Как разработать «веб-квест»?
Задания:
Задания «веб-квеста» связаны с нахождением значимых мест в городе, связанных с историей жизни и творчества педагога:
1. Место рождения или детско-отроческий период.
2. Места, связанные с обучением и получением образования.
3. Места, связанные с профессиональной реализацией и педагогическим творчеством.
4. Места встреч со значимыми людьми в их судьбе.
5. Места, связанные с творческим озарением или обретением новых идей, открытий, вручения наград, премий.
6. Любимые места города.
7. Места памяти.
Методические комментарии:
- Задания веб-квеста студенты получают от преподавателя в сентябре на первом занятии по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли».
- Студенты, выбравшие такую форму работы, создают команды 3-5 человек.
- Выполняя задания, необходимо точно определить на карте города гео-точку и всей командой сфотографироваться у исторического объекта. Подобно проводится поиск всех остальных точек.
- Далее собирается материал из Internet источников и указанной литературы об объекте города и его связи с жизнью и профессионально-творческой деятельностью педагога.
- Полученные материалы оформляются в электронные презентации с указанием фамилий авторов.
- Первый этап подведения итогов проходит 1 октября с представлением и защитой презентаций.
- Окончательное подведение итогов - 26 ноября с представлением лучших презентаций и награждением команд-победителей. Лучшие презентации удостаиваются права быть вывешенными на сайте кафедры педагогики.
Критерии оценивания этого задания представлены в таблице 5.
Список литературы о В.Н.Сорока-Росинском:
1. Вендровская Р.Б. Сорока-Росинский.- М., 2000.
2. Имя в истории Петербургской школы. Кн.I. /Под ред. Е.М.Колосовой и др. – СПб: Астерион, 2008.
3. Колосова Е.М. и др. Петербургские учителя: В.Н.Сорока-Росинский.-СПб: РИА «Золотой Лев», 2008.
4. Петербургский учитель: жизнь и творчество В.Н.Сорока-Росинского /Авторы-составители: Е.М.Колосова, И.В.Лихолетова, С.В.Христофоров.- СПб: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.
5. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /Сост.А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.
6. Шендерова Р.И. Знаменитый универсант В.Н.Сорока-Росинский. Страницы жизни.- СПб: изд-во факультета филологии и искусств СПБГУ, 2010.
В чем состоит самостоятельная работа студентов?– см. таблицу 3.
Таблица 3. Содержательная технологическая карта по учебному курсу «История педагогической мысли и образования»
Тема лекции | Тема семинара | Задание | Тип задания | Баллы | ||
1. | Мировой историко-педагогический процесс. | Исторический подход в изучении процесса становления и развития образования и педагогической деятельности. | Педагогическая деятельность. Феномен “учительство-ученичество”. Вводное занятие – технология выполнения заданий ТК, работа с источниками, выбор заданий. Информация о студенческом этапе проекта «Имя в истории петербургской школы и Герценовского университета: В.Н. Сорока-Росинский – 130 лет со дня рождения» | Вариативная часть | ||
Подготовить эссе на тему «Каким быть современному учителю» или «Мой любимый учитель» | Эссе | 1,5 | ||||
Подготовить цитатник: 5-7 цитат об учителе с собственными комментариями | Аналитическая работа с информацией | 1,5 | ||||
2. | Образовательные системы Древнего Востока и античного общества. | Философско-педагогические идеи в образовательных системах Древнего мира. | Социокультурная обусловленность образовательных систем Древнего мира (Шумеры, Древний Египет, Китай, Индия, Афины, Спарта, Древний Рим) | Инвариантная часть | ||
С использованием дополнительных материалов подготовить презентацию, раскрывающую особенности культуры и образования одной из стран Древности | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
Подготовка виртуальной экскурсии «Путешествие в Древность – воспитание и образование» (на материале одной из стран Древности, Античности) | Виртуальная экскурсия | 3 | ||||
Прокомментируйте актуальность идей одного из философов-педагогов Древности (эссе). | Эссе | 1,5 | ||||
Сделать сравнительную таблицу трех систем образования Древности: Афины – Спарта – Рим; Спарта – Рим; Египет - Китай - Индия и т.д.) | Сравнительная таблица | 3 | ||||
3. | Светское и религиозное образование и воспитание. | Светское и религиозное образование и воспитание в истории педагогической мысли (Отцы церкви, Фотий, Фома Аквинский…) | Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельности в эпоху Средневековья | Инвариантная часть | ||
«Средневековый портрет» - подготовка презентации, раскрывающей особенности жизни одного из социальных классов средневекового общества (рыцаря-феодала, дочери феодала, младшего сына феодала, сына священнослужителя, сына купца, ремесленника и пр.) с представлением особенностей жизни и образования выбранного типажа. | Подготовка презентации | |||||
Вариативная часть | ||||||
«История одного университета» - подготовить хронологичечскую таблицу, раскрывающую историю одного из старейших университетов Европы: Оксфорда, Кембриджа, Болоньи, Сорбонны, Краковского, Пражского. | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
По технологии РКМ «Дерево мышления» представить видологию образовательных учреждений Средневековой Европы | Аналитическая работа с информацией | 1,5 | ||||
«Истоки университетского образования» - с использованием дополнительной литературы сделать сравнительный анализ средневековых университетов с современными университетами | Сравнительная таблица | 3 | ||||
Сделать сравнительную таблицу воспитания средневековых европейских и средневековых японских рыцарей (выявить общее, различное, культурологическую обусловленность) | Сравнительная таблица | 3 | ||||
4. | Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании. | Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании Европы и Ближнего Востока в Средние века | Истоки воспитания в Древней Руси. | Инвариантная часть | ||
Проанализировать одну из русских национальных сказок с точки зрения традиций культуры и воспитания Древней Руси Или «Цитатник» - привести 10 пословиц (поговорок), существовавших в Древней Руси и соотнести их с особенностями воспитания | Аналитическая работа с информацией | 1,5 1,5 | ||||
Вариативная часть | ||||||
«Преданья старины красивой» - сделать сравнительную таблицу – 5 языческих, 5 православных традиций (обычаев) в области воспитания– их отражение в современной русской культуре и образовании. | Сравнительная таблица | 3 | ||||
Проанализировать «Домострой» с позиции воспитательных традиций Древней Руси и соотнести их с особенностями и традициями культуры того времени. | Сравнительная таблица | 3 | ||||
Разработать виртуальную экскурсию- «Путешествие в Древнюю Русь: воспитательные и образовательные традиции» | Виртуальная экскурсия | 3 | ||||
5. | Становление и развитие гуманистических педагогических идей. | Развитие философско-педагогических идей гуманизма в образовании | Идеи гуманизма в авторских педагогических системах в Европе 16-18 века (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци) | Инвариантная часть | ||
Реклама книги одного из педагогов гуманистов (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции) - на выбор студентов | Подготовка презентации | |||||
Вариативная часть | ||||||
Аналитическая оценка актуальности идей одного из педагогов: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци для современного образования | Эссе | 1,5 | ||||
Реклама-аннотация книги одного из писателей-гуманистов эпохи возрождения: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Опыты» М.Монтеня, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле (на выбор студента) | Реклама-аннотация источника | 3 | ||||
Сравнительная таблица отдельных компонентов педагогических систем Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци | Сравнительная таблица | 3 | ||||
Виртуальная экскурсия в Европу эпохи Возрождения (образование) | Виртуальная экскурсия | 3 | ||||
«Свобода Эмиля: мнимая или настоящая?» (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
Портрет современного учителя-гуманиста: каким ему быть? (эссе) | Эссе | 2 | ||||
Идеи гуманизма в авторских педагогических системах в России 18-20 веков (М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого) | Инвариантная часть | |||||
Сравнительная таблица «Представление о гуманизме» в педагогических системах в России 18-20 веков (М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого) | Сравнительная таблица | |||||
Вариативная часть | ||||||
Аналитическая оценка актуальности идей одного из педагогов: М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого. | Эссе | 1,5 | ||||
Реклама-аннотация книги (статьи) одного из педагогов-гуманистов в России 18-20 веков. | Реклама-аннотация источника | 3 | ||||
6. | Развивающее обучение. | Идеи развивающего обучения в опыте европейских и отечественных педагогов 18 – 20 веков (И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) | Идеи развивающего обучения в трудах и педагогической деятельности И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский. | Инвариантная часть | ||
Аннотированный список главных трудов (не менее 3) И.Г.Песталоцци или К.Д.Ушинского, в которых раскрываются идеи развивающего обучения | Составление аннотированного списка | 1,5 | ||||
Вариативная часть | ||||||
Реклама-аннотация одной из книг И.Г. Песталоцци или К.Д. Ушинского | Реклама-аннотация | 4 | ||||
Аналитическая оценка актуальности идей развивающего обучения одного И.Г. Песталоцци (или К.Д. Ушинского) для современного образования. | Аналитическая работа с информацией | 2 | ||||
Хронологическая таблица, раскрывающая особенности биографии и ведущих педагогических идей И.Г.Песталоцци или К.Д.Ушинского | Хронологическая таблица | 2 | ||||
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина | Инвариантная часть | |||||
Презентация одной из отечественных теорий 20-го века, составляющих концепцию развивающего обучения | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
«Развивающее обучение сегодня» - оценка перспектив развития концепции развивающего обучения для современной школы (эссе) | 1,5 | |||||
Оценка применения элементов развивающего, проблемного обучения в практике школы (эссе, на примере своего школьного опыта) | 1,5 | |||||
7. | Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России | Свободное развитие личности ребенка в истории педагогической теории и практике (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Я Корчак) | Развитие идей свободного воспитания в практике советской школы 20-х гг. ХХ века | Инвариантная часть | ||
«История одной школы» - презентация истории становления и развития одной из школ свободного воспитания в России или Собственный проект школы в концепции свободного воспитания (возможна подготовка в творческой группе) | Презентация | |||||
Вариативная часть | ||||||
Таблица (схема), раскрывающая сущность и основные особенности одной из школ, работающих в концепции свободного воспитания (Йена-план школа, Эрмитаж, Дальтон-план школа, д/с и школа М.Монтессори и др.) | Аналитическая работа с информацией | 1,5 | ||||
Аннотированный список главных трудов (не менее 3 (5)) Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, Дж.Дьюи (на выбор студента) | Аннотированный список | 1,5 | ||||
Гуманистический характер профессиональной педагогической деятельности на материале педагогических систем В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили | Вариативная часть | |||||
Аналитическая оценка гуманистических идей В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили для современной школы (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
Хронологическая таблица, раскрывающая особенности биографии В.А.Сухомлинского или Ш.А.Амонашвили | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Реклама-аннотация одной из книг В.А.Сухомлинского (Ш.А.Амонашвили) | Реклама-аннотация источника | 3 | ||||
8. | Элитарное и специальное образование. | Социокультурная обусловленность элитарного образования в исторической ретроспективе | Элитарное образование в Европейских странах и дореволюционной России 18 – начала 20 веков | Инвариантная часть | ||
Система образования одной элитарной школы прошлого (Первый кадетский корпус, Царскосельский лицей, Смольный институт и др.) (кластер) | Аналитическая работа с информацией | 1,5 | ||||
Вариативная часть | ||||||
Кадетские корпуса в России: прошлое, настоящее и будущее (хронологическая таблица, раскрывающая историю одного из кадетских корпусов) | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Судьба одного элитарного образовательного учреждения (презентация) (Первый кадетский корпус, Царскосельский лицей, Смольный институт и др.) | Презентация | 3 | ||||
«Элитарное образование сегодня: за и против» (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
Проект элитарной школы (возможна подготовка в творческой группе) | Разработка проекта школы | 3 | ||||
Сравнительная характеристика двух элитарных образовательных учреждений прошлого: общее и различное | Сравнительная таблица | 3 | ||||
9. | Трудовое образование и трудовая школа. | История развития идеи трудового образования и трудовой школы за рубежом и в России | нет | Инвариантная часть | ||
Идеи трудового воспитания в трудах классиков зарубежной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, Дж.Дьюи), сравнительная таблица, цитаты | Сравнительная таблица | |||||
Вариативная часть | ||||||
История одного образовательного учреждения: Колония им. Горького (хронологическая таблица)) | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Золотые имена в истории педагогики: А.С.Макаренко, биография, основные педагогические идеи (хронологическая таблица) | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Трудовое воспитание сегодня: каким ему быть? (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
10. | Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX вв. | Идеи реформаторской педагогики в практике школьного образования конца XIX - начала XX вв. | Реализация идей реформаторской педагогике в авторских педагогических системах (М. Монтессори, С. Френе, Дально-план-школ, Йена-план-школа, школы лаборатории, сельские общины, вальдорфские школы, современные школы) | Инвариантная часть | ||
Сравнительный анализ особенностей классической современной массовой школы и одной из альтернативных школ | Сравнительная таблица | 1,5 | ||||
Вариативная часть | ||||||
Собственный проект школы в концепции свободного воспитания (возможна подготовка в творческой группе) | Разработка проекта школы | 3 | ||||
Судьба одной из авторских реформаторских школ в России (на примере одной из школ) (хронологическая таблица) | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Судьба одной из авторских реформаторских школ Запада (, школа Дж. Дьюи, Йена-план школа, Эрмитаж, Дальтон-план школа, д/с и школа М.Монтессори и др.) (хронологическая таблица) | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Свободное воспитание: за и против (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
11. | Национальная школа. | Идеи национальной школы в педагогическом наследии отечественных и зарубежных ученых | Реформы образования и развития государственной школы в России 18 – 20 веков | Инвариантная часть | ||
«Вехи в образовании России» (хронологическая таблица, раскрывающая эволюцию государственной школы в России на основе реформ образования (по выбору студента одна из эпох царствования - Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I) | Хронологическая таблица с иллюстрациями | |||||
Вариативная часть | ||||||
«Судьба одной школы» (история одного из образовательных учреждений, основанных в период 18-19 вв. в России), Хронологическая таблица | Хронологическая таблица | 1,5 | ||||
Реализация идеи французских просветителей в российском образовании 19 века (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
Реформы Петра I (или: Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III): за и против (эссе) | Эссе | 1,5 | ||||
12. | Педагогическая профессия | Педагогическая профессия в прошлом, настоящем и будущем | Педагогические учебные заведения в истории российского образования | Вариативная часть | ||
«Имя в истории» (хронологическая таблица, раскрывающая особенности жизни, деятельности, педагогических взглядов одного из учителей-практиков) | Хронологическая таблица | 4 | ||||
«Портрет учителя» (портрет учителя в соответствии с требованиями конкретной исторической эпохи, эссе) | Эссе | 2 | ||||
Завершение студенческого этапа проекта «Имя в истории петербургской школы и Герценовского университета: В.Н. Сорока-Росинский – 130 лет со дня рождения». Презентация проектов школ, созданных творческими группами. | нет | нет |
Как будет проводиться итоговая контрольная работа по учебному курсу «История педагогической мысли и образования»?
За итоговую контрольную работу по курсу необходимо набрать от 8,5 до 14 баллов.
Итоговая контрольная работа состоит из 2-х частей (Таблица 7):
Таблица 7. Итоговая контрольная работа
Часть итоговой контрольной работы | Баллы (минимум) | Баллы (максимум) | |
1 - А | Тест по содержанию учебного курса (в первую очередь проверяется знание содержания лекций) – выполняется на последней лекции и рассчитан на 35-40 минут. Проводит и оценивает преподаватель, который проводит лекционные занятия на потоке | ||
1-Б | Творческое эссе по художественному источнику, содержащему педагогическую тематику (кинофильм, литературное произведение, компьютерная игра, мультфильм и т.д.) – см. список…. Выполняется студентом самостоятельно в течение всего периода обучения. Крайний срок сдачи – за неделю до последнего семинарского занятия. Форма сдачи – распечатанный или электронный вариант Проверяет и оценивает и оценивает преподаватель, который проводит семинарские занятия на факультете. | 3,5 | |
3. | Итоговая контрольная работа | 8,5 |