Тема «Моя семья» (2-3 занятия)
Цель: осознание ребенком ценности семьи и семейных традиций.
Материалы: цветные карандаши, семейный фотоальбом
Ход занятия:
1. Ребенку предлагают картинку: «Посмотри! Кто здесь изображен? Как ты думаешь эти люди - родственники? А есть у тебя кто-нибудь родной? Как одним словом можно назвать родных людей?»
2. Задание ребенку: «Нарисуй портреты своих родителей. Вспомни имена и отчества своих родителей. Можешь нарисовать бабушек и дедушек, подписать их имена». Портреты ребенок должен «заселить» в домик, который следует заранее нарисовать на большом листе бумаги.
Это моя мама Это мой папа
Это я
3. Вместе с ребенком подумайте над вопросами:
ü Что такое семья?
ü У всех ли есть родители, семья?
ü Зачем человеку семья?
ü Как должны дети относиться к своим родителям?
ü А как родители относятся к своим детям?
Просмотр семейного фотоальбома. Просматривая фотографии, правильно называйте родственников: тетя, племянница, двоюродная сестра и т.д.
4. Подведение итогов занятия.
В качестве обобщения можно сказать, что семья – это близкие люди, которые живут вместе. У ребенка есть родители, а у его родителей есть свои родители – это бабушка и дедушка. Родители очень любят своих детей, волнуются и переживают за них.
Задайте ребенку традиционные вопросы в конце занятия:
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
* Посмотрите с ребенком видематериалы из семейного архива. Вспомните самые приятные минуты из жизни вашей семьи. Поговорите о семейных праздниках и традициях (а если их пока нет, придумайте вместе с ребенком, устроив семейный совет).
Тема «Мой город» (2-3 занятия)
Занятие 1.
Цель: сформировать элементарные представления о городе, в котором живет ребенок и его семья, его особенностях (достопримечательности, гимн, герб и т.д.), уточнить знание своего адреса.
Материалы: видеофильм о городе, бумага, цветные карандаши
Ход занятия:
1. Беседа с ребенком по следующим вопросам. Найдите вместе с ребенком ответы на те вопросы, которые оказались для него трудными.
· Знаешь ли ты, как называется страна и город, в котором ты живешь?
· Как называются главная площадь, проспект, река нашего города?
· Как называется улица, на которой ты живешь?
· Какие здания есть на твоей улице?
· Какой у тебя адрес?
Страна __________________________________
Город ___________________________________
Улица___________________________________
Дом______________________________________
Квартира_________________________________
Поговорите с ребенком о том, для чего необходимо знание своего адреса. В каких случаях и кому его можно называть, а когда и кому нельзя.
· Какие ты знаешь дворцы, театры, музеи нашего города (после просмотра фильма или экскурсии)?
* Если ребенку трудно понять различие между городом и страной, можно использовать игрушку-матрешку. Показывая на самую большую из матрешек, скажите малышу: «Эта матрешка – страна. Ее зовут Россия. Эта матрешка (показать на матрешку чуть меньшего размера) - ее дочь. Ее зовут ... (название вашего города). А матрешка еще меньшего размера – это район, в котором мы живем. Его зовут … Матрешка еще меньше - это улица, на которой мы живем. Ее зовут …
Занятие 2.
Взрослый предлагает нарисовать план улицы (проспекта), на которой живет будущий ученик. Прежде чем рисовать, необходимо подумать вместе с ребенком об условных обозначениях. Например:
- дорога
- метро
- дома
М-магазин
- река -цветы, деревья
- скамейки
- мост
2. Физкультминутка.
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие движения:
Слова стихотворения | Движения |
«На проспекте дом стоит, только к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, И всех в гости приглашаем!» | - руки вперед, ладони вверх; - «замочек из пальцев рук»; - вращение кистей рук; - глубокий поклон. |
3. Подбери определения к словосочетанию «мой город». Какой он? (красивый, старинный, любимый, чистый, зеленый и т.д.)
4. Прочитай каждое четвертое слово. Какое предложение получилось?
· КОРОВА ДЕРЕВНЯ СТОЛИЦА Я ЧЕРЕПАХА КНИГА ДЕД ЛЮБЛЮ КУСТ СОБАКА УЛИЦА СВОЙ ДЫРА КОНЬ ДЕРЕВО ГОРОД
Теперь прочитай каждое второе слово. Какое предложение получилось?
· ДИКИЙ МОЙ САД ГОРОД СЛОН ОЧЕНЬ ДЕЛО КРАСИВЫЙ
Прочитай каждое третье слово. Какое предложение получилось?
· ЛАМПА РЫБА МЫ ПРОСТО ШКОЛА ЧАСТО КОРОНА СУМКА ГУЛЯЕМ НА ТРАВА ПО СОК БОРОДА ГОРОДУ
Что получится, если соединить эти предложения? Получится рассказ? Продолжи его.
5. Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?