Отношение молодежи к религиозной этике
ЕСЛИ ВАМ СКАЖУТ, ЧТО ВАШ ПОСТУПОК НЕ ОДОБРЯЕТСЯ РЕЛИГИЕЙ, ЭТО ВАС НАСТОРОЖИТ? | Процентное соотношение ответов (%) |
Да | |
Нет | |
Смотря какой поступок |
3) Развитие духовно-нравственной культуры студентов высшего учебного заведения.
Содержание обучения на данном этапе включает в себя:
3.1. Ссылки на социальную статистику (о численности и причинах разводов, социального сиротства, наркомании, преступности, бытовой грубости, насилия и прочих примеров аморального поведения).
3.2. Углубленное изучение догматических основ традиционных религиозных вероучений и связанных с ними линий социального поведения. Указание на практическую значимость соблюдения норм традиционной морали.
3.3. Изучение истории гонений на духовенство разных конфессий в советский период, демонстрирующей примеры искренней веры новомучеников, противостоящих атеистическим фанатикам (для контрастного сравнения поведения духовных и бездуховных лиц и социальных групп). Студенты должны знать, что «Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. … Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея... А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.» Задача преподавателя — объяснить, почему происходило преследование Церкви и почему она выстояла [6].
3.4. Обсуждение социальных и психологических последствий вовлечения людей в тоталитарные секты и радикальные националистические группировки и предоставление информации о существующих в России сектах и культах и о проводившихся психологами и психиатрами исследованиях на эту тему [5, с. 75-85].
3.5. Описание современной общественной деятельности Русской Православной Церкви и ведущих организаций иных конфессий, демонстрирующее примеры нравственного поведения духовенства и верующих мирян, в целях духовного просвещения учащихся. При этом надо учитывать более равнодушное отношение православных к вере своих предков, обрядам и духовенству: «Наиболее воцерковленными оказываются последователи неправославных христианских течений: в этой группе большинство помогает при храме (71%), читает духовную литературу и общается с духовником (по 57%). Для сравнения, среди православных эти проявления духовной жизни свойственны лишь 13-16%» [2].
3.6. Критический разбор работ классиков философии и социологии религии (А. Сен-Симон, Э. Ланг, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Т. Парсонс, А. Мень, П. Бергер, Р. Белла и др.).
4) Повышение квалификации молодых школьных учителей.
Содержание дополнительного образования для учителей включает в себя:
4.1. Ссылки на новейшие социологические исследования, в том числе проводимые ИПССО МГПУ, которые показывают реальное отношение москвичей и жителей крупных городов к религии, нравственности и людям разных национальностей.
4.2. Анализ достижений современных православных (А. Кураев, А. Дворкин, А. Осипов, Д. Сысоев и др.) и зарубежных (М. Сингер, Дж. Лалич, К. Эванс, М. Лангоун) антикультовых исследователей религии.
4.3. Критика наиболее одиозных позиций атеистических и сектантских авторов (М. Монтень, Д. Дидро, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Тайлор, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Л. Штернберг, Дж. Фрэзер, С. Токарев, С. Московичи, А. Баркер и др.) и демонстрация примеров, приводящих людей через отказ от традиционной религиозной нравственности к насилию и деградации личности.
4.4. Обсуждение основных проблем современного общества (и молодежи в первую очередь), которые можно решить, придерживаясь позиции религиозной нравственности и национальной терпимости.
4.5.Изучение религиозного и полиэтнического культурно-исторического наследия города(храмов, иконописи, фресковой живописи, музеев, достопамятных мест) с указанием примеров возрождения религиозных организаций и восстановления храмов в наши дни.
4.6. Повторение характерных особеностей догматики, культа, моральных предписаний, образа жизни и национальных обычаев традиционных религий России и обнаружение в них отличных и, что особенно важно, сходных черт.
Заключение
Таким образом, представленная модель дополнительного образования опирается на существующие запросы общества и предусматривает постепенное повышение духовно-нравственной культуры молодежи, усложняя и дополняя информационный материал по мере физического, психологического и духовного взросления обучаемой аудитории.
Поскольку около 75% жителей России по традиции идентифицируют себя с православием [1, 10], наибольший объем учебной информации, предоставляемой на всех 4-х уровнях реализации данной модели, касается русской истории, христианской культуры и роли православия в развитии Российского государства и общества. Вместе с тем, учащимся будут даны необходимые сведения о светской этике и науке, а также об истории, религиозных обычаях и культуре других народов России и Ближнего зарубежья, а ознакомление молодежи с христианскими, исламскими и прочими конфессиональными духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе и раскрытие смысла религиозных традиций не будет сопровождаться обучением религиозной практике и участием в религиозных богослужениях.
Ожидаемые результаты реализации предлагаемой модели:
а) создание образовательной базы для преодоления кризиса духовно-нравственного состояния урбанистического общества;
б) активизация ранее не востребованных воспитательных механизмов укрепления социального института семьи;
в) укрепление межрелигиозного и межэтнического взаимопонимания, так как, хотя «основная часть населения, 55%, не склонна делать вывод о росте в стране межнациональной нетерпимости и агрессивности» [8], проблема религиозно-этнических конфликтов стоит в российских городах очень остро;
г) возрождение лучших традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
д) снижение уровня делинквентного поведения городских подростков и молодежи.
Имеющая инновационный характер модель дополнительного образования молодежи подготовлена не только с учетом существующих национальных и конфессиональных условий, но и с опорой на данные социологических исследований, проведенных сотрудниками кафедры общей и прикладной социологии ИПССО МГПУ. Предложенная модель спроектирована на основе теоретико-прикладных научных разработок, базируется на объективных показателях и может быть внедрена в систему школьного и высшего образования как в Москве, так и в любом другом крупном городе России.
Литература
1. Верим ли мы в Бога? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1461. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13365
2.Верующих в России много, воцерковленных — значительно меньше. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1465. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13385
3. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.М.Проект профессионального стандарта на должность «Учитель». // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 21-47.
4. Гостев А.Н.Социальное проектирование дополнительного образования молодежи в г. Москве: Монография. М.: СГА, 2013. — 200 с.
5. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Н. Новгород: Христианская библиотека, 2008. — С. 75-83.
6. Емельянов Н.Е.Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). // Golden Time. // http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm
7. Кто стоит «PUSSY RIOT»? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2151. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113273
8. Национальная и религиозная нетерпимость: тенденция к росту? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 390. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=2274
9. Религия в жизни россиян. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1116. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11099
10.Религия в нашей жизни. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 789. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=8954
11. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2013. — № 7. — С. 26-34.
12. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.
13. Ткаченко А.В. Духовные представления современной московской молодежи. // Фундаментальная наука и технологии — перспективные разработки: Материалы международной научно-практической конференции 22-23 мая 2013 г. — North Charleston, USA: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. — Т.1. — С. 149-157.
14. Ткаченко А.В.Итсизм как основная форма религиозной веры современной молодежи. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 6. — С. 112-120.
15. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.
16. Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.
17. Щербакова И.В. Религиозный плюрализм в современной России. // Плод духовный: Материалы научно-практической конференции «Основы духовной безопасности общества в XXI веке». — Сергиев Посад: АГиОН, НГИСУ, 2013. — № 1. — С. 9-11.