Компетентен ли я – как проверить?
В создании общеевропейского пространства высшего образования его качество является краеугольным камнем. Существует Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), директивы которой имеют рамочный характер. Российское Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (ФГБУ Росаккредагентство) является членом этой организации и соответственно принципы, закладываемые в деятельность российских учебных заведений по оценке образовательных результатов и достижений студентов, гармонизированы с европейской системой.
В контексте компетентностного подхода оценивание качества подготовки студентов – непростая задача.
Ее сложность заключается, прежде всего, в том, что понятие компетентности включает в себя помимо традиционных знаний, умений, навыков еще систему ценностных ориентаций, мотивов, привычек и т.д. Компетентностная парадигма требует, чтобы цели образования были описаны в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Тем самым моделируется результат, который можно описать, ответив на вопрос - чему научится учащийся за годы обучения. А такой результат требует особых средств анализа его достижения, построенных на основе теории педагогической квалиметрии и позволяющих измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вуза. В рамках компетентностного подхода результаты обучения имеют многофункциональный и надпредметный характер, что требует разработки и применения комплексных измерителей, различных оценочных средств, многомерных методов и специальной интеграции полученных данных. Фактически это требует перестройки всей системы контроля качества образования на основе введения в учебный процесс компетентностно-ориентированных проверочных заданий.
Эта проблема сегодня одна из самых дискуссионных и обсуждаемых академическим сообществом во всем мире. Возможно ли вообще измерить эти характеристики? Каковы критерии оценивания? Какими должны быть измерительные материалы? Как выстроить процедуры измерения и оценки на всех этапах обучения студента в университете. Как может быть представлен и зафиксирован результат процесса оценивания?
Для решения этой задачи в рамках образовательной программы формируется фонд оценочных средств для осуществления контроля и оценивания учебных достижений студентов, включающий в себя контрольные вопросы и типовые задания для семинарских и практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.д.
Особую роль играет участие самих студентов в процедурах оценивания процесса и результатов обучения. В соответствии с правилами enqa процедура оценивания учебных достижений студентов должна отвечать следующим требованиям:
обладать не только диагностическими, но и обучающими и воспитательными функциями, т.е. в процессе проверки студент продолжает учиться – повторяет, обобщает, систематизирует знания, закрепляет умения и навыки, а также формирует такие качества как сосредоточенность, ответственность, трудолюбие и т.д.;
критериальная база оценивания должна быть четкой, прозрачной, хорошо известной и понятной студентам;
вся процедура оценки обеспечена детальной и надежной информацией о ее сроках, формах, методах, характере измерительных материалов и т.д.;
контроль осуществляется людьми, понимающими влияние оценки на студентов и принимающими во внимание возможные последствия экзаменационных требований;
процедура оценивания должна иметь ясные правила, касающиеся отсутствия студента, его болезни и других уважительных причин;
по возможности результат оценивания не должен быть ограничен суждением одного проверяющего;
процедуры оценивания проверяются (утверждаются) администрацией университета, которая выступает гарантом соблюдения вышеназванных правил.
Процесс оценивания результатов обучения – сформированности основных компетенций – включает в себя текущую, промежуточную и итоговую аттестацию студента.
Текущий контроль позволяет непрерывно получать информацию о качестве усвоения студентами учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Это «оперативные данные» - осуществление «обратной связи» между преподавателем и обучающимся. Текущая аттестация осуществляется на семинарских и практических занятиях, через проверку выполнения заданий для самостоятельной работы, а также в виде контрольных работ.
Промежуточный контроль проверяет уровень усвоения знаний, умений, навыков, сформированности компетенций студентов за определенный период – как правило, за семестр. Она включает сдачу зачетов и экзаменов, защиту курсовых работ, отчеты по практикам. Промежуточная аттестация проводится по всем изучаемым дисциплинам в соответствии с учебным планом.
Итоговая аттестация является процедурой сертификации общих, предметных и специальных компетенций - государственная экзаменационная комиссия проверяет соответствие уровня подготовки студента требованиям ФГОС ВПО. Данная процедура обязательно включает в себя защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы и может включать государственный экзамен или экзамены комплексного характера. В результате успешного прохождения итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация (степень бакалавра).
Для каждой из этих процедур в образовательном процессе используются свои формы и средства оценивания:
Таблица 9