Во время морского перехода (действия вахтенного

помощника по выполнению требований "Инструкции по

вентилированию грузовых помещений судов")

1. При плавании "с севера на юг"

При переходе в более теплую зону практически никогда не будет

выполняться условие 4.1 "Инструкции...": t >= тау (на рис. 5

гр н

точка "Н" будет все время попадать в зону 1), поэтому вентиляция

не нужна, трюмы должны быть герметизированы.

2. При плавании "с юга на север"

По выходе из порта погрузки сделать необходимые замеры для

определения параметров груза (разделы 7.1, 7.2, 7.3

"Инструкции..." и п. 5.1 "Рекомендации по вентилированию..."),

например:

18.03.89. Судовое время 14.00. Окончена погрузка арахиса в

мешках. Трюмы закрыты.

18.03.89. Судовое время 20.00. Выполнены замеры параметров

наружного воздуха (трюм N 2):

с м

t = 28,5 °C; t = 26 °C

н н

t ~= t .

с м н тр

t = 28 °C; t = 24,3 °C

т т

Можно считать, что трюмный воздух и груз пришли в равновесное

состояние. Определили по номограмме остальные параметры груза

(трюмного воздуха) и точку "Г" ("ТР"):

тау = тау = 23 °C; фи = фи = фи = 74%;

тр гр р тр гр

ТЭТА = t - тау = 28 - 23 = 5 °C.

гр тр тр

с

W = 10% - сертификатное влагосодержание груза.

гр

р

По диаграмме определяем W = 10,4%.

гр

Зная, что нормированное влагосодержание, требуемое

н

РД 31.11.25.25-96 "Правила перевозки зерновых грузов" W = 11%,

гр

убеждаемся, что груз в кондиционном состоянии.

Повторные замеры не требуются.

При плавании в тропической зоне достаточно ежедневно делать 1

- 2 замера температуры наружного воздуха (в ночные, предутренние

часы до восхода солнца), ожидая момента, когда температура

наружного воздуха приблизится или сравняется с температурой точки

росы трюмного воздуха (t = тау = тау ). К этому времени

н тр гр

рекомендуется, наклеив для удобства пользования номограмму на

какую-либо твердую (плотную) поверхность (картон и т.п.),

подготовить 2 совершенно одинаковые форматки на любом прозрачном

материале (калька и пр.) и, наложив на номограмму, сделать на

каждой из них следующие построения (рис. 6): вертикальную (t),

м

наклонную (t ) и горизонтальную (тау) прямые, пересекающиеся в

одной точке.

Форматка "А" - для определения точки "Н", форматка "В" - для

определения точки "ТР" или "ВЫТ" (рис. 6). Размер форматок должен

быть равным или несколько больше размера номограммы. Рекомендуемая

подготовка дает возможность пользоваться номограммой длительное

время, что важно, если на судне нет множительного аппарата и нет

достаточного количества (для работы в рейсе) копий номограмм.

Рекомендуемое критериальное условие 4.2 служит для определения

начала эффективного вентилирования (охлаждения груза):

тау >= t .

тр н

Наложив форматку "А" на номограмму и убедившись, что точка "Н" располагается вблизи границ зон 2 и 3 (см. рис. 5; температура наружного воздуха в нашем примере должна быть приблизительно равной 23 °C), следует начинать вентилирование. Если точка "Н" попадает в зону 3, вентилирование следует производить в режиме "рециркуляция" с кратковременным включением режима "вытяжка". Если же точка "Н" попадает в зону 2, вентилировать трюмы следует в режиме "освежение". После первого включения вентиляции и в дальнейшем на протяжении всего рейса точка "Г" в расчет не принимается, а вопрос о выборе режима вентилирования решается в зависимости от взаимного расположения точек "ТР" (или "ВЫТ") и "Н".

Примеры.

с м

21.03.89. Судовое время 06.00: t = 24 °C; t = 21 °C. Вентиляцию

н н

можно не включать (t > тау ). В принципе, вентиляция

н тр

в режиме "освежение" возможна (точка "Н" на короткое

время попадает в верхнюю часть зоны 2), но эффективность

вентилирования будет невелика.

с м

22.03.89. Судовое время 06.00: t = 23,8 °C; t = 22,5 °C.

н н

Вентиляцию можно не включать (t > тау ).

н тр

с м

23.03.89. Судовое время 04.00: t = 23 °C; t = 22 °C. Температура

н н

наружного воздуха сравнялась с тау = тау : наступило

тр гр

время выполнения периодических замеров и включения

вентиляции. Наносим полученные данные на номограмму и

получаем: тау = 21,4 °C; фи = 91%, точка "Н" попадает

н н

в "опасную" зону 3 (см. рис. 5).

Вентиляция возможна только в режиме "рециркуляция".

В режиме "освежение" вентиляцию включать нельзя, так как

не обеспечивается критериальное условие 4.3

"Инструкции...": ТЭТА = t - тау = 23 - 21,4 = 1,6 <

в н н

3 °C.

с м

23.03.89. Судовое время 08.00: t = 22,5 °C; t = 21,5 °C.

н н

Температура наружного воздуха понижается при высокой

относительной влажности: тау = 21,2 °C, фи = 93%.

н н

Точка "Н" остается в зоне 3.

Целесообразно включить вентиляцию на 10 - 15 мин. в

режим "вытяжка" и продолжать вентилирование в режиме

"рециркуляция".

с м

23.03.89. Судовое время 12.00: t = 23,8 °C; t = 22,4 °C.

н н

Температура наружного воздуха начала повышаться.

Вентиляцию можно выключить! (Можно предположить, что t

н

в ближайшие часы будет продолжать повышаться.)

с м

23.03.89. Судовое время 16.00: t = 25 °C; t = 21 °C. Вентиляцию

н н

можно не включать (t > тау = тау )!

н гр тр

с м

23.03.89. Судовое время 20.00: t = 23 °C; t = 20,5 °C.

н н

Температура наружного воздуха понижается, она уже

сравнялась с тау = тау и можно предположить, что в

тр гр

дальнейшем она будет продолжать понижаться.

Наносим полученные данные на номограмму и видим, что

точка "Н" попадает в зону 2 (рис. 5): тау = 19,6 °C;

н

фи = 80%.

н

Вентиляцию следует включить в режим "освежение"! При

включении вентиляции в режим "освежение" требуется более

тщательное наблюдение за изменениями параметров

наружного воздуха (до ежевахтенного), особенно в случаях

изменения метеообстановки.

с м

23.03.89. Судовое время 23.30: t = 21 °C; t = 18,2 °C.

н н

Температура наружного воздуха понижается и стала ниже

тау = тау (t < тау = тау ). Наносим полученные

тр гр н тр гр

данные на номограмму и убеждаемся, что точка "Н"

остается в зоне 2: тау = 16,7 °C, фи = 77%.

н н

Следует продолжать вентилирование в режиме "освежение".

24.03.89. Судовое время 03.00. Появилась низкая облачность.

с м

Выполняем замеры: t = 22 °C; t = 20,6 °C.

н н

Увеличивается относительная влажность наружного воздуха.

Наносим полученные данные на номограмму и убеждаемся,

что точка "Н" попала в зону 3: тау = 20 °C, фи = 87%.

н н

Вентиляцию следует переключить в режим "рециркуляция"

(если нет такой возможности, то выключить).

24.03.89. Судовое время 08.00. Прошел дождь, погода улучшилась.

с м

Выполняем замеры: t = 23 °C; t = 20 °C.

н н

Температура наружного воздуха повышается, она уже

сравнилась с точкой росы трюмного воздуха (t = тау =

н н

тау ) и, видимо, будет продолжать повышаться в

тр

ближайшие часы.

Вентиляцию следует выключить!

24.03.89. Следующий замер целесообразно производить вечером, когда

t начнет понижаться.

н

с м

Судовое время 21.00: t = 21 °C; t = 18 °C.

н н

Наносим полученные данные на номограмму, наложив

на нее форматку "А", получим: тау = 16,6 °C, фи = 76%.

н н

Создались условия образования конденсата!

Предположительно, точка "Н" попадает в зону 2. Проверяем

это, уточняя точку "ТР": после включения вентиляции в

режим "освежение" она будет уже отличаться от начальной

точки "Г" ("ТР"). Включая вентиляцию в режим "освежение"

и выполняя замеры параметров трюмного (вытяжного)

воздуха (у вытяжных решеток) в соответствии с

требованиями п. 3 раздела 4 настоящих "Рекомендаций...":

с м

t = 26,5 °C, t = 23 °C. Наложив форматку "В" на

выт выт

номограмму, получим точку "ТР" ("ВЫТ") со следующими

параметрами: тау = 21,6 °C, фи = 75%.

тр1 тр1

Вентиляцию следует оставить работать в режиме

"освежение".

Точка "Г" ("ТР"), характеризующая состояние груза и

трюмного воздуха в начале рейса, больше во внимание

практически не принимается.

с м

24.03.89. Судовое время 23.30: t = 20,5 °C; t = 17 °C. Наносим

н н

данные на номограмму (форматку "А"), получим

тау = 15,2 °C, фи = 72%. Точка "Н" остается в зоне 2

н н

(определение зоны по форматке "В" предыдущего замера

вытяжного воздуха "ТР" ("ВЫТ")).

Следует продолжать вентилировать в режиме "освежение".

с м

25.03.89. Судовое время 04.00: t = 20 °C, t = 17,2 °C. Параметры

н н

наружного воздуха практически не меняются.

Вентилирование в режиме "освежение" следует продолжать

(в случае сомнения можно проверить положение точки "Н"

на номограмме - точка будет оставаться в зоне 2).

с м

25.03.89. Судовое время 10.00: t = 22 °C, t = 19 °C.

н н

Температура наружного воздуха начала повышаться (она

близка к тау = 23 °C и тау = 21,6 °C), и есть

гр тр1

уверенность, что в ближайшие часы она будет расти.

Вентиляцию можно выключить до вечерних замеров.

с м

25.03.89. Судовое время 20.00: t = 23 °C, t = 20,5 °C.

н н

Вентиляцию можно не включать, однако следует иметь в

виду, что ожидается дальнейшее понижение t !

н

с м

25.03.89. Судовое время 22.00: t = 21 °C, t = 20 °C.

н н

Температура наружного воздуха продолжает понижаться.

Создаются условия образования конденсата (21 < 21,6).

Наложив форматку "А", убеждаемся, что точка "Н"

находится в "опасной" зоне 3 (предположительно, ибо мы

пользуемся данными о трюмном воздухе, полученными ранее,

- 24.03.89 в 21.00, а именно: точка "ТР-1" с параметрами

с м

t = 26,5 °C и t = 23 °C), однако можно сделать

выт выт

заключение, что вентилирование следует выполнять в

режиме "рециркуляция" (велика разница между фи = 91% и

н

фи = 75%).

тр1

с м

26.03.89. Судовое время 04.00: t = 20 °C, t = 17 °C. Ясно, что

н н

относительная влажность наружного воздуха уменьшается.

Наложим форматку "А" на номограмму и получим

тау = 15,5 °C, фи = 76%. Точка "Н" смещается к зоне 2

н н

(если судить по последним данным о трюмном воздухе).

Необходимо включить вентиляцию в режим "освежение" и

выполнить замеры параметров трюмного воздуха:

с м

t = 25 °C, t = 21,5 °C. Наложив форматку "В" на

выт выт

номограмму, получим тау = 20,2 °C, фи = 75% (точка

тр2 тр2

"ТР-2"). Сопоставив (форматки "А" и "В") данные о

наружном и вытяжном (трюмном) воздухе, убеждаемся, что

условия вентилирования в режиме "освежение" наиболее

благоприятны фи ~= фи .

н тр

Вентиляцию следует оставить работать в режиме

"освежение".

Во время рейса (с юга на север) точка "ТР" (или "ВЫТ") будет двигаться вдоль кривой в поле номограммы, приближаясь к точке "Н" во время вентилирования в режиме "освежение" <*>, и перемещаться в направлении точки "Г" при выключенной вентиляции (при герметизации трюмов).

<*> При вентилировании в режиме "рециркуляция" с "вытяжкой" точка "ТР" ("ВЫТ") тоже будет приближается к точке "Н" вдоль кривой, но в более замедленном темпе.

Дальнейшее вентилирование следует производить по такой же

схеме: за основу берется точка "ТР" ("ВЫТ"), полученная с помощью

зафиксированной на номограмме форматки "В" при последнем включении

вентиляции в режим "освежение"; выполняются периодические (через 3

- 4 часа) замеры параметров наружного воздуха; определяется

необходимость вентилирования в режиме "освежение"; уточняется

с м

расположение точки "ТР" ("ВЫТ") путем замеров (t , t ).

выт выт

Основные положения, которые следует помнить при вентилировании грузовых помещений:

- при длительном вентилировании трюмов в любом режиме через каждые 12 часов (предпочтительно в 3 и 15 часов) следует менять направление подачи воздуха в грузовые помещения (реверсирование), если система вентиляции позволяет это сделать;

- лучше не вентилировать груз в сомнительных случаях, чем вентилировать его неправильно (последствия будут менее тяжелыми);

- требуется усиленное внимание (до ежечасного!) за изменениями параметров наружного воздуха, если вентиляция работает в режиме "освежение", при резко меняющейся метеообстановке: подход к берегу, резкое изменение давления, изменение направления и силы ветра, что влечет за собой резкое изменение температуры наружного воздуха; появление низкой облачности и т.п.;

- следует учитывать, что при средней производительности системы вентиляции около 5 обм./ч заменить весь трюмный воздух (в надштабельном пространстве и между грузом) можно за 10 - 15 минут;

- последствия будут менее тяжелыми, если вовремя не включить вентиляцию в режим "освежение", чем если ее вовремя не выключить при ухудшении погоды.

Наши рекомендации