Источники развития педагогики
- Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике.
- Философские, педагогические и психологические труды.
- Текущая мировая и отечественная практика воспитания.
- Данные специально организованных педагогических исследований.
- Опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая задача
Педагогика - одна из самых древних наук - имеет к настоящему времени достаточно сложившийся понятийно-категориальный аппарат, в котором с разной степенью конкретности закодирован в словесной форме накопленный педагогический опыт. Справедливо суждение В.М. Полонского о том, что "состояние понятийно-терминологического аппарата науки позволяет судить о степени развития соответствующей ему теории, высветить различные стороны, отношения реальных объектов и многообразие познавательных задач, возникающих в процессе обучения и воспитания человека(".
Наличный понятийно-терминологический арсенал педагогики, среди прочего включает следующие категории: образование, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.
Воспитание (как общественное явление) - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.
Обучение , как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.
Целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования фиксирует педагогическая технология (или технология образования).
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.
Педагогическая технология - это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач:
- структурирование и конкретизация целей педагогического процесса;
- преобразование содержания в учебный материал;
- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
- выбор методов, средств и форм педагогического процесса.
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.
Педагогическая задача должна удовлетворять следующим условиям:
- обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
- являться общей при реализации любых педагогических целей;
- наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
Вопросы для самопроверки
- Что изучает педагогика? (предмет, источники развития).
- Что называется обучением?
- Что такое образование?
- Охарактеризуйте систему педагогических наук.
- Как развивалась педагогическая мысль до XVII века?
- Какова роль Я.А. Коменского в становлении педагогической науки?
- Какой вклад внес К.Д. Ушинский в развитие педагогической мысли в России?
- Каковы взгляды современных зарубежных педагогов?
Тема 6. Образование как общечеловеческая ценность
Понятие и сущность содержания образования
На основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) содержание понятия "образование" можно понимать как совокупность:
- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
- опыта ценностного отношения к миру.
При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия "образование", смысл, вкладываемый в него, требует уточнения. Известный специалист в области образования Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки образования:
- образование как ценность;
- образование как система;
- образование как процесс;
- образование как результат.
Ценностная характеристика образования рассматривается как взаимосвязь трех блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Педагогические ценности как индивидуально-личностная система включают:
- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
- ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
Системный аспект образовательных стратегий и образовательных структур рассматривается (Б.С. Гершунский) с точки зрения их централизации и децентрализации:
Образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов, которая характеризуется:
- социальным масштабом (образование в мире, стране, обществе, регионе, организации и.т.д.; государственное, частное, общественное, светское, религиозное и т.д.);
- ступенью образования (дошкольное, школьное, высшее, повышение квалификации, аспирантура, докторантура);
- профилем образования (общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное).
Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса.
Процесс образования предполагает разграничение двух его сторон: обучение в единстве с воспитанием.
Учение (научение) - включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует всестороннему развитию обучающегося.
Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверяет этот факт документом.
Рассматривается в двух планах:
- образ результата - фиксируется в Федеральном государственном стандарте в форме общекультурных и профессиональных компетенций и включает требования к знаниям, умениям и качествам человека;
- сам человек и его опыт как совокупность сформированных качеств, знаний и умений.
Обозначая цель образования, (как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия), выделяют внешнюю и внутреннюю ее направленность.
Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества.
Внутренняя цель образования заключается в развитии личностного потенциала, овладении прочными знаниями, умениями, навыками и возможностью их применения на практике.
Современное понимание образования находим в Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 г.): "Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности".
Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
- высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;
- формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;
- духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;
- удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;
- развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Уровень "погружения" обучаемых в содержание образования, между тем, не одинаков, и происходит это по следующим основаниям:
- Содержание начального обучения строится на основе связи с личным опытом ребенка, с теми представлениями об окружающем мире, которые он получил до школы.
- Содержание обучения в средних классах строится на основе систематического и последовательного изучения русского языка, литературы, алгебры и др.
- В старших классах содержание учебных предметов становится еще более глубоким и приближается к логике современной науки.
- Содержание образования в учебных заведениях строится по трем системам:
- концентрическая (одна тема много раз перерабатывается, повторяется и усложняется) - начальная школа;
- спиральная (тема усложняется, расширяется и к ней в любое время можно вернуться) - средняя школа;
- линейная (материал, тема изучаются подробно, досконально, но к ней больше не возвращаются) - для старших классов и высшего профессионального образования.
В образовательном учреждении содержание образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно определяется федеральным государственным стандартом (ФГОС) и конкретизируется в образовательных программах, учебных планах и учебных дисциплинах.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждаются не реже одного раза в десять лет. ФГОС включают в себя требования:
- к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;
- вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;
- признание документов иностранных государств об образовании.
В целях обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования. Содержание образования реализуется через образовательные программы, которые представляют собой комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
Федеральным законом Российской Федерации (2007 г. № 309-ФЗ) установлена взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), примерных основных образовательных программ (ПрООП) и основных образовательных программ (ООП).
Разработка примерных основных образовательных программ (ПрООП) относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. Примерная ООП носит рекомендательный характер: целью ее разработки является предоставление ориентировочного варианта для формирования основной образовательной программы (ООП) каждого конкретного учебного учреждения (например, вуза, если речь идет о высшем профессиональной образовании). Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы. Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер.
В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональныепрограммы.
Дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Дополнительные профессиональные программы реализуются в целях профессионального развития, совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных обязанностей.
К дополнительным профессиональным программам относятся:
- образовательные программы профессиональной переподготовки;
- программы повышения квалификации (программы профессионального развития, квалификационные программы).
К основным образовательным программам относятся образовательные программы, разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы.
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:
- дошкольного образования;
- общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).
Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.
К основным профессиональным относятся образовательные программы:
- среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);
- высшего образования (программы бакалавриата (прикладного, академического), программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, специализированные последипломные программы (ординатура, ассистентура-стажировка).
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) включает:
- учебный план;
- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов;
- календарный учебный график;
- программы практик;
- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
ООП ВПО устанавливает:
- цели;
- планируемые результаты;
- структуру и содержание образования;
- условия и технологии реализации образовательного процесса;
- системы деятельности преподавателей, обучающихся, организаторов образования;
- средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки обучающихся на всех этапах их обучения в вузе.
Структура ООП ВПО соответствующего уровня и профиля подготовки базируется на компетентностной модели выпускника, разрабатываемой с учетом внешних требований к качеству образования со стороны государства и других потребителей. В настоящее время, проблема компетентностного подхода к определению содержания образования, качеству подготовки выпускника актуализируется не только в России, но и в мировом сообществе.
Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Ключевым принципом компетентностного подхода является ориентация на результаты обучения, выраженные на языке компетенций. Принципиальную схему построения образовательного процесса на основе такого подхода можно представить в следующем виде (рис. 25). Существуют различные подходы к понятию "компетенция". Термин "компетенция" (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В контексте рассматриваемой проблемы (содержания образования) под компетенцией понимают способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Это квалификационная характеристика выпускника в момент его включения в профессиональную деятельность.
Рис. 25. Принципиальная схема построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода
Компетенция также рассматривается, как совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускника вуза, которые он должен приобрести и продемонстрировать после завершения всей образовательной программы или ее части. Однако, компетенция - не просто сумма знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция тесно связана с мобилизацией знаний, умений и поведенческих отношений в условиях конкретной деятельности.
Компетенции - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении обучения. В этом смысле, понятие компетенции включает:
- знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);
- знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
В отличие от терминов "знание", "умение", "навык" понятие "компетенция" имеет интегральный характер.
Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентности человека. Понятие "компетентность", если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату. Компетентность - характеристика качества цели. Б.Д. Эльконин полагает, что "компетентность - мера включенности человека в деятельность".
Компетентность означает наличие определенных компетенций. Все разнообразие компетенций может быть сведено к двум типам: интегральные и дифференциальные.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приводится следующая классификация интегральных компетенций (по содержанию и направленности):
- общенаучные компетенции;
- инструментальные компетенции;
- социально-личностные и общекультурные компетенции.
К интегральным (ключевым, универсальным) компетенциям относят:
- ценностно-смысловые - компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучаемого, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для собственных действий и поступков, принимать решения;
- общекультурные - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные и культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах;
- учебно-познавательные - совокупность компетенций обучаемого в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;
- информационные - владение современными средствами информации (телевизором, телефоном, факсом, компьютером, принтером, модемом, ксероксом и т.п.) и информационными технологиями (электронной почтой, аудио- и видеозаписью, Интернетом); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение социальными ролями; умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, провести дискуссию и др.;
- социально-трудовые - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; знание прав и обязанностей в экономических и юридических вопросах, в области профессионального самоопределения;
- компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Набор дифференциальных компетенций определяется видами деятельности и профессиональными задачами, специфичными для каждого направления подготовки и включает:
- общепрофессиональные компетенции;
- специальные, профессионально профилированные компетенции.
Обобщенную систему компетенций выпускника вуза можно представить в виде схемы (рис. 26).
Рис. 26. Система компетенций выпускника вуза
Компетенции должны быть диагностируемыми и оцениваемыми, то есть наличие и степень их сформированности у выпускника необходимо объективно диагностировать (зафиксировать). Для этих целей разрабатываются соответствующие оценочные средства (тесты, ситуационные задачи (кейсы), деловые игры и др.). Таким образом, компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Новые подходы к содержанию образования отражаются в структуре учебных планов и учебных курсов.
Структура учебного плана предусматривает соответствующие циклы и разделы подготовки и аттестации выпускников вузов.
Учебные циклы:
- Гуманитарный, социальный и экономический (ГСЭ) цикл.
- Математический и естественнонаучный (МЕН) цикл.
- Профессиональный (П) цикл.
Каждый учебный цикл ООП ВПО имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части, наполняемые учебными курсами (предметами, дисциплинами, модулями) в соответствии с необходимостью формирования определенных компетенций выпускников вузов.
Результаты освоения базовой части цикла, и ее содержание регламентируются образовательными стандартами.
Результаты освоения вариативной части цикла, и ее содержание устанавливаются вузом с учетом потребностей регионального рынка труда.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления компетенций (знаний, умений, навыков), определяемых содержанием базовых дисциплин, модулей, позволяет обучающимся получить более насыщенный спектр личностно-деловых качеств для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования.
Разделы учебного плана включают:
- Физическую культуру;
- Учебную и производственную практики;
- Итоговую государственную аттестацию.
Конкретное содержание учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, предусмотренных учебными планами, раскрывается в учебниках и учебных пособиях.
Учебник включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты полученных знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих "школу" данной дисциплины.
Требования к учебникам:
- доступное научное изложение, формирующее личность, доказательность мышления;
- удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;
- интересные упражнения, практические роботы, задания на сообразительность;
- связь учебного материала с жизнью;
- хорошее оформление;
- соответствие учебника программе.
Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. В учебные пособия могут быть включены спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему.
Таким образом, содержание образования находит свое выражение в комплексе мер и условий организационно-методического, нормативно-правового и социкультурного характера, направленных на социальные и личностные ожидания человека. Безусловно, содержание российского образования непрерывно совершенствуется с учетом реформирования образовательной системы России в условиях глобализации.
Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются:
- общепланетарный глобализм и гуманизация образования;
- культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования;
- междисциплинарная интеграция в технологии образования, ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.
Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.
Целенаправленно организованный процесс управления социализацией правомерно называют образованием. В данном аспекте, под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).
Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.
Функцией образования является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский ).
Система образования намного сложнее любых других систем, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.
Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.
Особенность образования как феномена соц<