Хронологические ориентиры (1801—1917)
1805 г.Открыт университет в Казани.
1801—1825 гг.Годы правления императора Александра I.
1806 г.Основано первое учебное (опытное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск).
1807 г.Открыта первая школа для слепых детей (Гатчина).
1808 г.Запрещена торговля крепостными на рынках и ярмарках.
1809 г. Указ об обязательности высшего образования или прохождения экзамена для получения высших гражданских административных постов.
1811г. Основан Императорский Царскосельский лицей — закрытое учебное заведение для детей дворян.
1815 г.Ббльшая часть герцогства Варшавского по решению Венского конгресса присоединена к России под именем Царства Польского.
1819 г.Открыты университеты в Санкт-Петербурге и Харькове.
1827 г.Открыт университет в Хельсинки.
1828 г.Учреждено IV отделение государственной канцелярии, ведающее благотворительными заведениями и женскими училищами. Принят «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов».
1833 г.Опубликован Свод законов Российской империи (15 томов).
1834 г.Открыт университет в Киеве.
1847 г.Опубликована повесть А. И. Герцена «Доктор Крупов».
1848 г. Создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых (в структуре ВУИМ).
1861 г.Отменено крепостное право (на момент его отмены общее число крепостных крестьян составляло более половины населения империи).
1864 г.Учреждено земство (выборные органы местного самоуправления). Земства ведали народным образованием и здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек). Земство ликвидировано декретом Советского правительства (1918). Принят новый Устав начальных школ, увеличиваются права местной администрации, церкви и земства в школьных советах; создание начальных школ и управление ими возложено на земство. Судебная реформа вводит равенство всех перед законом.
1864 г.Утверждено новое Положение о гимназиях и прогимназиях. Гимназии разделили на классические, дающие право поступать в университет без экзаменов, и реальные, которые готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.
1865 г.Открыт университет в Одессе.
1868 г.Опубликован роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Открыта военная прогимназия для малоспособных учащихся (Вольск, Саратовская губерния).
1870 г.Реформа городского самоуправления. Организацию образования и здравоохранения в черте города император поручает Городской думе.
1871—1872 гг.Реальные гимназии преобразованы в реальные училища (6-летний цикл обучения) без права последующего поступления в университет.
1874 г.Введена всеобщая воинская повинность.
1881 г.Создано Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (в структуре ВУИМ).
1884 г.Введен контроль над всеми начальными школами, он поручается Священному синоду. Растет число церковноприходских школ. Вводятся ограничения в высшем женском образовании.
1887 г.Министерство народного просвещения распространяет циркуляр о «кухаркиных детях», ставящий препятствие поступлению в гимназию «служанкиным, прачкиным и кухаркиным детям».
декабрь 1895 — январь 1896 г.В рамках II Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию организована Секция «Призрение и обучение слепых, глухонемых и ненормальных детей» (Москва).
1897 г.Перепись населения Российской империи (общая численность— 129 млн; городское население — 13%, сельское — 87%).
1908 г.Принят Закон об обязательном начальном обучении. Предполагалось его поэтапное введение в действие на протяжении 10 лет. В 1900 г. в начальных школах обучалось 4 млн детей, в 1914 г. — 7,2 млн детей, в том числе 2,3 млн девочек.
1910 г.Всероссийский Съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (Москва).
1911 г.Общеземский съезд по народному образованию (вопрос о необходимости специальных учреждений для дефективных детей).
1917 г.Октябрьская социалистическая революция.
гути строительства отечественной системы специального образования, или История Опытного училища глухонемых
Первая российская специальная школа возникла по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра I, в загородной царской резиденции поблизости от Павловского дворца в октябре 1806 г. Государыня намеревалась организовать обучение глухонемых детей, и тотчас во исполнение ее желания в столице собрали 12 неслышащих отпрысков разного пола и возраста. Через три года школу перевели в Санкт-Петербург, придав ей с 1 января 1810 г. статус училища и подчинив Ведомству Санкт-Петербургского Опекунского совета. Тогда же в российскую столицу по рекомендации Сикара прибывает учитель Парижского