Затем запишите ориентиры, которые могут помочь в поиске этого места. Можно дать азимуты на некоторые ориентиры (линии электропередач, дорога, родник, колодец, сломанное дерево, дорожный знак и т.д.)

Задача каждого патруля — первым найти это место. Направление поиска может быть неизвестно, поэтому им придется осмотреть достаточно большую территорию, чтобы найти предложенные ориентиры. Обнаружив первый ориентир, они продолжат поиск. Главное — тщательно продумать задания, а первый ориентир должен быть самым сложным.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

“Выполни в темноте”

Ведущий предлагает играющим в течение 1-3 минут осмотреться и запомнить все, что находится в данном помещении. Затем кому-нибудь завязывают глаза и дают задание, например, подойти к столу, взять какой-либо журнал (их несколько), открыть его на двадцатой странице, вручить его одному из участников игры и вернуться на место.

“В алфавитном порядке”

Играющие сидят, заложив руки за спину. Ведущий произносит короткое слово, например, ручка. Все пытаются побыстрее в уме представить буквы этого слова в алфавитном порядке.

“Пирамида”

На столе лежит 10-12 кубиков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик.

“Найди смысл”

Ведущий и два его помощника вслух читают написанные три четверостишия. Сначала они друг за другом читают только первую строчку стихотворений, затем только вторую, третью и, наконец, четвертую. Играющие должны повторить услышанные стихотворения.

“Парные картинки”

На столе разложены 20 пар фрагментов топографических карт (3х3 см). Задача играющих найти как можно большее количество пар.

“Три шага”

Вариант жмурок, но играющие могут за всю игру сделать только три шага.

“Слепой мастер”

Задача каждого играющего — с завязанными глазами выполнить несложную операцию (накрыть на стол, собрать мясорубку, НЗ).

ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ

“Охота на оленя”

Из числа играющих выбирается “олень”, который убегает в лес.

По дороге он разбрасывает заметные, заранее оговоренные предметы: клочки бумаги, веревки, камушки и т.п. Причем, убегая, “олень” всячески пытается запутать следы. По следам “оленя” через десять минут бросаются “собаки”. Их задача — найти спрятавшегося “оленя” и попасть в него шишкой или снежным комком. “Собаки” могут использовать только три выстрела. В случае промаха, они выбывают из игры. Продолжительность игры оговаривается заранее.

“Следопыт”

Играющие делятся на два племени. Одно племя уходит из лагеря, оставляя на своем пути разные следы (костровище, стоянка, следы на земле). Задача другого племени — по следам, найденным по дороге, описать действия первого племени. Интервал между выходом племен — 40 минут.

“Могикане на тропе войны”

Играющие делятся на два враждующих племени. Первое племя уходит от лагеря на расстояние не более 5 километров и разбивает стоянку. Через 2,5 часа второе племя уходит на поиски первого. Задача второго племени — не подпустить неприятеля к своему лагерю (можно выставить сторожевые посты). Задача второго племени — незаметно пробраться в неприятельский лагерь и затушить костер. Обнаруженный лазутчик считается убитым и выбывает из игры.

“Укради знамя”

Играющие делятся на две команды с равными силами. У каждой команды есть свое знамя, которое прячется на заранее оговоренной территории. Площадка для игры делится с таким расчетом, чтобы оба знамени находились на одинаковом расстоянии от границы. Задача команд — вынести знамя противника на свою территорию. Если играющего заляпали на территории противника, то он остается на этом месте до того момента, пока игрок из его команды не выручит его (заляпает). Игра прекращается по команде.

“Выслеживание зверя”

Из числа играющих выбирается ведущий, который берет на себя роль какого-нибудь зверя, например, оленя. Он встает на открытом месте (поляне, просеке, опушке леса), а остальные игроки должны подобраться к оленю как можно ближе. Тот, кого замечает ведущий, выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который сумел подобраться ближе всех.

“Разведка в горах”

Играть в эту игру лучше всего на холмистой местности. На рассвете высылают трех “зайцев”, которые прячутся среди холмов. Утром, после завтрака, на поиски “зайцев” убегает стая “гончих”. “Гончие” имеют право пользоваться биноклями. Заметивший “зайца” должен запомнить где, кого, когда он видел, а также чем был занят “заяц”. Если к назначенному времени не будет найден хотя бы один “заяц” — “гончие” проиграли.

“Странствующие рыцари”

Игра проводится в городе. Играющие выходят поодиночке, парами или маленькими группами по 4-6 человек. В городе “рыцари” должны сделать как можно больше хороших дел. В установленное время все собираются в условленном месте и рассказывают о своих действиях

Копия памятника
Материал: повязки для глаз. Оборудование: —-. Продолжительность игры: 10-20 минут. Предполагаемое количество игроков: не менее 2. Из всех присутствующих выбирается пара «А» и «Б». Игрока «Б» помощник ведущего игры выводит за дверь и завязывает ему повязку на глаза. В это время игрок «А» придумывает себе необычное положение тела (например: стоя, сидя на стуле, лежа). Когда он готов, застывает в этом положении. Вводят игрока «Б». Его задача на ощупь определить положение, в котором находится игрок «А» и скопировать его, т.е. самому занять, по его мнению, точно такое же положение. Когда он готов, ему открывают глаза. Все сравнивают результат.
Автографы
Материал: ручки, листы бумаги. Оборудование:—. Продолжительность игры: в течение одной музыкальной композиции. Предполагаемое количество игроков: не менее 2. Юноши получают задание: за определённое время (скажем, 2-3 минуты) собрать побольше автографов девушек. Сообщая имя победителя, ведущий объявляет, что каждый автограф равнозначен обещанию танца.
Сиамские близнецы
Материал: свеча, спички, ножницы, бумага, шнурки, ботинки, стержень, шариковая ручка. Оборудование:—. Продолжительность игры: 10 — 15 минут. Предполагаемое количество игроков: не менее 2 пар. Участники делятся на пары. Они обнимают друг друга так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. В таком положении выполняют простейшие, с точки зрения нормального человека, действия: зажигает свечу с помощью спичек; вырезает ножницами кружок из бумаги; завязывает шнурок на ботинке; вставляет стержень в шариковую ручку.
Молекула
Материал: повязки для глаз. Оборудование: —-. Продолжительность игры: 10-20 минут. Предполагаемое количество игроков: не менее 2. Ведущий объявляет в микрофон: «Молекула — 2». Все танцующие должны объединиться по двое и продолжить танец. Далее ведущий объявляет в микрофон: «Молекула — 3».Снова танцующие объединяются, но по 3 человека. Так происходит, пока в центре зала не образуется большой круг. Важное условие: во время объединения в «молекулы» не должен происходить договор по поводу выбора партнера. Во время танца все объединенные «молекулы» знакомятся.
Локоть к колену
Материалы: музыка, записочки с заданиями. Оборудование: —-. Продолжительность игры: 10 минут. Предполагаемое количество игроков: более 10. Игроки танцуют в парах, когда музыка останавливается, ведущий игры дает задания. Например: локоть к колену, спина к спине, голова к плечу и т.д. Музыка звучит дальше, дальше танцуют игроки в этих же парах в заданном положении. Когда ведущий объявляет «человек к человеку», то это значит, что нужно поменять партнера.
Топотушки
Материалы: —. Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 минут. Предполагаемое количество игроков: более 10. Равное количество мальчиков и девочек садятся напротив друг друга. Мальчики и девочки шепотом сообщают ведущему имена тех, кого они загадали. Главное, чтобы не было повторений. Затем первый мальчик подходит к девочке, по его мнению, его загадавшей, и топает перед ней ногой. Если он угадал, то девочка встает и мальчик садится на ее стул. Девочка становится сзади стула. Если мальчик не угадал, то девочка топает ногой, и он возвращается на свое место. Затем играет девочка и т.д., пока не образуются все пары.
Танец со шваброй
Материал: —. Оборудование: швабра. Продолжительность игры: —. Предполагаемое количество игроков: нечетное количество. «Танец со шваброй» всегда создает веселую суматоху. Для игры необходимо нечетное количество игроков. Все играющие выбирают себе партнеров. Один человек, которому не хватает пары, танцует со шваброй. Когда музыка неожиданно заканчивается, играющие должны сменить партнера. Танцующий со шваброй бросает ее и хватает себе партнера. Игрок, оставшийся без партнера, подбирает швабру и танцует с ней, пока музыка снова не остановится.
Лопнувшее предсказание
Материалы: —. Оборудование: надувные шары, веревка, надписи с предсказаниями. Продолжительность игры: —. Количество игроков: любое. Предсказания могут быть смешными, серьезными, абсурдными – чтобы они добавили веселья. Возможные предсказания: — Если ты не перестанешь есть столько пирожков, то растолстеешь. — Еще до окончания дня вас ожидает приятный сюрприз. — Вы женитесь на роботе и у вас будет 14 детей. — Остерегайся клонов. — Вы станете пленником зоопарка.
Любимый круг
Материал и оборудование: —. Продолжительность игры: —. Количество игроков: любое. Все располагаются поудобнее. Вперёд выходит ведущий. Предлагает спеть хором хорошо известную песню, например, «Подмосковные вечера» или «Голубой вагон». По первому хлопку ведущего все громко начинают петь, по второму – пение продолжается, но мысленно, по третьему хлопку – вновь все поют вслух. И так несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Тот, кто ошибся, выходит вперёд и продолжает вести игру.

Игры на выявление лидера

 
Кто быстрее или «Я + Ты = Мы»
Материал: —. Оборудование:—. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего (кто быстрее) должны построиться по: 1. цвету волос (от светлого к темному), 2. по размерам обуви (от меньшего к большему), 3. алфавиту первых букв имен; 4. длине волос, 5. возрасту, 6. цвету глаз.
Ехали цыгане
Материал: —. Оборудование: —. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: две группы по 10 человек. Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 — 5 минут. Интерпретация: Кучер — на данный момент главный лидер — организатор в отряде Стены и крыша — те, на кого можно положиться, хорошие исполнители Колеса, телега, лошади — те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок — «выпавший «, но с претензиями на лидерство. Пассажиры — основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
Проводник
Материал: —. Оборудование: —-. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 10- 20 человек. Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила: 1. Запрет на разговоры. 2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза. 3. Последний — машинист поезда. 4. Хлопок по левому (правому ) плечу — поворот влево (вправо ). 5. Хлопок по обоим плечам — вперед. 6. Хлопок по обоим плечам двойной — назад. 7. Хлопок по обоим плечам дробью — стоп. Задача машиниста — провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться — впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.
Скала
Материал: —. Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть — номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто — то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят — лидеров. Другая разновидность этой игры — координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинок, длине волос и так далее.
Сделай шаг вперед
Материал: —. Оборудование: —. Продолжительность игры: 7 -10 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры — организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.
Положи руку    
       
Материал: —. Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.
Скульптура
Материал: —. Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию «Наша семейка в лагере» в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.
Пчелка
Материал: мел. Оборудование: —-. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.
Счет
Материал: —. Оборудование:—-. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Всем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот, кто руководит построением, обладает чертами лидера.
Пальчики
Материал и оборудование:—-. Продолжительность игры: 10 –20 минут. Предполагаемое количество игроков: 10 человек. Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2, 6, 1, 5,…), наблюдая при этом, кто чаще встает. Таким образом, выявляются те, кому в организационный период можно что-нибудь поручать, у кого можно найти поддержку. Это так называемая «совесть группы».

Игры на знакомство

Агенты 007
Материал: —. Оборудование: баночки от фотопленки + например: песок, крупа, камушки, монета, галька, шурупы маленькие, вода и т.д.. Продолжительность игры: 10 — 20 мин. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Ход игры: Рекомендация: возможно негромкое музыкальное сопровождение или игра проводится во время дискотеки. Каждому участнику раздается баночка от фотопленки. Внутри их могут быть (например, камушки, песок, соль, мука и т.д.). Задача участников — не открывая баночку, по звуку найти свою пару.
Бумажная гармонь
Материалы: листочки. Оборудование: —. Продолжительность: 5-10 минут. Предполагаемое количество игроков: 8 — 20человек. Раздаются листы бумаги одинакового формата. Листы просят не сминать, а складывать, загибая полосами как можно большее количество раз (как гармошку). Можно сгибать листы двумя руками. После того, как задание выполнено, ведущий просит каждого участника рассказать о себе. При этом после каждого факта биографии отгибается та или иная полоса «гармони». Побеждает та команда, чьи «биографии» будут интереснее и разнообразнее. Так «бумажные гармони» помогут ребятам лучше узнать друг друга
Шляпа
Материал и оборудование: —. Продолжительность: 5-10 минут. Предполагаемое количество игроков: любое. Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки — имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка, Оля, Игорь, два хлопка, Игорь, Игорь, два хлопка, Игорь, Света, и т. д. Кто не успел — тот » прошляпил».
Вечерняя свеча    
По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры. Без них жизнь в лагере, семейке была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча. Вечерняя свеча — это одна из традиций лагеря. Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2-3 дня. Для вечерней свечи существуют правила: 1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече. 2) Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре. 3) Дети и вожатые должны выполнять законы: » Когда говорит один — все молчат. » Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки. » Закон свободного микрофона. » Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы. » Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют. » Через центр круга переходить нельзя. Свеча — это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, , анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. «Свеча» — это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На свече идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни. Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Вечерняя свеча идет 15-20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество. Варианты вечерней свечи могут быть следующие: 1) Говорят желающие. 2) Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает. 3) Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает. Формы вечерней свечи: 1) Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого. 2) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день. 3) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор. 4) На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада. 5) «Прогноз погоды». Выразит словами или условными знаками состояние совей души. 6) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз. 7) «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому. 8) «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п. 9) «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе. 10) «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику. 11) «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п. 12) «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый). Первую свечу проводят педагоги. Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день. Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось. Начать ее можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи… (Легенда о пепельном городе) Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» следующему ребенку. Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте. Обращайте внимание на детей во время свечи — это ваша первая диагностика! К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним. На прощальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать о себе. В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман — это будет ваш прощальный звездопад.
Оценка группы    
Материал: ручки, бумага. Оборудование: —-. Продолжительность игры: 10-20 минут. Предполагаемое количество игроков: не менее 2. Участники делятся на две группы. Задача каждой — предположить (сделать оценку) 1. общий вес противоположной группы, 2. общую длину обуви противоположной группы, 3. общее количество домашних животных противоположной группы, 4. общий возраст противоположной группы, 5. общий рост противоположной группы.

Наши рекомендации