Психология общения. Виды, средства, формы, функции общения. Барьеры общения и их преодоление.

Психология общения. Виды, средства, формы, функции общения. Барьеры общения и их преодоление.

Общение – взаимодействие между людьми, в ходе которого возни-кает психологический контакт.

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Общение осуществляется по следующим основным видам: рече-вой (вербальный) и неречевой (невербальный).

Формы общения: анонимное (взаимодействие между незнакомыми людьми), формальное (связи между людьми, выполняющими определенные функции по отношению друг к другу: врач-больной и т. п.), неформальное общение (всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений).

Вербальные средства: речевые звуковые явления (темп речи, тембр и др.); выразительные качества голоса (смех, плач).

Невербальные средства:мимику, пантомимику, прикосновения, дистанции общения (личная, социальная, публичная), жесты (иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, оценки, нервозности, ожидания, отрицания, неискренности).

Барьеры общения:Барьер темперамента-возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Барьер характера. Мативационный барьер.

Преодоление барьеров общения: компромиссы, понимание.

Социально-психологическая характеристика основных сторон общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная)

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами.

Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуника-ция, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Со-держание конкретной коммуникации может быть различным: обсуж-дение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необ-ходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.

Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний.

Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас.

Формирование первого впечатления о человекехарактеризуется самоподачей:привлекательности, причин поведения, отношения.

Структурные и межличностные способы управления конфликтами.

Конфликт- способ разрешения противоречий.

Разрешить конфликт –значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

Методы управления конфликтами:

1. Четкая формулировка требований.

2. Использование координирующих механизмов.

3. Установление общих целей, формирование общих ценностей.

4. Система поощрений.

Психологи выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликт-ных ситуациях: конкуренцию, уклонение, приспособление, сотрудни-чество, компромисс.

Стиль конкуренции. Вы стараетесь в первую очередь удовлетво-рить собственные интересы в ущерб интересам других.

Стиль уклонения. Вы уклоняетесь от решения конфликта.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Стиль сотрудничества. Если вы понимаете, в чем состоит причина конфликта, то имеете возможность вместе искать новые альтернативы.

Стиль компромисса. Вы немного поступаетесь своими интереса-ми, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.

Психологический портрет руководителя. Ошибки и недостатки руководства. Имидж руководителя.

Руководство – это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

психологический портрет руководителя включают:
• биографические характеристики;
• способности;
• личностные черты.

Ошибки руководства:

1. Безразличие

2. Условия труда

3. Отсутствие перспективы на работе

Имидж руководителя:

· персональные характеристики

· социальные характеристики

· личная миссия руководителя

· ценностные ориентации руководителя

Психология общения. Виды, средства, формы, функции общения. Барьеры общения и их преодоление.

Общение – взаимодействие между людьми, в ходе которого возни-кает психологический контакт.

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Общение осуществляется по следующим основным видам: рече-вой (вербальный) и неречевой (невербальный).

Формы общения: анонимное (взаимодействие между незнакомыми людьми), формальное (связи между людьми, выполняющими определенные функции по отношению друг к другу: врач-больной и т. п.), неформальное общение (всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений).

Вербальные средства: речевые звуковые явления (темп речи, тембр и др.); выразительные качества голоса (смех, плач).

Невербальные средства:мимику, пантомимику, прикосновения, дистанции общения (личная, социальная, публичная), жесты (иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, оценки, нервозности, ожидания, отрицания, неискренности).

Барьеры общения:Барьер темперамента-возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Барьер характера. Мативационный барьер.

Преодоление барьеров общения: компромиссы, понимание.

Наши рекомендации