Как разработать «веб-квест»?

Задания:

Задания «веб-квеста» связаны с нахождением значимых мест в городе, связанных с историей жизни и творчества педагога:

1. Место рождения или детско-отроческий период.

2. Места, связанные с обучением и получением образования.

3. Места, связанные с профессиональной реализацией и педагогическим творчеством.

4. Места встреч со значимыми людьми в их судьбе.

5. Места, связанные с творческим озарением или обретением новых идей, открытий, вручения наград, премий.

6. Любимые места города.

7. Места памяти.

Методические комментарии:

- Задания веб-квеста студенты получают от преподавателя в сентябре на первом занятии по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли».

- Студенты, выбравшие такую форму работы, создают команды 3-5 человек.

- Выполняя задания, необходимо точно определить на карте города гео-точку и всей командой сфотографироваться у исторического объекта. Подобно проводится поиск всех остальных точек.

- Далее собирается материал из Internet источников и указанной литературы об объекте города и его связи с жизнью и профессионально-творческой деятельностью педагога.

- Полученные материалы оформляются в электронные презентации с указанием фамилий авторов.

- Первый этап подведения итогов проходит 1 октября с представлением и защитой презентаций.

- Окончательное подведение итогов - 26 ноября с представлением лучших презентаций и награждением команд-победителей. Лучшие презентации удостаиваются права быть вывешенными на сайте кафедры педагогики.

Критерии оценивания этого задания представлены в таблице 5.

Список литературы о В.Н.Сорока-Росинском:

1. Вендровская Р.Б. Сорока-Росинский.- М., 2000.

2. Имя в истории Петербургской школы. Кн.I. /Под ред. Е.М.Колосовой и др. – СПб: Астерион, 2008.

3. Колосова Е.М. и др. Петербургские учителя: В.Н.Сорока-Росинский.-СПб: РИА «Золотой Лев», 2008.

4. Петербургский учитель: жизнь и творчество В.Н.Сорока-Росинского /Авторы-составители: Е.М.Колосова, И.В.Лихолетова, С.В.Христофоров.- СПб: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.

5. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /Сост.А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.

6. Шендерова Р.И. Знаменитый универсант В.Н.Сорока-Росинский. Страницы жизни.- СПб: изд-во факультета филологии и искусств СПБГУ, 2010.

В чем состоит самостоятельная работа студентов?– см. таблицу 3.

Таблица 3. Содержательная технологическая карта по учебному курсу «История педагогической мысли и образования»

    Тема лекции Тема семинара Задание Тип задания Баллы
1. Мировой историко-педагогический процесс. Исторический подход в изучении процесса становления и развития образования и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность. Феномен “учительство-ученичество”. Вводное занятие – технология выполнения заданий ТК, работа с источниками, выбор заданий. Информация о студенческом этапе проекта «Имя в истории петербургской школы и Герценовского университета: В.Н. Сорока-Росинский – 130 лет со дня рождения» Вариативная часть    
Подготовить эссе на тему «Каким быть современному учителю» или «Мой любимый учитель» Эссе 1,5
Подготовить цитатник: 5-7 цитат об учителе с собственными комментариями Аналитическая работа с информацией 1,5
2. Образовательные системы Древнего Востока и античного общества. Философско-педагогические идеи в образовательных системах Древнего мира. Социокультурная обусловленность образовательных систем Древнего мира (Шумеры, Древний Египет, Китай, Индия, Афины, Спарта, Древний Рим) Инвариантная часть    
С использованием дополнительных материалов подготовить презентацию, раскрывающую особенности культуры и образования одной из стран Древности Презентация
Вариативная часть    
Подготовка виртуальной экскурсии «Путешествие в Древность – воспитание и образование» (на материале одной из стран Древности, Античности) Виртуальная экскурсия 3
Прокомментируйте актуальность идей одного из философов-педагогов Древности (эссе). Эссе 1,5
Сделать сравнительную таблицу трех систем образования Древности: Афины – Спарта – Рим; Спарта – Рим; Египет - Китай - Индия и т.д.) Сравнительная таблица 3
3. Светское и религиозное образование и воспитание. Светское и религиозное образование и воспитание в истории педагогической мысли (Отцы церкви, Фотий, Фома Аквинский…) Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельности в эпоху Средневековья Инвариантная часть    
«Средневековый портрет» - подготовка презентации, раскрывающей особенности жизни одного из социальных классов средневекового общества (рыцаря-феодала, дочери феодала, младшего сына феодала, сына священнослужителя, сына купца, ремесленника и пр.) с представлением особенностей жизни и образования выбранного типажа. Подготовка презентации
Вариативная часть    
«История одного университета» - подготовить хронологичечскую таблицу, раскрывающую историю одного из старейших университетов Европы: Оксфорда, Кембриджа, Болоньи, Сорбонны, Краковского, Пражского. Хронологическая таблица 1,5
По технологии РКМ «Дерево мышления» представить видологию образовательных учреждений Средневековой Европы Аналитическая работа с информацией 1,5
«Истоки университетского образования» - с использованием дополнительной литературы сделать сравнительный анализ средневековых университетов с современными университетами Сравнительная таблица 3
Сделать сравнительную таблицу воспитания средневековых европейских и средневековых японских рыцарей (выявить общее, различное, культурологическую обусловленность) Сравнительная таблица 3
4. Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании. Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании Европы и Ближнего Востока в Средние века Истоки воспитания в Древней Руси.   Инвариантная часть    
Проанализировать одну из русских национальных сказок с точки зрения традиций культуры и воспитания Древней Руси Или «Цитатник» - привести 10 пословиц (поговорок), существовавших в Древней Руси и соотнести их с особенностями воспитания Аналитическая работа с информацией 1,5 1,5
Вариативная часть    
«Преданья старины красивой» - сделать сравнительную таблицу – 5 языческих, 5 православных традиций (обычаев) в области воспитания– их отражение в современной русской культуре и образовании. Сравнительная таблица 3
Проанализировать «Домострой» с позиции воспитательных традиций Древней Руси и соотнести их с особенностями и традициями культуры того времени. Сравнительная таблица 3
Разработать виртуальную экскурсию- «Путешествие в Древнюю Русь: воспитательные и образовательные традиции» Виртуальная экскурсия 3
5. Становление и развитие гуманистических педагогических идей. Развитие философско-педагогических идей гуманизма в образовании   Идеи гуманизма в авторских педагогических системах в Европе 16-18 века (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци)   Инвариантная часть    
Реклама книги одного из педагогов гуманистов (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции) - на выбор студентов Подготовка презентации
Вариативная часть    
Аналитическая оценка актуальности идей одного из педагогов: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци для современного образования Эссе 1,5
Реклама-аннотация книги одного из писателей-гуманистов эпохи возрождения: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Опыты» М.Монтеня, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле (на выбор студента) Реклама-аннотация источника 3
Сравнительная таблица отдельных компонентов педагогических систем Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци Сравнительная таблица 3
Виртуальная экскурсия в Европу эпохи Возрождения (образование) Виртуальная экскурсия 3
«Свобода Эмиля: мнимая или настоящая?» (эссе) Эссе 1,5
Портрет современного учителя-гуманиста: каким ему быть? (эссе) Эссе 2
      Идеи гуманизма в авторских педагогических системах в России 18-20 веков (М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого) Инвариантная часть    
Сравнительная таблица «Представление о гуманизме» в педагогических системах в России 18-20 веков (М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого) Сравнительная таблица
Вариативная часть  
Аналитическая оценка актуальности идей одного из педагогов: М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого. Эссе 1,5
Реклама-аннотация книги (статьи) одного из педагогов-гуманистов в России 18-20 веков. Реклама-аннотация источника 3
6. Развивающее обучение. Идеи развивающего обучения в опыте европейских и отечественных педагогов 18 – 20 веков (И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) Идеи развивающего обучения в трудах и педагогической деятельности И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский. Инвариантная часть
Аннотированный список главных трудов (не менее 3) И.Г.Песталоцци или К.Д.Ушинского, в которых раскрываются идеи развивающего обучения Составление аннотированного списка 1,5
Вариативная часть
Реклама-аннотация одной из книг И.Г. Песталоцци или К.Д. Ушинского Реклама-аннотация 4
Аналитическая оценка актуальности идей развивающего обучения одного И.Г. Песталоцци (или К.Д. Ушинского) для современного образования. Аналитическая работа с информацией 2
Хронологическая таблица, раскрывающая особенности биографии и ведущих педагогических идей И.Г.Песталоцци или К.Д.Ушинского Хронологическая таблица 2
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина Инвариантная часть    
Презентация одной из отечественных теорий 20-го века, составляющих концепцию развивающего обучения Презентация
Вариативная часть
«Развивающее обучение сегодня» - оценка перспектив развития концепции развивающего обучения для современной школы (эссе) 1,5
Оценка применения элементов развивающего, проблемного обучения в практике школы (эссе, на примере своего школьного опыта) 1,5
7. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России Свободное развитие личности ребенка в истории педагогической теории и практике (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Я Корчак) Развитие идей свободного воспитания в практике советской школы 20-х гг. ХХ века Инвариантная часть    
«История одной школы» - презентация истории становления и развития одной из школ свободного воспитания в России или Собственный проект школы в концепции свободного воспитания (возможна подготовка в творческой группе) Презентация
Вариативная часть    
Таблица (схема), раскрывающая сущность и основные особенности одной из школ, работающих в концепции свободного воспитания (Йена-план школа, Эрмитаж, Дальтон-план школа, д/с и школа М.Монтессори и др.) Аналитическая работа с информацией 1,5
Аннотированный список главных трудов (не менее 3 (5)) Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, Дж.Дьюи (на выбор студента) Аннотированный список 1,5
Гуманистический характер профессиональной педагогической деятельности на материале педагогических систем В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили Вариативная часть    
Аналитическая оценка гуманистических идей В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили для современной школы (эссе) Эссе 1,5
Хронологическая таблица, раскрывающая особенности биографии В.А.Сухомлинского или Ш.А.Амонашвили Хронологическая таблица 1,5
Реклама-аннотация одной из книг В.А.Сухомлинского (Ш.А.Амонашвили) Реклама-аннотация источника 3
8. Элитарное и специальное образование. Социокультурная обусловленность элитарного образования в исторической ретроспективе Элитарное образование в Европейских странах и дореволюционной России 18 – начала 20 веков Инвариантная часть    
Система образования одной элитарной школы прошлого (Первый кадетский корпус, Царскосельский лицей, Смольный институт и др.) (кластер) Аналитическая работа с информацией 1,5
Вариативная часть    
Кадетские корпуса в России: прошлое, настоящее и будущее (хронологическая таблица, раскрывающая историю одного из кадетских корпусов) Хронологическая таблица 1,5
Судьба одного элитарного образовательного учреждения (презентация) (Первый кадетский корпус, Царскосельский лицей, Смольный институт и др.) Презентация 3
«Элитарное образование сегодня: за и против» (эссе) Эссе 1,5
Проект элитарной школы (возможна подготовка в творческой группе) Разработка проекта школы 3
Сравнительная характеристика двух элитарных образовательных учреждений прошлого: общее и различное Сравнительная таблица 3
9. Трудовое образование и трудовая школа. История развития идеи трудового образования и трудовой школы за рубежом и в России нет Инвариантная часть    
Идеи трудового воспитания в трудах классиков зарубежной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, Дж.Дьюи), сравнительная таблица, цитаты Сравнительная таблица
Вариативная часть    
История одного образовательного учреждения: Колония им. Горького (хронологическая таблица)) Хронологическая таблица 1,5
Золотые имена в истории педагогики: А.С.Макаренко, биография, основные педагогические идеи (хронологическая таблица) Хронологическая таблица 1,5
Трудовое воспитание сегодня: каким ему быть? (эссе) Эссе 1,5
10. Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX вв. Идеи реформаторской педагогики в практике школьного образования конца XIX - начала XX вв. Реализация идей реформаторской педагогике в авторских педагогических системах (М. Монтессори, С. Френе, Дально-план-школ, Йена-план-школа, школы лаборатории, сельские общины, вальдорфские школы, современные школы) Инвариантная часть    
Сравнительный анализ особенностей классической современной массовой школы и одной из альтернативных школ Сравнительная таблица 1,5
Вариативная часть
Собственный проект школы в концепции свободного воспитания (возможна подготовка в творческой группе) Разработка проекта школы 3
Судьба одной из авторских реформаторских школ в России (на примере одной из школ) (хронологическая таблица) Хронологическая таблица 1,5
Судьба одной из авторских реформаторских школ Запада (, школа Дж. Дьюи, Йена-план школа, Эрмитаж, Дальтон-план школа, д/с и школа М.Монтессори и др.) (хронологическая таблица) Хронологическая таблица 1,5
Свободное воспитание: за и против (эссе) Эссе 1,5
11. Национальная школа. Идеи национальной школы в педагогическом наследии отечественных и зарубежных ученых Реформы образования и развития государственной школы в России 18 – 20 веков Инвариантная часть  
«Вехи в образовании России» (хронологическая таблица, раскрывающая эволюцию государственной школы в России на основе реформ образования (по выбору студента одна из эпох царствования - Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I) Хронологическая таблица с иллюстрациями
Вариативная часть    
«Судьба одной школы» (история одного из образовательных учреждений, основанных в период 18-19 вв. в России), Хронологическая таблица Хронологическая таблица 1,5
        Реализация идеи французских просветителей в российском образовании 19 века (эссе) Эссе 1,5
        Реформы Петра I (или: Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III): за и против (эссе) Эссе 1,5
12. Педагогическая профессия Педагогическая профессия в прошлом, настоящем и будущем Педагогические учебные заведения в истории российского образования Вариативная часть    
«Имя в истории» (хронологическая таблица, раскрывающая особенности жизни, деятельности, педагогических взглядов одного из учителей-практиков) Хронологическая таблица 4
«Портрет учителя» (портрет учителя в соответствии с требованиями конкретной исторической эпохи, эссе) Эссе 2
Завершение студенческого этапа проекта «Имя в истории петербургской школы и Герценовского университета: В.Н. Сорока-Росинский – 130 лет со дня рождения». Презентация проектов школ, созданных творческими группами. нет   нет





Как будет проводиться итоговая контрольная работа по учебному курсу «История педагогической мысли и образования»?

За итоговую контрольную работу по курсу необходимо набрать от 8,5 до 14 баллов.

Итоговая контрольная работа состоит из 2-х частей (Таблица 7):

Таблица 7. Итоговая контрольная работа

  Часть итоговой контрольной работы Баллы (минимум) Баллы (максимум)
1 - А Тест по содержанию учебного курса (в первую очередь проверяется знание содержания лекций) – выполняется на последней лекции и рассчитан на 35-40 минут. Проводит и оценивает преподаватель, который проводит лекционные занятия на потоке
1-Б Творческое эссе по художественному источнику, содержащему педагогическую тематику (кинофильм, литературное произведение, компьютерная игра, мультфильм и т.д.) – см. список…. Выполняется студентом самостоятельно в течение всего периода обучения. Крайний срок сдачи – за неделю до последнего семинарского занятия. Форма сдачи – распечатанный или электронный вариант Проверяет и оценивает и оценивает преподаватель, который проводит семинарские занятия на факультете. 3,5
3. Итоговая контрольная работа 8,5

Наши рекомендации