Отношения с государством и обществом

6.1. Отношения с государством

Основная форма отношений предпринимателя с государством – законопослушность. Предприниматель строит свою деятельность на признании норм права государства и учете их действия в хозяйственных отношениях.

По указанию апостола Павла, всякая душа должна подчиняться гражданской власти, поставленной Богом для ограждения от всякого зла в общественной жизни (Рим. 13, 1-4).

Православная Церковь всегда будет держаться учения, которое она исповедует с апостольских времен: сотрудничество с властью в добрых делах и нравственное противостояние ее греховным действиям, особенно если речь идет о принуждении к отречению от Бога и веры.

Миссия православия заключается в благотворном влиянии на этот мир и в призыве ко спасению всех людей, в том числе государственных деятелей. Об этом пишет святой апостол Павел в послании к Тимофею:

"Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 1-4).

А такую миссию невозможно совершать, если не занимать конструктивную позицию в отношениях с властью. Задача православных предпринимателей состоит не в низвержении власти, а в поддержании положительных перемен в ней.

Исходя из этого, православное предпринимательство категорически нравственно не приемлет утверждение: «Политика и этика несовместимы». Особая роль православного предпринимательства состоит в участии в формировании качественно нового политического общества, заинтересованного в добросовестной конкуренции и выявлении новых талантов, требующего от своих участников постоянного подтверждения заслуженного авторитета.

Общество должно быть ареной реализации прав и обязанностей личности, а личность – должна быть реализацией общества как богоустановленного способа бытия самого человека. В личности должен быть усматриваем Образ Божий, а в обществе – образ Церкви Христовой; личность должна быть дерзновенной к общественному служению, а общество – предоставить возможность для реализации данных Богом даров каждой отдельной личности. Но в начале и в конце всякого движения личности и общества должен быть Господь Иисус Христос; только тогда будут создаваться основы справедливого и милосердного устройства власти и государства.

Власть является ценной, когда являет собой служение правде и справедливости. Когда власть никому не служит, кроме как самой себе, не признает над собой ничего высшего, то она не может быть нравственно оправданной. Такая власть должна быть гармонизирована и сбалансирована институтами гражданского общества. Предприниматели могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным и полезным начинаниям государства.

Церковь не участвует в политической борьбе, предвыборной агитации, кампаниях в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров, но приветствует активное участие православного предпринимательского сообщества в политике, если это воздействие является прозрачным и открытым.

Участвуя в управлении государством и в политических процессах, каждый православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.

6.2. Интегрированность в общество

Деятельность православного предпринимателя интегрирована в общество. Это, в частности, означает, что в его деле при прочих равных условиях могут принять участие, в качестве совладельцев или наемных работников, не только православные христиане, но и представители других конфессий и религий. Отношения с такими совладельцами или наемными работниками выстраиваются на признании равной ответственности для всех за свои действия перед Богом.

Православный предприниматель признает, что отсутствие единства в религиозных вопросах никак не означает, что люди с разными религиозными позициями не могут в иных сферах жизни ощущать свою общечеловеческую солидарность. По дивному слову святого Иоанна Златоуста, «у нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего».

6.3. Отношение к образованию, науке и культуре

Система образования, науки и культуры выступает непосредственным инструментом формирования социального и культурного единства общества и является сферой прямого интереса предпринимательского сообщества, как предмет его профессиональной компетенции. Православные предприниматели выступают за формирование общества, как общества свободы и равенства возможностей реализации каждой отдельной личности.

Предпринимательскому сообществу необходимо заботиться о духовном, интеллектуальном и физическом развитии каждого человека в обществе без учета пола, национальности или вероисповедания. Капитал материальный и финансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без капитала интеллектуального – добровольного приложения человеком своих способностей, умений и знаний. Ему должны быть доступны знания и сокровища культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую деятельность. Употребленная на это часть интеллектуальных и материальных ресурсов окупится улучшением конкурентоспособности предпринимательства и общества в целом.

Вместе с тем православный предприниматель не поддерживает крайних оценок технологического прогресса и творчества как самодостаточных для жизни человека. Нравственным ориентиром для него в вопросе отношения к творчеству и материальной культуре является следующее положение:

«Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же творчество противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозным или античеловечным, превращается в антитворчесво, то Церковь противостоит ему» (Основы социальной концепции РПЦ).

6.4. Отношение к СМИ

В условиях информационного общества предприниматель уделяет должное внимание средствам массовой информации. Его отношение к СМИ включает:

  • Уважение труда журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, в том числе об экономике и предпринимательстве.
  • Ответственное отношение к предоставляемой и получаемой через СМИ информации, как в плане ее объективности и достоверности, так и в плане ее содействия нравственности.
  • Отказ в сотрудничестве со СМИ, распространяющими тенденциозную или заведомо ложную информацию, занимающими антицерковную и антихристианскую позицию.

Люди, общество и государство только тогда поправятся, когда каждый человек, не оглядываясь на других, займется собою, и будет жить как христианин, служа Богу и людям теми орудиями, какие ему даны, стараясь при этом иметь доброе влияние на людей, его окружающих. И тогда все придет в порядок, сами собой установятся правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему.

Принятие или непринятие настоящего кодекса является личным духовным и нравственным выбором каждого предпринимателя и, как учил старец Ипполит Рыльский: «Главное - мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, тогда и с Богом будет мир».

Наши рекомендации