработать представление о необходимости изучения истории языка;

- выработать четкое представление о том, что язык претерпевает постоянные изменения;

- выявить причинно-следственные отношения в различных языковых преобразованиях;

- установить определенные закономерности в истории фонетического и грамматического строя языка.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенция Вклад дисциплины в формирование компетенции
ПК-4 «Способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета» В результате изучения дисциплины студент должен: знать место русского языка в генеалогической классификации языков, основные признаки русизмов и старославянизмов; уметь читать тексты на древнерусском языке, опознавать русизмы и старославянизмы в современном русском языке; владеть методикой транскрибирования древнерусских текстов, методикой морфологического разбора существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.
СК-1 «Способен к анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка» знать место русского языка в генеалогической классификации языков, хронологию языковых изменений в русском языке, основные признаки русизмов и старославянизмов, предпосылки и сущностные механизмы диахронических изменений в русском языке; уметь пользоваться таблицами по фонетике и морфологии древних славянских языков, читать тексты на древнерусском языке, опознавать русизмы и старославянизмы в современном русском языке, объяснять причины и следствия исторических изменений в фонетике, лексике и грамматике русского языка; владеть методикой транскрибирования древнерусских текстов с учетом прошедших языковых изменений, методикой морфологического разбора существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.  
СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций» знать основные признаки русизмов и старославянизмов; уметь пользоваться таблицами по фонетике и морфологии древних славянских языков, читать тексты на древнерусском языке, опознавать русизмы и старославянизмы в современном русском языке; владеть методикой транскрибирования древнерусских текстов с учетом прошедших языковых изменений, методикой морфологического разбора существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.  


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать место русского языка в генеалогической классификации языков, хронологию языковых изменений в русском языке, основные признаки русизмов и старославянизмов, предпосылки и сущностные механизмы диахронических изменений в русском языке;

уметь пользоваться таблицами по фонетике и морфологии древних славянских языков, читать тексты на древнерусском языке, опознавать русизмы и старославянизмы в современном русском языке, объяснять причины и следствия исторических изменений в фонетике, лексике и грамматике русского языка;

владеть методикой транскрибирования древнерусских текстов с учетом прошедших языковых изменений, методикой морфологического разбора существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Формы обучения 3 курс
1 семестр 2 семестр
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы    
Номера семестров:    
Аудиторные занятия (всего): В том числе:  
  Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (СРС) (всего)    
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров   экзамен

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс. Основные этапы функционирования и развития русского языка.

Основные понятия: древнерусский язык, русский язык, сравнительно-исторический метод.

Содержание темы

Историческая грамматика как раздел науки о русском языке и как учебный курс.

Разные названия курса, отразившиеся в названиях учебников (древнерусский язык, история русского языка, историческая грамматика русского языка). Предмет изучения – история русского языка на всех его уровнях. Место исторической грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла. Связь истории русского языка с другими науками. Необходимость знания истории русского языка учителем-словесником.

Основные этапы функционирования и развития русского языка.

О понятии «русский язык». Происхождение русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. Образование русской нации и русского национального языка. Проблема периодизации.

Основные источники изучения истории русского языка: письменные памятники, современные русские диалекты, данные топонимии, заимствования из русского языка в другие языки и заимствования из других языков в русский язык, записи иностранцами русских слов, родственные славянские языки, языки неродственных народов, живших по соседству со славянами и др.

Основные методы исторического изучения языка: сопоставление фактов русского языка одной эпохи с фактами русского языка другой эпохи, сопоставление фактов русского языка с фактами других языков (родственных и неродственных), сравнительно-исторический метод, метод реконструкции форм.

Тема 2. Памятники русской письменности. Происхождение и история русской письменности.

Основные понятия: кириллица, устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт.

Содержание темы

Памятники русской письменности: летописи, сказания, «хождения», «слова», «поучения», духовные, договорные, челобитные, закладные и другие грамоты, тексты берестяных грамот, надписи на предметах быта и т.д.

Происхождение и история русской письменности.

Появление письменности на Руси вместе с распространением христианства. История кириллицы. Типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт). Реформы графики.

Содержание темы

Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).

Фонетические процессы дописьменного периода русского языка (история сочетаний согласных с j, 1-я, 2-я, 3-я палатализации согласных Г, К, Х, трансформация системы гласных-монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний, закон открытого слога, происхождение носовых гласных, судьба сочетаний типа *tort , *tъrt, *ort и др.)

Судьба носовых гласных в русском языке (утрата носовых гласных к началу письменного периода русского языка). Свидетельства отсутствия носовых гласных. Употребление букв – юсов.

Фонетическая система русского языка X-XI вв.

Структура слога. Принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм.

Система гласных фонем. Гласные переднего ряда и гласные непереднего ряда. Гласные полного образования и редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных. Следствия процесса утраты носовых гласных.

Система согласных фонем. Группы согласных по месту и способу образования, по признаку твердости/мягкости.

Древнейшие диалектные особенности: цоканье, качество звука г, диалектные группы с, гл. , вопрос о фонеме в.

Тема 5. Вторичное смягчение согласных. Процесс падения редуцированных и его следствия.

Основные понятия: полумягкие согласные, редуцированные гласные, полногласие, второе полногласие.

Содержание темы

Вторичное смягчение согласных и его следствия.

Смягчение полумягких согласных. Появление новых пар согласных, противопоставленных по твердости/мягкости. Судьба фонемы а переднего ряда.

Процесс падения редуцированных и его следствия.

Падение редуцированных – основной фонетический процесс письменного периода и последнее общеславянское изменение. Влияние на фонетическую систему (в подсистеме гласных и подсистеме согласных), морфологию, лексику. Отражение падения редуцированных на письме. Происхождение «беглости» гласных. Судьба букв Ъ и Ь.

Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.

Судьба редуцированных и и ы.

История губных согласных в и ф.

Тема 6. Фонетические процессы после падения редуцированных. Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы.

Основные понятия: аканье, вокализм, консонантизм.

Содержание темы:

Фонетические процессы после падения редуцированных.

Изменение е в о в русском языке. Отсутствие перехода при наличии условий. В словах современного русского языка. Графическое отражение перехода е в о.

История звука, обозначавшегося буквой «ять». Варианты звуковой реализации «ять» в разных говорах. Вопрос о времени утраты «ять» в разных диалектных зонах и в московском койне. Судьба буквы «ять». Определение звука, к которому восходит е в словах современного русского языка.

История гласного о.

Судьба сочетаний гы, кы, хы, следствия процесса.

История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию.

История шипящих и ц. Отвердение ж и ш. Отвердение ц. Отражение древней мягкости согласных в современном написании слов.

Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы. Изменения в подсистеме гласных. Изменения в подсистеме согласных. История категории твердости/мягкости согласных в русском языке. Господство консонантизма в фонетической системе.

Содержание темы

Общая характеристика морфологического строя русского языка X-XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Части речи.

История имени существительного.

Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности/неодушевленности.

Древняя система именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от конечных звуков древней основы. Фонетические изменения и морфологический процесс переразложения основы падежных форм как база для дальнейших преобразований системы склонения.

Формирование новых типов склонения. Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения (твердая и мягкая разновидность склонений с основами на *ā, *ǒ). Унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании склонения. Возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных.

История именного склонения во множественном числе. Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Влияние склонения существительных с основой на *ā на формы множественного числа.

Формирование категории одушевленности /неодушевленности в русском языке.

Разрушение категории двойственного числа, следы двойственного числа в современном русском языке.

Утрата звательной формы, архаические формы, сохранившиеся в современном русском языке.

Тема 8. История местоимений.

Основные понятия: личные и неличные местоимения, разряды местоимений.

Содержание темы

Разряды местоимений. Две группы местоимений: личные (и возвратное) и неличные местоимения.

История личных и возвратного местоимений. Происхождение личного местоимения третьего лица. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм.

История неличных местоимений. Изменения в группе указательных местоимений. Местоименное склонение твердой и мягкой разновидности. История отдельных падежных форм.

Тема 9.История имени прилагательного.

Основные понятия: именные (краткие, нечленные) и местоименные (полные, членные) формы прилагательных.

Содержание темы

Разряды прилагательных по значению.

Происхождение именных и местоименных форм. Особенности склонения именных и местоименных форм.

История именных прилагательных. Утрата склонения именных прилагательных. Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора, остатки форм именных прилагательных в наречиях, фразеологизмах.

История местоименных прилагательных. Изменение падежных окончаний под влиянием местоименного склонения. Появление окончания –ой/-ей в форме именительного падежа единственного числа мужского рода. Унификация флексий в формах множественного числа.

История форм сравнительной степени прилагательных.

Тема 10. История слов, обозначающих число.

Основные понятия: счетные существительные, счетные прилагательные.

Содержание темы

Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе.

Разряды слов, обозначающих число.

Специфика склонения числительных (счетные существительные, счетные прилагательные).

Формирование числительного как части речи путем утраты категорий рода и числа и приобретения специфики синтаксических связей с существительным.

Тема 11. История глагола.

Основные понятия: основы глагола, классы глагола, тема, тематические и нетематические глаголы, аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, причастие и деепричастие, супин, категория вида.

Содержание темы

Грамматические категории глагола: категории наклонения, времени, лица и числа. Система форм русского глагола. Исходное отсутствие деепричастий.

Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.

История форм настоящего времени. Особенности изменения тематических и нетематических глаголов. История форм тематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Судьба форм нетематических глаголов.

История форм будущего времени. Образование современных форм будущего простого и будущего сложного, их связь с формированием категории вида.

Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке. История форм прошедшего времени, их связь с формированием категории вида. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.

История условного и повелительного наклонения.

История инфинитива и супина в русском языке.

История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.

Становление и развитие категории вида в русском языке.

Тема 12. Наречия.

Основные понятия: первичные наречия.

Содержание темы

Первичные наречия, не связанные с другими частями речи. Новые наречия, образовавшиеся на базе других частей речи (существительных, прилагательных, числительных, местоимений).

Тема 13. Служебные слова в русском языке.

Основные понятия: производные и непроизводные предлоги, союзы, частицы.

Содержание темы

Предлоги (непроизводные и производные), союзы (сочинительные и подчинительные), частицы (формообразующие, отрицательные, модальные); их функции в предложении.

Раздел 5.ЛЕКСИКА

Тема 14. Историческое формирование лексики русского языка.

Основные понятия: исконная лексика, процесс заимствования, язык-источник, язык-посредник

Содержание темы

Исконная русская лексика: индоеворопеизмы, общеславянизмы (праславянизмы), восточнославянизмы и древнерусизмы, русизмы. Заимствованная лексика (прямое и опосредованное заимствование, время заимствования, характер адаптации. Старославянизмы.

Этимология слов. Историко-этимологические и этимологические словари.

Раздел 6.СИНТАКСИС

Тема 15. Основные особенности синтаксиса. Исторические изменения в синтаксисе.

Основные понятия: конструкции с двойными падежами, именительный предикативный, дательный самостоятельный.

Содержание темы

Общая характеристика синтаксического строя русского языка.

Основные особенности синтаксиса. Согласование подлежащего и сказуемого. Конструкции с двойными падежами в русском языке. Особенности употребления предлогов и союзов в предложениях. Обороты «именительный дополнения при инфинитиве» и «дательный самостоятельный».

рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

Работа с текстом. (Задание выполняется на отдельных листах)

Тексты (5-6 строк) даются преподавателем.

Необходимо

- переписать текст,

- прочитать,

- перевести,

- сделать 2 транскрипции (1-я – для Х в., 2-я – для времени создания памятника),

- сделать морфологический разбор подчеркнутых слов.

2) Конспектирование в рабочей тетради.

Студент должен сделать конспекты по всем вопросам курса (см. список вопросов).

Объем конспекта – 2-3 страницы для изложения каждой темы.

При конспектировании обязательно указывать №№ страниц учебника и учебно-методических пособий.

3) Составление таблиц (в рабочей тетради).

Необходимо составить 2 таблицы.

1. «Важнейшие памятники древнерусской письменности»:

Название памят- ника Что представ-ляет собой памятник Время созда-ния Особен-ности языка Где, кем и когда найден Почему памятник так называ-ется Где хра-нится памятник

Учебники:

1)Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание). С.16-31.

2) Павлович, А.И. Историческая грамматика русского языка. Ч. Введение и фонетика / А.И.Павлович. М., 1977. С.49-68.

«Изучение истории русского языка в русском и зарубежном языкознании»:

Фамилия, имя, отчество лингвиста Годы жизни Что сделано для истории русского языка (открытия, идеи и т.д. ) Названия основных трудов по истории русского языка

Учебники:

1)Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание). С.36-47.

4) Работа с литературой (выполняется в рабочей тетради).

Необходимо выполнить 2 работы.

1)Работа с монографией.

Прочитать одну из предложенных книг и сделать конспект.

- Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси/ В.В.Колесов. Л., 1986. (введение, глава 1 (с.23-71), глава 2 (с.73-93)).

- Откупщиков, Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии / Ю.В.Откупщиков. М., 1986. (любое издание)

- Полякова, Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров / Е.Н.Полякова. Пермь, 1991.

В конспекте должны быть указаны:

а) цель и задачи, поставленные автором книги;

б) характеристика исследованного материала (источники материала, тематические группы слов и т.д.);

в) методы исследования материала;

г) примеры – история слов (рассмотреть 15-20 слов) (употребляются в современном русском языке в том же значении; употребляются в русском языке, но в другом значении; не употребляются в современном русском языке).

2) Работа с этимологическими и историко-этимологическими словарями.

Взять 10 слов по одной из предложенных тем, рассмотреть их этимологию в 3-х этимологических и историко-этимологических словарях.

Темы: 1) цвет, 2) календарь; 3) школа; 4) деревья, кустарники; 5) цветы; 6) птицы; 7) рыбы; 8) дикие животные; 9) домашние животные; 10) транспорт; 11) армия; 12) семья; 13) кондитерские изделия; 14) человек, части тела; 15) наука; 16) музыка; 17) живопись; 18) театр; 19) кино, телевидение; 20) медицина; 21) дом; 22) город; 23) деревня; 24) высшие учебные заведения; 25) сельское хозяйство; 26) пища; 27) власть и закон; 28) политика; 29) экономика; 30) христианство; 31) мужская одежда; 32) женская одежда; 33) предметы быта; 34) путешествия; 35) мебель; 36) фрукты, овощи; 37) газета; 38) украшения; 39) посуда; 40) библиотека и т.д.

Какое место в лексической системе занимают изученные слова?

ЛЕКСИКА

/ \

Исконно русская лексика Заимствованная лексика

- индоевропеизмы, (учитываются

-общеславянизмы - язык-источник,

(праславянизмы), язык-посредник,

- восточнославянизмы - время заимствования,

(древнерусизмы), - устное / письменное,

-собственно русизмы - характер адаптации

(слова, которые появлялись и др. )

на базе исконной и

заимствованной лексики

в русском языке с XIV в.)

Словари:

- Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М.Фасмер. СПб., 1996. (любое издание)

- Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я.Черных. М., 1999. (любое издание)

- Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М., 2000.

- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)

Вопросы к экзамену

1) Предмет исторической грамматики русского языка, задачи, связь с другими дисциплинами.

2) Источники изучения исторической грамматики русского языка.

3) Периодизация истории русского языка. Связь истории языка с историей народа.

4) Памятники письменности как один из источников изучения истории русского языка. Характеристика 5 памятников письменности.

5) Развитие кириллицы, типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт).

6) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-XI вв.).

7) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Структура слога. Система гласных.

8) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Система согласных.

9) Утрата носовых гласных в русском языке. Следствия этого процесса.

10) Основные отличия древнерусских слов от старославянских.

11) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.

12) Вторичное смягчение согласных и его последствия.

13) Процесс падения редуцированных и его следствия.

14) Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.

15) Судьба редуцированных и и ы.

16) История губных согласных в и ф.

17) Изменение е в о в русском языке.

18) История звука, обозначаемого буквой «ять».

19) История гласного о.

20) История гласных и и ы.

21) Судьба сочетаний гы, кы, хы.

22) История шипящих и ц.

23) История аканья.

24) История категории твердости-мягкости согласных в русском языке.

25) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.

26) Чередования как следствия фонетических изменений.

27) Система именного склонения в русском языке. Принципы распределения слов по типам склонения. Причины разрушения старых типов склонения.

28) Формирование новых типов склонения. История форм единственного числа .

29) Формирование новых типов склонения. История форм множественного числа.

30) Влияние твердой и мягкой разновидностей склонения существительных с основами на *ā, *ǒ.

31) Развитие категории одушевленности/неодушевленности в русском языке.

32) Утрата звательной формы.

33) Утрата двойственного числа. Остатки двойственного числа в современном русском языке.

34) Местоимения в русском языке. Личные и неличные местоимения. Местоименное склонение.

35) История личных местоимений.

36) История указательных местоимений.

37) Имя прилагательное в русском языке. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Склонение прилагательных.

38) История именных прилагательных в русском языке.

39) История местоименных прилагательных в русском языке.

40) История форм сравнительной степени прилагательных

41) История слов, обозначающих число. Разряды, особенности склонения.

42) Система форм русского глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.

43) История форм настоящего времени.

44) История форм будущего времени.

45) Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке.

46) История форм прошедшего времени. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке.

47) История форм прошедшего времени. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке.

48) История форм прошедшего времени. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке.

49) История форм прошедшего времени. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.

50) История условного и повелительного наклонения.

51) История инфинитива и супина в русском языке.

52) История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.

53) Становление и развитие категории вида в русском языке.

54) Наречия и история их образования.

55) Общая характеристика синтаксического строя русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого.

56) Конструкции с двойными падежами в русском языке.

57) «Дательный самостоятельный» в русском языке.

58) Служебные слова в русском языке, их функции в предложении.

На экзамене студент вытягивает 2 билета.

Первый билет содержит 2 теоретических вопроса (см. вопросы к экзамену).

Второй билет содержит текст на древнерусском языке и практическое задание (чтение, перевод, транскрибирование, морфологический разбор слов).

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, успешно прошел тестирование, имеет достаточно высокий результат в рейтинге, во время экзамена демонстрирует системные теоретические знания по дисциплине «Историческая грамматика», все рассуждения иллюстрирует примерами, умеет анализировать примеры, которые даются экзаменатором. При выполнении практического задания допускается небольшое количество ошибок, которые студент может исправить.

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, прошел тестирование, имеет достаточно высокий результат в рейтинге, во время экзамена демонстрирует хорошие теоретические знания по дисциплине «Историческая грамматика», все рассуждения иллюстрирует примерами, умеет анализировать примеры, которые даются экзаменатором, но при этом допускает отдельные ошибки, неточности формулировок и т.п. При выполнении практического задания допускается небольшое количество ошибок.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил задания для самостоятельной работы, имеет средний или низкий результаты в рейтинге, во время экзамена демонстрирует фрагментарность теоретических знаний по дисциплине «Историческая грамматика», необходимые для ответа примеры отсутствуют, допускаются ошибки, неточности формулировок и т.п. Практическое задание выполнено с большим количеством ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не выполнил все задания для самостоятельной работы, имеет низкий результаты в рейтинге, во время экзамена демонстрирует отсутствие теоретических знаний по дисциплине «Историческая грамматика», не может привести примеры. Студент не знает буквы азбуки кириллицы, не умеет читать тексты на старославянском языке, не умеет транскрибировать и делать морфологический разбор.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.1. Основная литература

1)Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка / В.В.Иванов. М.: Просвещение, 1983. (любое издание).

2) Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка: уч.пос.для студентов уч.высш.проф.образования / М.В. Иванова. М.: Академия, 2011.

3)Русинов, Н.Д. Древнерусский язык / Н.Д.Русинов. М.: Высшая школа, 1999.(любое издание).

8.2. Дополнительная литература

1) Балалыкина, Э.А. Метаморфозы русского слова / Э.А.Балалыкина. М.: Флинта, 2012. 264с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

2) Захарова, Л.А. История русского языка: Историческая грамматика: учеб.пособие / Л.А.Захарова, Г.Н.Старикова. М.: Флинта, Наука, 2012. 224 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

3) Захарова, Ю.Г. История русского языка: учеб.пособие / Ю.Г.Захарова. М.: Флинта, Наука, 2012. 320 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

4) Историческое формирование лексики современного русского языка // Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Ростов-н/Д, 1997. С. 172-243. (любое издание)

5) Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси/ В.В.Колесов. Л., 1986.

6) Откупщиков, Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии / Ю.В.Откупщиков. М., 1986. (любое издание)

7) Полякова, Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров / Е.Н.Полякова. Пермь, 1991.

8) Трофимович, Т.Г. Историческая грамматика русского языка: учеб.пособие. / Т.Г.Трофимович. Минск, 2011. 208 с. – www/biblioclub.ru

9) Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М.Фасмер. СПб., 1996. (любое издание)

10)Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я.Черных. М., 1999. (любое издание)

11)Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М., 2000.

12) Шапошников, А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. / А.К.Шапошников. М.: Флинта. Т.1. 2010. 584 с. Т.2. 2010. 576 с. – ЭБС «Лань» - e.lanbook.com

13) Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)

8.3. Рекомендуемая литература

1) Павлович, А.И. Историческая грамматика русского языка./ А.И.Павлович. Ч. 1. Введение и фонетика. М., 1977; Ч.2. Морфология. М., 1979; Ч. 3. Синтаксис. М., 1981.

2) Хрестоматия по истории русского языка / авт.-сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова и др. М.: Просвещение, 1990.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшег<

Наши рекомендации