Работа учителя и психолога с детьми групп «риска»
Достижение успеха зависит еще и от искусного и тактичного воодушевления других к содействию.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
М.Ю. Чибисова[14] выделила группы детей, рискующих испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ, для оказания им возможной поддержки.
Работу с ними необходимо проводить на подготовительном этапе школьному психологу и классному руководителю в сотрудничестве с родителями выпускников.
Она заключается в выявлении по результатам наблюдений и общей диагностики дифференцированных групп учащихся, испытывающих специфические сложности, в разработке и проведении упражнений, тренингов, консультаций с детьми и их родителями, в просвещении родителей и учителей об особенностях подготовки детей с данными особенностями.
Формы психологической поддержки:
- индивидуально-групповые психологические занятия для различных групп «риска» с целью выработка у них необходимых навыков;
- индивидуальные консультации выпускников, испытывающих трудности, связанные с тревожностью и недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием самостоятельности, поддержки взрослых;
- составление письменных рекомендаций для подростков и их родителей;
- индивидуальные консультации для родителей выпускников.
В таблице 3 представлены психологические особенности детей групп «риска» и советы по их психологической поддержке до и во время экзамена.
Таблица 3
«Группы «риска» и стратегии их психологической поддержки»
Характеристика особенностей группы | Трудности, испытываемые на экзамене | Стратегия поддержки |
Правополушарные У них значительно повышена активность правого полушария. Богатое воображение, хорошо развитое образное мышление, прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения. Теряются при необходимости мыслить логическими категориями. | Тестирование предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, потому оно исключительно сложно для правополушарных детей при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, хорошо справляются с гуманитарными предметами. | Этап подготовки. Важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки, чтобы учебный материал лучше усваивался. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзаменабудет проще и имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (А), сколько там, где требуется развернутый ответ, потом переходить к тестам множественного выбора (В и С). |
Синтетики Обладают синтетическим (глобальным) стилем мышления, больше опираются на общее, а не на частности, мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Редко концентрируются на одной проблеме, рассматривают ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносят полученные знания с личным опытом и мнениями других. | Трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки, составлением планов, конспектов (некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана). При сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами. | На этапе подготовки. Очень важно развивать аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами учащихся нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Во время экзамена. В начале им стоит ознакомиться с материалом в целом, бегло ознакомиться с их содержанием заданий. Это поможет им сориентироваться. На экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе. Может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. |
Тревожные воспринимают любую ситуацию, связанную с учебой и, особенно, контролем, как опасную. Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, это может и не вести к существенному улучшению качества. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Просят «посмотреть, правильно ли они сделали», грызут ручки, теребят пальцы или волосы. | Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают, проверяя, правильно ли они его поняли. Не получая подтверждения, совершенно теряются. | На этапе подготовки. Особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка («Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»). Во время проведения экзамена. Обеспечить ощущение эмоциональной поддержки различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. (взрослый как бы говорит: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится». |
Неуверенные Не умеют опираться на собственное мнение, ищут помощи других. Не могут самостоятельно проверить работу (сами в себе сомневаются). Лучше справляются с заданиями «по образцу», испытывают затруднения при самостоятельном выборе стратегии решения. Обычно обращаются за помощью. Списывают потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. | Испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор, как действовать, а эта задача для них крайне сложна. Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания без подсказки, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать. | На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»), лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Во время экзамена. Можно поддерживать простыми фразами для создания ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок не может приступить к выполнению задания, спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» и предложить альтернативу: «можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это усилит тревогу. |
Испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Кажутся «невнимательными», «рассеянными». Но у них редко встречаются истинные нарушения внимания, чаще это дети с низким уровнем произвольности. При сформированных всех психических функциях, чтобы быть внимательными, общий уровень организации деятельности очень низкий. Часто неустойчивая работоспособность, присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. | ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. | На этапе подготовки. Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (ими могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел и их вычеркивание по мере выполнения; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.). Призывы «быть внимательнее» бесполезны, поскольку это им недоступно. Во время экзамена. Требуется помощь в самоорганизации, например, с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор (составить план своей деятельности и зачеркивать пункты, класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет). Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры еще на предварительном этапе. |
Перфекционисты и «отличники» Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Стремятся сделать все блестяще, лучше всех или быстрее остальных, использовать дополнительный материал. Очень чувствительны к похвале, и вообще к любой оценке. Все, что они делают, должно быть замечено и получить высокую (!) оценку. Очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Тяжело переносят неудачи. | Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Психологическое напряжение, связанное с ситуацией оценивания. Еще один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Могут не уложиться во времени. | На этапе подготовки. Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания, осознать разницу между «достаточным» и «превосходным», понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Во время экзамена можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» Помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию». |
Астеничные. Высокая утомляемость, истощаемость, связанная с особенностями высшей нервной деятельности (не столько психологической, сколько неврологической природы, почему и возможности ее коррекции крайне ограничены). | ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. У них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. | На этапе подготовки. Не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать, не сравнивать с работоспособностью других. Выбор оптимального режима подготовки: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена требуется несколько перерывов, их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.). |
Гипертимные Быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму, импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, пренебрегают точностью и аккуратностью, не проверяют и не видят ошибок. Важнее результат, чем его качество. Для них обычно невысока значимость учебных достижений, снижена учебная мотивация. Прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. | Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей, которые испытывают затруднения в ходе такой работы. Особенно это важно при правильном заполнении бланков, в которых нельзя делать ошибок. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями. | На этапе подготовки. Не требовать «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать функцию контроля, есть навыки самопроверки (приучить по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания («Сделал – проверь»). Необходимо создать у них ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время экзамена. Нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны. |
«Застревающие» Низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. С трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если их торопят, темп их деятельности снижается еще больше. | Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей. Они могут не успеть выполнить задания, потратить слишком много времени на простые задания, не приступая к более сложным, тем самым заработав низкий балл. Или могут «зависнуть» на более высоко оцениваемых, и, потратив на них излишне много времени, не набрать баллов на простых заданиях. | На этапе подготовкиреально научить ребенка пользоваться часами и определять время, необходимое для каждого задания («Тебе нужно решить 5 задач за час. На каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут»). Это поможет развивать умение переключаться. Во время экзамена.По возможности мягко помогать им переключаться на следующее задание: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается. |
Аудиалы(слуховая модальность восприятия) и кинестетики(тактильная). Дети с ведущим слуховым и тактильным способом восприятия и переработки информации, в отличие от визуалов (зрительный способ), которые лучше воспринимают информацию наглядную. | В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков. | На этапе подготовки им необходимо осознать особенности своего учебного стиля (четко сформулировать для себя, как именно лучше всего усваивается учебный материал), и воспользоваться этим знанием при повторении учебного материала. Во время экзамена. Аудиалы могут очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им, в чем заключается суть задания (им нужно просто помочь услышать и осмыслить суть задания). Кинестетикам стоит разрешить какую-то двигательную активность, не мешающую остальным. |
Тревожные, мнительные и неуверенные дети обычно прежде всего попадают в фокус внимания и помощи психолога. Преодолеть эту проблему в короткий срок невозможно. С ними необходима «незаметная» регулярная работа учителя на протяжении всего периода обучения. В общении и взаимодействии с ними необходимо соблюдать следующие рекомендации.
1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивать их с окружающими.
3. Доверять им, быть с ними честными и принимать такими, какие они есть.
4. Использовать упражнения на релаксацию.
5. Способствовать повышению самооценки, чаще хвалить, но так, чтобы они знали, за что.
6. Обращаться мягко и по имени. Делать меньше замечаний.
7. Демонстрировать образцы уверенного поведения.
8. Не предъявлять завышенных требований.
9. Помогать им найти такое дело, где они могли бы проявить свои способности и не чувствовали себя ущемленными.
Слово к выпускникам о подготовке к экзамену
(четыре виртуальных урока для желающих)
«Ловушка занятости» – когда смешиваются понятия
«быть занятым» и «заниматься делом».
Пока есть возможность выбора, у вас есть шанс добиться успеха.
Урок 1. Как перестать беспокоиться и расправиться с ЕГЭ.
I. Давайте исходить из того, что есть такие случаи в жизни, которых никак не избежать, с каким бы эмоциональным напряжением и страхом они не были сопряжены. Экзамены – один из тех, от которого никуда не деться.
Вам кажется, что тут совсем нет никакого выбора.
Напрасно. Он есть: вам решать, на что потратить все свои силы и
эмоции.
Непонятно, в чем же выбор?
Вот смотрите:
- можно целыми днями бояться, переживать, ныть и всем жаловаться (поводов достаточно);
- можно постараться взвесить все, что именно вас пугает и расстраивает, а потом искать пути выхода, чтобы этого не произошло;
- можно вообще думать не о плохом, а о том, что же необходимо сделать во-первых, во-вторых, в-третьих, и какие есть варианты, чтобы выйти победителем;
- можно не раздумывая скорее бросаться действовать в разных направлениях, как лебедь, рак и щука в одном лице;
- можно называть и чувствовать себя «неспособным», «неудачником», «слабым и больным» (если вы считаете, что вас это украшает и делает лучше);
- можно зарыться головой в песок, забыться и уснуть, «не быть», короче;
- можно взывать о помощи и ждать, что кто-то за вас все сделает;
- а можно верить в себя и свои силы и делать все возможное (у всех силы разные, но вам же не обязательно сравнивать себя с академиком Ландау, и даже с Ленкой Ивановой тоже сравнивать себя не надо);
- можно планировать, собираться, обещать и грозиться сдвинуть горы, но полениться даже повторить пройденный урок;
- а можно тихо и спокойно, но упорно и постоянно таскать по одному камешку и выбраться из замка Иф, или построить из них что-нибудь.
Итак, видите, сколько, оказывается, у вас выборов. Мало? Хорошо, допишите еще все возможные варианты. Мы для них место оставили:
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
– А можно совсем не готовиться к экзамену и наплевать на все?
– Можно. Но тогда дальше ваш выбор будет не велик.
– А можно совсем ничего не выбирать?
– Тоже можно, тогда делайте все так, как вам советуем мы и ваши учителя и родители. Но тогда – стараться и не пищать!
Хотите сами? Пожалуйста! Мы на это и рассчитывали.
Итак, из списочка выше выбирайте самый, на ваш взгляд, правильный и подходящий вам путь.
Теперь вы его выбрали. Сами. Те, которые зарылись головой в песок и решили, что интереснее всего бояться и считать себя неудачником или надеяться на чудо, остались в предыдущем абзаце. Вместе с вами, кто решил бесстрашно идти вперед и таскать камни, двигаемся дальше. Но предупреждаем, что и дальше все время придется выбирать.
II. Конечно, идти вперед и вперед далеко не всегда легко и безопасно. Но что именно нас пугает? Трудности? Нет таких трудностей, которые бы не мог преодолеть человек разумный. Кстати, человек не-разумный способен замахнуться даже на то, что ему явно не по плечу. Икар, например, но он герой. Или ногу сломать. Вы хотите сломать ногу? Правильно. Значит, вы человек разумный, и действовать будем тоже так – рационально. Значит, и бояться не будем. Пугает ведь только то, что неизвестно. Но если хорошенько обо всем разузнать, то
1) оно оказывается не таким страшным, как мы себе напридумывали;
2) все действительно страшное (если оно еще осталось после п.1) можно как-то побороть – обязательно найдется способ.
Кстати, вы слыхали про Дракона? А фильм смотрели режиссера М.Захарова? Посмотрите обязательно. Дракон, оказывается, живет в нас самих. Он прямо изнутри может сожрать: страх, лень, паника, подлость… Что там внутри у нас живет? Неизвестное? Это повод опасаться. Повод? Нет. Просто, значит, разузнать надо и о себе теперь побольше, чтобы без неожиданностей.
А что вам может быть неизвестно об экзамене? Вопросы или задания? Экзаменаторы? За что какой балл ставят? Что случится, если…? В какой аудитории?
На все эти вопросы можно заблаговременно получить ответы (и, представьте, не страшные).
Даже про это «если». Потому что оно уже случалось с кем-то. И все живы-здоровы, и может быть, именно сейчас едят апельсин и улыбаются. Чему? Да просто. Жизни. Солнце светит, птички щебечут. Хорошо!
Ага, – скажете, – это им сейчас хорошо, а вот когда они были на нашем месте…
А вы точно хотите на их место? Ну, тогда и не волнуйтесь зря.
Не можете? Правильно и даже хорошо: ведь вам не все равно!
Волноваться можно, но… НО ТОЛЬКО ЕСЛИ
1) этому есть повод;
2) на это есть время;
3) есть смысл
– и все это случилось одновременно. Все остальное – ЗРЯ.
Теперь о ЕГЭ. Тут одно из двух: или у вас есть время, значит, до экзаменов далеко (и какой тогда повод волноваться заранее?), или до экзамена считанные дни остались (тогда откуда время, чтобы волноваться?).
О смысле уже не говорим. Это только некоторые симпатичны и милы, когда разволновались: щеки розовые, глаза блестят, тонкие ноздри трепещут. А обычно что хорошего? Потеешь, трясешься, во рту пересохли слюна и словарный запас, взгляд затравленный, сердце выскакивает, в ушах шумит, на лице – тоска и обморок. И это еще не полный портрет Взволнованного Зря: плохо видит, не сразу слышит, соображает еще хуже, долговременная память оперативно отказала – не вовремя, зато сразу. Галочки ставит не туда.
В этом, что ли, смысл, вы говорите? Вот то-то же.
Выходит, что если разрешите себе разволноваться, значит сдаетесь. Представьте российского биатлониста какого-нибудь на зимней Олимпиаде. Потому что у него это тоже ответственно! Может быть даже посильнее, чем у вас. За ним стоит вся страна, и тоже – родители, тренеры, собственное «Я». У него есть повод. Но нет времени. И в цель попасть надо – какой смысл дрожать-то? То есть смысла нет.
А вы сами сидите у телевизора и болеете, чтобы он не промахнулся, и желаете ему: «Не волнуйся! Соберись!»
И ведь соберется и мускулом не дрогнет, потому что волнение – враг, а ему победить надо! И не подведет. Прямо в цель твердой рукой и намерением.
Ага, – скажете, – он-то умеет, он привык к этому, а мы...
Значит, именно так и нужно. Так можно. Этому можно научиться – не волноваться зря. У него же вышло. Тренироваться надо.
III. Давайте потренируемся оценивать опасность. Она может быть реальной и мнимой. Розетка на стене опасна? Пока вы туда не сунете что-нибудь не то, нарушив технику безопасности, безопасна и не агрессивна. Забудете о правилах – каааааак шарахнет! Потому что изучать надо предмет. Любой.
Чем больше о нем знаем, тем больше понимаем, как работает, и чего от него можно ожидать, а где и предохраниться от риска. От математики, например, можно ждать такого!.. Царица наук.
А вот шпаргалка весьма двуличная. Вроде, для помощи создана, а никакой надежды. Ну ее. Хотя, пока она пишется, только пользу приносит – работает на тебя. Ну, и греет потом где-то в кармане: «если что, то…». А потом предательски подводит. Значит, писать их – безопасно и полезно, а доставать на экзаменах – рискованно. А уж на ЕГЭ и вовсе не стоит, чтобы потом ей не ждать следующего года.
Расправимся теперь с ЕГЭ. Пока мысленно. В чем риск и опасность? В чем польза?
Посмотрите на него именно так, как он видится вам сейчас (возможно даже страшным монстром), и скажите свое категорическое «да» или «нет» в ответ на следующие утверждения.
1. Я не смогу его победить.
2. Я все знаю, как с ним правильно себя вести.
3. Победив его, я получу новые возможности.
Вся проблема только во втором утверждении – «нет»?
Кто не видит новых возможностей из третьего утверждения, тот слишком сильно ответил «нет» во втором.
Ну а кто ответил «да» в первом утверждении, тот явно хочет, чтобы его сейчас пожалели и посочувствовали ему. Правда, его жалко! Трудно ему будет – он ведь думает стать редким исключением из миллиона выпускников. Мы его не только пожалеем, погладим по плечу, успокаивая, но и кусок шоколадки дадим – она счастью способствует. Пусть доест ее уже и присоединяется лучше к нам, чем к тем «исключительным».
Итак, свалим, победим, сдадим! Только узнать о нем надо получше: опасность в незнании (во всех смыслах). Но знания-то по предмету вы несколько лет копили, даже если делали вид, что вам они не нужны. А знания о ЕГЭ у вас будут. Вот и здесь их можно найти на других страницах. И по ссылкам.
О повадках КИМов на экзамене лучше всего знают учителя. Но если они молчат об этом (может быть тетрадки проверяют), то лучше конкретно их спросить. Как только вы обо всем узнаете теоретически, пробуйте себя в бою. Нет лучше способа почувствовать силы противника и изучить его, чем ввязаться в близкий бой. Не бойтесь! Это же еще не по-настоящему. Первобытные люди, прежде чем идти воевать или охотиться на крупного зверя, тренировались на наскальной живописи. А у вас есть огромная куча учебных материалов – на дворе все-таки XXI век. Тренируйтесь в интернете, тренируйтесь по сборникам. Чем меньше «спишь», тем больше знаешь. А чем больше узнаешь, тем спокойнее на душе и крепче спишь.
IV. Ну, вот вам и первое домашнее задание.
1. Разузнать о ЕГЭ все, что поможет вам хорошо понимать, как готовиться к встрече и как обернуть ее в свою пользу.
2. Купить черную гелевую или капиллярную ручку.
3. Найти тестовые материалы (см. Список электронных ресурсов).
4. Тренироваться.
5. Не проспать завтра в школу.
6. Мысленно написать свой автопортрет: насколько вы упорный и старательный ученик, и как выглядит ваш Дракон.
7. Как только разузнаете о ЕГЭ побольше, продумайте, как лично вы можете с ним справиться.
Урок 2. Технология преодоления.
Готовимся к экзаменам.
Давайте опишем технологию успешной сдачи ЕГЭ, тем более, если вы собираете поступать в вуз, и уже в январе снова начнется сессия и опять – экзамены.
У нас получится. Мы часто бываем настолько успешны, что наши б знания обобщить и делиться ими с миром. Да и почаще использовать в собственной практике. Порой даже не нужны специальные умные книжки, ведь все необходимое уже есть – наш опыт. Вот и будем опираться на него.
1. Что такое технология?
Технология – это своеобразный рецепт, или алгоритм действий, необходимых для получения нужного результата. Возьмем, к примеру, кулинарный рецепт или статью в журнале по вязанию крючком. Или инструкцию по сборке корпусной мебели, или рекомендации, как самим сделать и запустить воздушного змея. Это, по сути, и есть технологии – описанные точные шаги и требования, как надо действовать, чтобы у вас получилось то, что надо. Во всевозможных рецептах обязательно указано «что», «зачем», «что за чем» (это не повтор и не ошибка, а разные вещи – цель действий и их последовательность!), «когда», «как» и «при помощи чего (каких инструментов)» необходимо сделать, чтобы ничего не испортить и добиться нужного результата. Запомним все эти составляющие, чтобы разработать свою технологию. У нас должна получиться технология успешной подготовки к ЕГЭ. Технология преодоления.
Два маленьких секрета.
Уже не одним поколением замечено, что часто в каком-то уже готовом наборе с «Инструкцией, как сделать ЭТО» непременно останется какая-нибудь странная лишняя штучка, которая никуда не лезет. Или которую случайно забыли поставить на место. И, о чудо – без нее все замечательно получилось и работает. Или даже окажется, что теперь все заработало НАМНОГО лучше.
Странно. Если порядок и без нее, значит она точно лишняя. Как же так выходит?
А возможно, автору конструктора просто не хватило опыта или времени, чтобы подумать подольше, попробовать и так и сяк. Или может, он любит такие штучки – и все тут! Просто жить без них не может – ему они почему-то даже важнее, чем то, как все работает.
Вот в таком случае уже лично вам нужно решить, чего вы сами хотите: чтобы хорошо работало или всяких лишних штучек?
А бывает наоборот – закатится какой-нибудь шпунтик под ковер или сломается, и пиши пропало! Без такой безделицы, сущей ерунды, хоть все теперь выбрасывай – не полетит! Хорошо, если похожий шпунтик у вас самих найдется или его можно чем-то заменить. А если он какой-нибудь совершенно уникальный?
Секрет первый в том, что каждый пунктик, каждая деталь для технологии или принципиально важны (а хотя бы и для эстетики), или совершено не от этого «набора». Тогда нечего на них время терять.
Секрет второй в том, что не каждый рецепт в исполнении другого дает тот же результат. Есть в любом живом процессе что-то такое, что «от автора», и только из его рук выходит так гладко и замечательно. Значит надо или разгадать секрет мастерства и ту особенность, которая не сразу заметна глазу, или стать автором своей собственной технологии «с секретом».
Общие рецепты подготовки к ЕГЭ есть на других страницах этой книги. А вы попробуйте научиться создавать свой «шедевр», подходящий вашей индивидуальности. А то мы начнем вас учить, как правильно делать, а вы станете говорить, что это вам не подходит, а лучше бы вот так, или наоборот. И выполнять ничего не станете. Лучше сами для себя любимых конструируйте так, как вам понравится.
Вы теперь знаете, что нужно описать в рецепте, чтобы получилось правильное блюдо. И чем подробнее и точнее будут последовательные действия, тем меньше риска сделать что-нибудь не то.
Определитесь с материалом (задачи, темы, даты, правила, алгоритмы, законы, даты, факты, лексика и др.). Решите, что с этим нужно делать (прочитать, понять, выучить наизусть, найти применение, научиться находить, уметь использовать, преобразовать). Обоснуйте логику и спланируйте последовательность всех действий от начала до конца. Обозначьте необходимые средства и инструменты (что вам понадобится, с помощью чего и как вы будете действовать каждый раз).
Но самое главное – это четко и точно представить себе конечный результат. Что должно получиться, как это должно выглядеть. И промежуточные результаты тоже надо обозначить.
По каким предметам вам необходимо сдать ЕГЭ, и какой для этого объем материала необходимо освоить (на уровне повторения и закрепления, на уровне новых знаний и умений)?
На сколько баллов вам достаточно сдать (соответственно, насколько хорошо и глубоко необходимо проработать материал)?
За какой срок вам надо получить нужный результат (сколько у вас времени осталось, или сколько вы собираетесь его посвятить подготовке к ЕГЭ)?
Все это одновременно определит необходимое для подготовки время, объем, степень прилагаемых усилий и желательное границы качества получаемого «продукта».
Выполняйте.
2. Результат у вас получится довольно объемный, а потому, чтобы он не пугал вас своим размахом, поделите его на задачи (конкретные, со сроками их выполнения, а потому – достижимые).
«ЦР-З-С»
ЦЕЛЬ=РЕЗУЛЬТАТ | Задачи: | Сроки: |
А также необходимо разобраться и оценить, что у вас уже есть из необходимого, а что придется еще найти и обеспечить, а что вам будет мешать, тормозить, отвлекать.
«Р-Н-М»
Ресурс (имеем) | Необходимо найти | Мешает |
Обычно более всего человеку мешает его Дракон. Вот и настало время вытащить его наружу.
«ВИ-ВГ»
Мои возможности, ресурсы и помощники (личные «инструменты») | Мои внутренние враги (личные грабли) |
Чем более заполненной врагами оказалась у вас правая колонка, тем скорее надо браться за дело и расправляться с ними. А иначе – никак! А чем более заполнена левая, тем легче вам будет с такими союзниками.
Еще одна глобальная задача встала: победить правые силы левыми. Если не справляетесь сами, не видите своих возможностей, идите к учителю, к школьному психологу, к друзьям, к родителям, соседям, репетиторам, собеседникам на форумах и просите совета, помощи. Вот это нисколько не стыдно и не неудобно. Потому что они тоже ваши «ресурсы», а в борьбе за правое дело все правильные средства хороши. Но не ждите, что они все сделают за вас. Они только лишь помогут вам лучше видеть.
Помните, что вперед продвигается лишь тот, кто умеет заметить препятствие, вовремя остановиться и выработать в новой ситуации способ действия более эффективный, чем был у него прежде[15].
Двигаемся дальше.
А вот теперь надо ВИ (возможности-инструменты) слить с Р(ресурсами), а ВГ– с М.Заодно это хорошее упражнение на внимательность при чтении заданий.
Теперь у вас обозначились 1) цели; 2) известные и возможные средства (внутренние и внешние); 3) мешающие факторы (внутренние и внешние) и индивидуальные способы их преодоления (должны появиться!); 4) сроки ожидаемых результатов. А из домашнего задания прошлого урока у вас должны были появиться нужные материалы для подготовки.
3. Обобщим полученные результаты. Вот основа нашей технологии.
Цель → задачи → сроки →
→ план действий, включающий также п. 6 -использование известных и полезных ресурсов (знаний и умений, времени, собственных возможностей, возможностей, предоставляемых школой, информации, помощи родителей, учителей, товарищей, собственной внутренней установки на успех и четкого образа уверенного и счастливого будущего), п. 21 - обнаружение и преодоление возникающих препятствий, п. 24 - поиск и приобретение недостающих, но необходимых внутренних ресурсов и инструментов, п. 33[16] - оценку промежуточных результатов и коррекцию действий →
→ образ приемлемого и желательного результата ЕГЭ →
→ действия → анализ и оценка промежуточных результатов →
→ коррекция планов и действий → результат
Осторожно! Необходимо все спланировать так, чтобы имеющиеся ресурсы не превратились в упущенные возможности. И помните, что вы не только к ЕГЭ готовитесь, вы стараетесь преодолеть в себе – свои оставшиеся страхи и неуверенность, свое недостаточное знание, несовершенство умения организовать время, словом, все, что может помешать не дрогнуть в ответственный момент и уверенно реализовать то, чему вы учились так долго. Но чтобы справиться с трудностями (а они есть и будут), необходимо, во-первых, быть уверенным в своих силах, во-вторых, делать дело, в-третьих, делать дело по<