Музейныйквест, разновидность квест-

Одна из основных форм экскурсионного обслуживания – музейная экскурсия, экскурсия с использованием музейной экспозиции.

Музейная экскурсия имеет ряд преимуществ:

× подобная экскурсия опирается на подлинник;

× процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника.

Содержание и основные вопросы музейной обзорной экскурсии:

× знакомство с архитектурой и историей музейного здания;

× знакомство с историей и содержанием музейной коллекции;

× общее знакомство с основными разделами экспозиции музея;

× знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

Распределение информации по каждой из обозначенных тем может быть равномерным или различным в зависимости от времени, обстоятельств или пожеланий экскурсионной группы. Большее внимание на обзорной экскурсии может быть уделено одной из обозначенных задач, в то время как остальные будут затронуты в меньшем объеме.

Длительность обзорной экскурсии может быть разнообразна в вариантах, в зависимости от обстоятельств и пожеланий группы [20, c. 90].

Распространенным типом музейной экскурсии является образовательная экскурсия. Элементы образовательного характера, имеют место быть в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественном значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Тематическая, монографическая экскурсия адресована широкой аудитории любого возраста и любой социальной группы и всегда познавательна.

Наиболее распространенные экскурсанты, как правило, школьники или студенты. Экскурсия такого типа может решать познавательные и различные образовательные задачи.

Главная роль образовательной экскурсии – расширение познаний в сознание экскурсанта. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня, в чем и заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.

Круг задач и тематику образовательной экскурсии необходимо соотносить со спецификой группы − ее уровнем, пожеланиями, количеством времени, отведенным на экскурсию. Образовательный характер экскурсий, в отличие от развивающего, предполагает несколько иное понимание их задач и содержания. Задача образовательной экскурсии имеет более познавательный акцент, чем в обзорной экскурсии на ту же тему.

Продолжительность образовательной экскурсии в зависимости от ее цели, возраста зрителей и образовательных задач, может быть различна. Однако, в любом случае, установка на расширенное и глубокое знание требует и большей продолжительности экскурсии. Таким образом, экскурсия образовательного типа, являясь традиционной и весьма распространенной формой музейной экскурсии, решает познавательные задачи углубленного характера и предполагает систематическую и целенаправленную работу с учащимися на экспозиции музея.

Современное образованиеориентированно на каждую личность индивидуально. Это означает, что в центре обучения и внимания педагога должна быть личность ученика.

В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют активизирующие деятельность учащихся средства. В ней дидактическая цель формулируется перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. В учебной деятельности содержится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Игра полностью не заменяет традиционные формы и методы обучения; она разумно их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра пробуждает интерес игроков к учебным занятиям и стимулирует познавательную активность. Это позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия спонтанных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт совершения нравственного выбора [18, c. 89].

Игра оптимизирует отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют и тем, и другим проявить свои личностные качества, раскрыть лучшие стороны своего характера; повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность перейти от слов к делу и проявить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, нивелирует страх перед неизвестностью.Она ставит школьника в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).

Участники квеста мысленно переносятся в прошлые века и пытаются воспроизвести те события, которые происходили, в 14 веке на территории Ферапонтова древнего монастыря, посещают церковь Благовещенья, в которой и пытаются отыскать тайную комнату.

Специалисты по активным методам по-всякому относятся к роли игр в усвоении учебного материала. Если при лекционной форме усваивается не более 20% информации, то в деловой игре усваивается до 90% информации, поэтому авторы различных игровых методических разработок доказательно настаивают на их использовании. Это одна из причин, по которой музейный квест или иная форма интерактивного занятия в музее является более результативной для развития универсальных учебных действий, чем традиционная экскурсия-лекция.

Проведение музейного игрового занятия − современная педагогическая инновация последних десятилетий, сегодняшний день одна из распространённыхзанятий практической форы: многие музей создают свои новее экскурсионные программы культурно-познавательного и игрового, развлекательного направления для детей и взрослых.

Такой пример, как квест «Музейный обзор» в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, квест для детей «Радостные открытия» в Музее Востока в Москве, квест «В поисках партитуры М. И. Глинки» (увлекательное путешествие по шести музеям Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки), квест «В гости к необычному человеку» в Музее Н.К. Рериха, квест в рамках мероприятия « Неожиданная встреча в музее» в архитектурно-этнографическом музее «Семеново», квест игра «Необитаемый остров спасения», посвященная 80-летию Дарвинского заповедника, в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Квесты иногда выходят за пределы зданий и охватывают городское пространство, включая элементы ориентирования. Например, осенью 2014 года в городе Вологда прошли «Городские квесты», организованные Молодежным центром.

Современному педагогуочень важно не только включать в учебный процесс посещение музеев, но и уметь самостоятельно создавать квесты в контексте изучаемого учебного предмета. Однако методической литературы по созданию музейных квестов в качестве образовательных технологий недостаточно. В основном, в современных методических разработках только имеется описание веб-квестов. Попытаемся определить основные признаки музейного квеста, отталкиваясь от этого понятия.

Веб-квест (webquest) как технология обучения −проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В таком случае музейный квест −это проект, в котором ресурсным пространством является музей. Для проведения любого квеста необходима насыщенная информацией образовательная среда, которая имеется и в музейномквесте [14, c. 93].

Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками определенного маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута исходно неизвестен, и участникам необходимо постепенно его открывать. Для этого они отгадывают загадки и находят в пространстве музея объекты, поставленные задачами квеста.

Найденный объект содержит новую загадку для решения и т.д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения тормозят дальнейшее движение до появления правильного ответа. Все задания квеста являются тематическими.

Квест не базируется на каком-либо определённом школьном курсе, а является между предметным, привлекая знания из различных предметных областей. Осваивая игровое пространство и находясь в состоянии свободного поиска, подростки отыскивают источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.

Выводы

Таким образом, квест-экскурсия представляет собой услугу по организации посещения специально подобранных объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода.

Квест-экскурсии − это прекрасная возможность самопроверки, формирования нового взгляда на себя, как на личность, многое умеющую и знающую. Квест предоставляет каждому бесценный опыт. Помимо этого, квест-экскурсия − это своего рода тренинг нового ролевого поведения, когда появляются новые паттерны поведения и роли, отличные от других социальных ролей.Это дает возможность человеку понять то, насколько подходит ему эта роль, почувствовать себя в другой позиции. Определенные условия игры дают необходимость достичь своей цели и незнание целей и мотивов других участников, заставляют героя, путем наводящих вопросов и анализа поведения, распознавать скрытые мотивы и прогнозировать действия напарников по игре. Таким образом, данные условия превращают квест-экскурсию не просто приятным занятием, но и позволяет участникам побывать в незнакомых ролевых позициях, научиться понимать и предугадывать поведение другого человека, принимать людей, отличных от них самих.

Наши рекомендации