Кадрами, их поддержка государством и обществом

Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – необходимое условие модернизации системы образования России.

В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Они будут включать в себя следующие основные направления:

1. Повышение статуса педагогического работника.

Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики; свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием; бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек; льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования:

– введение финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;

– осуществление на основе модернизации ЕТС перехода на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы учителей до уровня средней по промышленности;

– введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности;

– решение в установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды Вооруженных сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах;

– совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;

– совершенствование системы медицинского и социального страхования работников образования;

– формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья;

– закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.

3. Повышение профессионализма педагогических кадров:

– разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки педагогических кадров – ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании;

– увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования;

– реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования;

– оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовка в установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять лет;

– организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;

– реорганизация методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;

– создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, введение единого порядка замещения ими руководящих должностей.

Основной задачей является модернизация системы научно-методического обеспечения образования, предусматривающая качественное обновление педагогической науки, преодоление неоправданного дублирования ведомственных институтов и научных учреждений Российской академии образования, оторванности их от запросов современной образовательной практики; возрождение практико-ориентированных научных школ и построение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих развитию педагогической науки и распространению образовательных инноваций; целевое финансирование перспективных прикладных исследований и социально-образовательных проектов.

2.6. Управление развитием образования на основе распределения

ответственности между субъектами образовательной политики

В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования.

Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета в формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, определении направлений профориентационной деятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это, прежде всего, управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования.

Ближайшая цель – формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего – образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений.

В современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства массовой информации. В этой связи планируется разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

Будет увеличено число и повышено качество образовательных программ на государственных радио- и телеканалах, расширены возможности свободного и оперативного получения информации, в частности через создание общедо-ступных электронных библиотек в рамках федеральных целевых программ «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)».

Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы:

– введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений;

– создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и работодателями);

– отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления;

– расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе в части использования бюджетных и внебюджетных средств;

– поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;

– развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;

– осуществление в системе дошкольного образования постепенного перехода к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений со стороны государства, учредителя и родителей, при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;

– упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх государственного образовательного стандарта в общем и профессиональном образовании и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны попечительских и родительских советов;

– введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка;

– повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом нормативных условий образовательного процесса государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Приложение 5

Главные мысли о педагогике

Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…а только искусствами… Педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек. Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств (К.Д. Ушинский).

Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукой воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог (А.Г. Ободовский).

Педагогика имеет своим предметом все то, что служит к возвышению человека посредством воспитания на ступень, сообразную его сущности (П.Г. Редкин).

Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» (С.И. Гессен).

На педагогику смотрят как на практическую науку, педагогика даже не наука, но искусство…Педагогика есть не что иное, как прикладная философия (П.П. Блонский).

Лучше говорить о педагогике как о науке и искусстве… Классическая педагогика имеет универсальный стержень … – гуманизм в подходе к ребенку в педагогическом процессе (Ш.А. Амонашвили).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ................................................................................................... 3

Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 5

1.1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики ............ 5

1.2. Становление и развитие философии образования. Ее междисциплинарный контекст ...................................................................... 8

1.3. Ведущие тенденции в развитии современного образования. Основные противоречия ......................................................................... 19

1.4. Концепции, теории и модели образования ........................... 26

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ............................................................... 36

2.1. Концепции содержания образования .................................... 36

2.2. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт ....................................... 40

2.3. Образовательные программы и учебники ............................ 42

2.4. Педагогический процесс как система и целостное образование 45

2.5. Понятие об образовательной системе. Образовательные учреждения ................................................................................................. 48

2.6. Процесс обучения. Преподавание и учение .......................... 50

2.7. Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия .............................................................. 51

2.8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений ........................................ 55

2.9. Инновации. Авторские школы .............................................. 58

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................................................................................... 62

3.1. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания .. 62

3.2. Виды воспитания .................................................................... 66

3.3. Педагогические теории воспитания ....................................... 70

3.4. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания .............................................................................. 75

3.5. Содержание и проблемы воспитания .................................... 81

Глава 4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ .................................................................................................. 84

4.1. Закономерности процесса воспитания .................................. 84

4.2. Принципы воспитания ........................................................... 86

4.3. Методы и стили воспитания ................................................... 90

4.4. Воспитательный процесс. Условия его эффективности ........ 96

4.5. Воспитательная система. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования ........................................ 98

Глава 5. ДИДАКТИКА – ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ........................... 100

5.1. Закономерности и принципы обучения .............................. 100

5.2. Методы обучения ................................................................. 102

5.3. Средства обучения ............................................................... 104

5.4. Формы и организация обучения ......................................... 107

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ .............. 111

6.1. Понятия «управление» и «педагогический менеджмент» .. 111

6.2. Теория управления. Основные понятия теории управления 114

6.3. Управление образовательными системами ......................... 119

6.4. Государственно-общественная система управления образованием 121

6.5. Основные функции педагогического управления ............... 123

6.6. Принципы управления педагогическими системами .......... 128

6.7. Методы, стиль и формы управления педагогическими системами 130

Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и маркетинг в сфере профессионального образования ............................. 134

6.9. Учреждения общего и профессионального образования и проблемы управления их развитием ................................................... 136

6.10. Понятие о качестве. Качество образования ...................... 137

6.11. Государственная политика в области качества образования 139

Глава 7. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ................................................................................................ 143

7.1. История профессионального образования в России. Этапы становления и развития профессионального образования .............. 143

7.2. Становление профессионального образования за рубежом 148

Глава 8. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................. 154

8.1. Понятия «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка» .......................................................................... 154

8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления ............................................... 157

8.3. Основные направления развития системы профессионального образования в России .................................................................. 161

Глава 9. НАЧАЛЬНОЕ, СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 167

9.1. Начальное профессиональное образование как социально-педагогическая система ........................................................ 167

9.2. Требования к уровню квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения ............................................. 172

9.3. Система среднего профессионального образования .......... 174

9.4. Содержание профессионального образования ................... 182

9.5. Высшее профессиональное образование ............................ 185

Глава 10. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ......................................................... 189

10.1. Проектирование систем общего и профессионального образования ............................................................................................... 189

10.2. Сущность прогнозирования .............................................. 191

Наши рекомендации