Красота осенних листьев. 2 класс. Рисование с натуры. Неменский.
Билет №1
Билет № 2
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина». 2 класс.
Младший школьный возраст 7-11 лет.
Ведущая деятельность – учение.
Новообразования: развитие внутреннего плана действия, рефлексия, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, произвольность.
При иллюстрировании литературных произведений учитель должен учитывать не только доступность содержания текста для учащихся, но и уровень владения изобразительными средствами, необходимыми для выражения сюжета сказки.
Строки из «Сказки о царе Салтане», которые предлагаются учащимся второго класса, связаны с изображением моря. Внимательно вчитываясь или вслушиваясь в текст, каждый учащийся может по-своему увидеть эту картину в цвете, различно представить ее составляющие предметы в пространстве.
Ограничение задачи иллюстрирования небольшого, но повторяющегося в сказке эпизода углубляет восприятие учащимися текста и задачу творческого выражения его в рисунке.
Задачи урока: Развить умение выделять в художественном тексте конкретные зрительные моменты – основу образного выражения текста средствами изобразительного искусства; развивать умение уточнять в зрительном образе первоначально неясном форму предметов, расположение их в пространстве, цвет; развивать умение добиваться выразительности силуэтов, цвета и фактуры предметов в иллюстрации; развивать умение передавать в рисунке пространство – первый план, второй план и т.д.
Материалы: листы для акварели, карандаши, ластик, краски акварельные или гуашь, кисти круглые беличьи, банка для воды.
Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, Рериха, гравюры и рисунки из детских книг с изображением парусных кораблей, старинных построек.
План урока.
1. Организационный момент
2. Введение в тему
3. Беседа
4. Самостоятельная работа
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу. Объясняет тему урока.
2. Урок начинается с показа разнообразного наглядного материала. После его просмотра и анализа учитель выразительно читает рекомендуемый отрывок.
3. Учителю привлекает внимание детей не только к кульминационным моментам сюжета, но и к промежуточным повторяющимся в сказке образам моря, кораблей, торговых людей, всего того окружения, в котором творятся чудеса. Дети должны почувствовать, что море, корабли, остров Буян и славная страна Салтана тоже необыкновенные. И, тем не менее важно зрительно ясно представлять его на основании лаконичных и точных слов сказки.
4. Формат рисунка учащиеся выбирают сами в зависимости от замысла. Учитель предлагает детям посидеть некоторое время спокойно и представить иллюстрацию к отрывку. Вначале карандашом намечаются основные элементы композиции – первый, второй планы и т.д., затем красками идет проработка рисунка. В процессе рисования учитель следит за тем, чтобы дети смело выражали в рисунке образы, навеянные сказкой. Очень важно помочь детям найти свое решение.
5. Подводим итоги урока. Обсуждаем работы, выделяем их плюсы и минусы, выбираем самые лучшие.
Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогики. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Из античной Греции, ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает «детоводитель»). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании - педагогика. Как особая наука; педагогика впервыe была вычленена из системы философских в начале XVII века.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.
Билет № 3
Билет № 4
Билет №5
Билет №6
Билет № 7
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Урок-беседа «Искусство эпохи Возрождения». 7 класс.
2. Коллектив как фактор социализации личности. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива основные условия его развития.
1. Тема «Урок-беседа «Иск. эп. Возрождения» 7 кл. (13 лет)В.С.Кузин
Подростковый возраст. Вед. вид деятельности – общение со сверстниками. Основные психологические новообразования – появление чувства взрослости, развитие сознания.
Цель урока:воспитать у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширить представления об окружающем мире; ознакомить с произведениями изобразительного искусства, развивать внимание, воображение, память; способствовать формированию эстетического отношения к окружающей действительности.
Задачи: познакомить учеников с искусством эпохи Возрождения; рассказать о творчестве Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера на примере известных картин.
Зрительный ряд: репродукции картин: Сандро Боттичелли «Аллегория Весны», «Рождение Венеры», Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря», «Джоконда», Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», «Мадонна со щеглёнком», Микеланджело Буонарроти «Давид», «Святое семейство», Альбрехта Дюрера «Портрет отца», «Четыре всадника»; видеоизображение.
Материалы: тетрадь для конспектов, авторучка.
План урока
13. Организационный момент.
14. Дать детям понятие об эпохе Возрождения.
3. Расск. о творч. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера на прим. известных картин.
4. Решение кроссворда по просмотренным иллюстрациям.
5. Оценка и подведение итогов.
Ход урока.
1. Организационный момент (проверка посещаемости урока, готовности к уроку).
2. Введение в тему урока. Дать детям понятие об эпохе Возрождения.
3. Рассказ о творчестве Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера. Знакомство с иллюстрациями известных картин.
4. Решение кроссворда по просмотренным иллюстрациям.
Вопросы к кроссворду:
1. Второе название работы «Джоконда»? («Мона Лиза)
2. Одна из известнейших работ Микеланжело, находящихся в данный момент во Флоренции? (Давид)
3. В чём загадка «Джоконды»? (Улыбка)
4. Техника исполнения картины «Тайная вечеря»? (Фреска)
5. На картине Рафаэля кого мальчик Иоанн Креститель протягивает в руке обнажённому младенцу Христу? ( Щеглёнка)
6. Как звали старца, встречающего мадонну на картине «Сикстинская мадонна»? (Сикст )
7. Картина Микеланжело«Святое семейство» имеет очертания не круга и не овала. Как называется форма, в которую она вписана? (Тондо)
8. В каком жанре выполнена картина Дюрера, где мы видим поясное изображение пожилого мужчины? (Портрет)
9. Техника исполнения картины Дюрера «Четыре всадника»? (Гравюра)
5. Подведение итогов. Самым активным участникам выставляются оценки.
Билет №8
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Натюрморт из бытовых предметов ». 8 класс.
2. Семья как субъект и фактор воспитания. Типы семей, семейных отношений, позиции ребенка в семье. Работа педагога с семьей.
Билет №9
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Украшение и фантазия ». 2 класс.
2. Целостный педагогический процесс: основные функции и структура.
Билет № 10
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета ». 2 класс.
2. Педагогические технологии: общая характеристика.
Б.М.Неменский
Младший школьный возраст 7-11 лет.
Ведущая деятельность – учение.
Новообразования: развитие внутреннего плана действия, рефлексия, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, произвольность.
Цель урока: введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний раздумий; формирование чувства цвета, развитие умений анализировать цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания.
Задачи: знакомство с «тёплыми» и «холодными» цветами. Открытие своеобразие, красоты и характер материала.
Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, листы бумаги.
Зрительный ряд: Ван Гог «Подсолнухи», П.Кончаловский «Сирень»; слайды угасающего костра, метод. пособ. по цветоведению.
Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
1-ый урок 4-ой четв. Тема: «Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета».
Предыд. ур. в конце 3-ей четв. его тема: «Выражение намерений через украшение»(созд. мир сказоч. героев – терем Цар.-Леб., дом Бабы-Яги; образы раскрыть через хар-ер постройки, одежду, деревья)
След. урок на тему: «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с чёрной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Разр. пед. пр. Тема: «Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета».
План урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Объяснение самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа. (30 мин)
5. Подведение итогов урока, обсуждение работы.
6. Задание на дом. (1 мин)
Ход урока
1. Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу. Объясняет тему урока.
2. Сегодня мы познакомимся с цветом как средством выражения.
Вы знаете, что лимон жёлтый, огурец зелёный, а снег? (Верно, белый)
Можем ли мы на картине раскрасить их такими же красками? И да, и нет. Зелёный огурец в живописном произведении может оказаться почти красным – например, в лучах заходящего солнца. Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.
Но нельзя сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. Нельзя, потому что мир, который лежит перед нами, полон красок. Каждый цвет имеет очень много оттенков. Нужно научиться внимательно смотреть вокруг, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.
Все цвета условно делят на «тёплые» и «холодные». К тёплым относятся желтовато-красные цвета, а к холодным – сине-голубые.
В чём различие «холодных» и «тёплых» цветов?
Своё наименование эти группы цветов получили из-за того, что одни похожи на цвета солнца и огня, а другие – на небо, воду и лёд. Фиолетовые и зелёные цвета занимают промежуточное положение.
В разных случаях, в зависимости от сочетаний, цвета могут быть отнесены то к «тёплым», то к «холодным». Вместе с тем любому цвету можно придать более «холодный» или более «тёплый» оттенок. Всё зависит от того, какую краску в него добавить. Смешивая краски, художник получает разные цвета.
(Показать метод. пособие по цветоведению) Так, синяя и красная краски дадут фиолетовый или лиловый цвет, смотря по тому, какой краски больше. Синяя и жёлтая составят какой цвет? (Верно, зелёный)
А жёлтый и красный какой дадут цвет? (Правильно, оранжевый)
3. (Показать слайды) Посмотрите на изображение угасающего костра – «борьба» тёплого и холодного.
Нам предстоит с помощью небольшого количества красок нарисовать костёр, а так же передать красоту сказочного «Пера жар-птицы». Для этого мы будем смешивать цвета и получать дополнительные оттенки.
4. Во время самостоятельной работы включить музыку: фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Ребята, вы посмотрели слайды угасающего костра, теперь предстоит работа по памяти и впечатлению. Костёр постарайтесь изобразить как бы сверху. Какие краски нужны для передачи цвета огня? А какие, чтобы нарисовать угли? Заполняя весь лист, вы можете свободно смешивать краски между собой.
Теперь нарисуем «Перо жар птицы». Краски смешиваются прямо на листе. Чёрная и белая не применяются. (Во время сам. раб. учитель объясняет и помогает учащимся справиться с возникающими затрудн. моментами)
5. По окончании урока организовать просмотр. Молодцы. У всех получилось передать тепло огня и «Пера жар-птицы».
6. Дома постарайтесь нарисовать холодными цветами ручеёк.
Целевые ориентации
n Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств
n Облагораживание души и сердца ребенка
n Развитие и становление познавательных сил ребенка
n Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
n Идеал воспитания — самовоспитание.
Билет №11
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Мамин платок» . 3 класс.
2. Современные теории обучения: общая характеристика.
Билет № 12
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Древнерусский город-крепость ». 4 класс.
2. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.
1. Тема «Древнерусский город-крепость ».4 кл. (10 лет) Б.М.Неменский
Мл. шк. возр. 7-11 лет.
Вед. вид деятельности – учение. Осн. психолог. новообр. – произвольность психич. процессов, развитие внутреннего плана действий, способность к мыслям в уме, возникн. рефлексии, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
В 3-4 кл. дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.
Тема года «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов земли)» Целью худ. воспитания и обучения ребёнка в 4 классе явл. формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Худож. представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту ещё не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
В 4-ом кл. возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
1-ая четв: «Истоки искусства твоего народа» (8ч)
2-ая четв.:«Древние города твоей земли»(7ч)
3-я четв.:«Каждый народ – художник» (11ч)
4-ая четв.: «Искусство объединяет народы» (8 ч)
1-ый урок 2-ей четв. Тема: «Древнерусский город-крепость».Пред. урок в 1-ой четв. на тему: «Народные праздники».
След. урок на тему: «Древние соборы»
Цель урока: обогащение внутреннего мира учеников; воспитание любви к Родине, её историческому прошлому; познакомить детей с древнерусской архитектурой; развивать внимание, фантазию и воображение.
Задачи: ознакомление с архитектурой Московского Кремля, формирование у детей навыков последовательной работы над тематической композицией, выполнить композицию на тему: «Древнерусский город-крепость»,
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды, фотографии, репродукции с изобр. Московского Кремля, старинных русских городов: Великий Новгород, Владимир.
Литературный ряд: отр. из поэмы Д. Кедрин « Зодчие»
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение нового материала.
3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа. Ведется самостоятельно по намеченному плану.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу.
2. Объяснение новой темы. Каждый город особенный. У него своё неповторимое лицо, свой хар-тер, своя особая судьба. Рассказ о красивейшей архитектуре старинных русских городов, таких как Москва, Великий Новгород, Владимир. Показ фотографий, репродукций. Посмотрите на изображения Московского Кремля. Но Кремль не всегда был таким. Он строился на протяжении нескольких веков. В 1156 г. по приказу Юрия Долгорукого на высоком холме – мысе Москвы-реки была заложена крепость, положившая начало грандиозному Московскому Кремлю. Среди башен была Боровиковская, получившая своё назв. от густого бора, сплошь покрывавшего когда-то кремлёвский холм. Население крепости вело оживл. торговлю с соседями, охотилось в лесах, занималось различ. ремёслами, обучалось военному делу и постоянно несло караульную службу на дозорных башнях. Главным врагом в те далёкие времена были татары. От многочисл. сраж. стены, башни и даже сооружения внутри крепости ломались и горели. Но разрушенная и опалённая Москва снова и снова возрожд. В 1367 г. князь Дмитрий, готовясь к решающей битве с татарами, одел Кремль белокаменными стенами. К концу 15 в. при великом князе Иване III татары были разбиты, а разорённые земли объединились в единое могучее государство. Столицей его стала Москва. Именно тогда стали создаваться те сооружения Моск. Кремля, кот. сохранились до сих пор. Из крепостных укрепл. в первую очередь создавались башни. Всего их –18. Каждая предст. собою крепость. В толще стен были созданы внутренние ходы, позв. гарнизонам башен общаться между собой. Тайницкая башня была заложена у берегов Москвы-реки. От неё шёл подземный ход к реке (тайник). Спасская башня считается парадной. С давних пор через неё проход. торжеств. процессии, проезж. московские великие князья и цари, знатн. иностр. гости. На новой стене, между её зубцами (ласточкин хвост) устроили широкий проход. Промежутки между зубцами служили бойницами для стрелков. Одновр. со строит. стен и башен был проведён водяной ров вдоль Красной площади, соединявший реку Неглинную с Москвой-рекой. Также были соор. спец. подъёмные мосты.
3. Опираясь на фотографии и работы других учеников создать аппликацию древнерусского города-крепости, обращая внимание на особенности архитектуры того времени.
4. Самостоятельная работа учащихся ведется по намеченному плану. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работ. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.
5. Подведение итогов урока. Выставить все работы у доски и просмотреть, обсуждая их достоинства и недостатки.
2. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования, перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.
Основные ступени образования. Преемственность ступеней образования. Основные формы образования (по Закону РФ «Об образовании»). Сущность содержания образования: система знаний о природе, обществе, человеке; общеинтеллектуальных и практических умений и навыков; система гуманитарных отношений человека к природе, обществу, предметному миру и самому себе. Принципы отбора содержания образования: интеграция, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, готовность к деятельности), и их функции.
Стандартизация в образовании – статьи 7 и 9 Закона РФ «Об образовании». Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной части стандарта. Основные понятия стандарта: социальная компетентность, линия содержания образования, образовательная область, качество образования.
Основные требования к содержанию образовательной программы. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа. Характеристика ее основных компонентов как структуры.
Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:
1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, постдипломное образование).
2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса, технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.
З. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального - профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование. Под содержанием образования В.С. Леднев понимает «…содержание триединого целостного процесса, характеризующегося; во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений(обучение), во-вторых, воспитанием типологических качеств личности(воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компонента образования: обучение, воспитание, развитие.
Современное понимание образования мы находим в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содержанию образования изложены в статье 14 этого закона:
1. «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
- на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;
- на развитие гражданского общества;
- на укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества».
Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". В стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
- федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;
- компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:
- расчетный срок освоения этой программы;
- требования к условию ее реализации;
- требования к итоговой аттестации выпускников.
Национально-региональный компонент утверждается самим учреждением и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки выпускников.
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
- единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
- социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Базисный учебный план включает учебную и внеучебную деятельность, является нормативным правовым документом, в котором представлен перечень учебных предметов, и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам, и содержит инвариантную обязательную для освоения всеми обучающимися и вариативную часть.
Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направлению имеется общее и профессиональное образование.
Общее образование имеет уровни: дошкольная подготовка, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование.
Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.
Билет №1З
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии » 4 класс.
2. Воспитательные системы: общая характеристика.
Билет №14
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Народная праздничная одежда (праздничный костюм) ». 5 класс.
2. Методы воспитания: общая характеристика.
Билет № 15
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Натюрморт в графике » . 6 класс.
2. Система, функции и способы управления образовательным учреждением.
Билет №16
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Городской пейзаж ». 6 класс.
2. Профессионально-педагогическая культура учителя: сущность и основные компоненты.
Билет №17
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Набросок фигуры человека с натуры » . 7 класс.
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.
Билет №18
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Мир народной игрушки». Занятие кружка для младших школьников».
2. Модернизация образования в России: характеристика основных направлений и принципов реализации.
Билет №19
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Ярмарка народных ремесел» Внеклассное занятие». 5 класс.
2. Современные принципы педагогики искусства.
Билет №20
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Тагильская роспись подносов». Внеклассная беседа для учащихся». 7 класс.
2. Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства.
Билет № 21
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Конкурс знатоков искусства».8 класс.
2. Анализ инновационного опыта деятельности одного из педагогов-новаторов по изобразительному искусству.
Игорь Павлович Волков
«Учим творчеству»
Роль воспитания
· Развитие самостоятельности и творчества, способностей и склонностей шк. Во внеучебное время
· Задача школы – выявить и развить потенц. Способн. Ребенка в доступной и интересной деятельности. Учить и развивать ребенка всесторонне, чтобы дать проявиться его способностям
· Научить всех учащихся первонач. Навыкам сам. И творческой деят.
1. Четко определить и формировать конечную цель и результат и конечный результат обучения
2. Не забивать голову ничем лишним
3. Выявить и максимально организовать межпредметные связи
4. Обеспечить условия для интенсивного развития самостоят. Творчества ребенка путем создания конкретных продуктов
5. Вести обучение в соответствии с индив. склонностями и способн. Уч-ся
Гуманизм
· При научении уч-ся первоначальным навыкам, выраб гибкие умения, позволяющ быстро осваивать новые виды труда и тренируется сообразительность и быстрота реакции при решении задач связанных с практич деят
· Блочно-парал. (все разделы в единый блок, освоение 20-25 видов труда и узловых вопросов на которых они основываются)
· Развивают 4 качества, лежат в основе успешного овладенив многими профессиями: координация движения рук; быстрота реакции в решении задач в пределах изученного материала; память, глазомер.
· Вводиться только то, что нужно знать для работы этим инструментом
· Как только ребенок овладевает соот. навыками на дост уровне – блок исключается(узор из соломы) – блоков меньше, на них больше времени
· Тщательный анализ выполненной работы: вид деят (практ, теоретич), проявление познавать активн.(акт, пассивен), уровень самоорганизации уч-ся , устойчивость, стремление к самост и твор. Работе. (уст, неуст) характе выполненных работ (твор, полутвор, нетвор.) сложность работ (объем труда, качество, 4-3-5-)
Новые понятия
Творчество мл.школьников- создание ими оригинального продукта, изделия (решен задачи, сочинение) в процессе работы над которой самостоятельно применены усвоенные знания, ум, н, в том числе их перенос, комбинирование известных способов деят, создание нового для ученика подхода к решению.
Задачи: Обучающая творч деят – деят способст развитию целого комплекса качеств творческой личности: умств активн, быстрой обучаемости, смекалки и изобрет, стремления добывать знания, самостоят в выборе решения задач, трудолюбие, способ видеть общее, главное в различ сход явлен.
Блочно-парал –ая систама
Творческие дневники – это реб заинтересовало, то он выполняет в большем объеме
Роль воспитания
· Дидактика –универсальное искусство всех учить всему
· Учить с верным успехом, быстро, без обременения и скуки, основательно (подвигая уч к истинной науке, добрым нравом и глубокому благочестию
· Образование должны получать все юноши за иск умалишенных
· Обучать тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым
· Образование должно быть закончено до наст зрелости
· Обр-е д. проходить вес ьма легко и мягко, само собой
· Об – ие д быть основат. Иметь свое мнение, понимать чужое, или заучивать и воспроизводить, но проникнув в суть и понятие, где употребить. Основательное усвоение нравственности и благочестия
· Обучать не значит вбивать в голову, а раскрывать способности, понимать вещи
· Обучение целостная система совокупности знаний
Взаимодействие педагога и ученика -ученик и учитель меняется местами
Гуманизмдовести до ребенка до вершины науки без трудности, скуки, окриков, побоев, а как бы играя шутя
Пытка: ребенка заставляют заниматься по 6-7ч + дома если есть заучивание (учить в той мере, в которой они усвоят, помогать способностям, не подавлять их
Закон: 1. Все выводиться из незыблемых начал вещей2. Учить опираясь на доказательства, основанное на внешних чувствах и разуме.3. Синтетический путь преподавания.
Все через самостоятельное наблюдение, передать различия между вещами. Останавливаться там где не понятно
Метод искусств ус. И пис. Речи
Искусство требует :1. Образца объема идеи 2.материи (в чем выражать новую форму) 3. Инструментов, а также 1, правильного употребления данных, разумного направления 3 частого употребления.
Тому, что нужно выполнить учиться на деле, всегда д. существовать форма норма, упражнение с элементами, 1 упражнение на знаниях, вначале подражать формы для выполнения - совершенны, исправлять не точное. Упражнения доводить до того чтобы они стали автоматом
Что ценного
Процесс развития детского рисования:1.ступень схемы,(головоноги,схемы), рисунок по памяти, рисует то , что ему кажется значимым, рисование - рентгеновский снимок, передает что знает о предмете, перечисление графического рассказа. 2. Ступень возникающего чувства формы и мысли, не только перечислить признаки предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. 3. По Керменштейнеру – ступень правдоподобного изображения (схем нет изображение реально)4. Перспектива , движение.
В первом он творит реальное действо весь в процессе игры. Восприятие ребенка двигатель – осязательная форма, способ ориентировки в мире. Далее роль зрения увеличивается. Аппарат подчиняется зрительному. В переходный возраст идет борьба двух противоположных установок, которая заканчивается победой зрительной установки. Восприятие мира. Мир испытывается умственно в Изо в 13 лет к натуралистической форме. Первая ступень 6 лет. В 11 лет угасает, в 13 ее нет.
Идея творческого характера деятельности. Игровая деятельность определяет уровень и особенности воображения. Детская личность
связана с потребностью и способностью созидать из этого следует, личность развивается в детском возрасте, творчество не удел избранных.
Источник опыта
Врачебные наблюдения, практика, переживания, победы, триумфы, опыт и эмоции
ГуманизмУважайте детство. Ребенок –бессмертная цепь поколений «Пусть ищет лишь бы не плутал, пусть взбирается, лишь бы не сорвался, пусть искореняет лишь бы не разбил в кровь руки, пусть борется только осторожно (опека черезмерна)
· Свобода в системе ограничений (злись один раз в день, шали но не часто)
· «Каким ты можешь быть человеком еще вопрос (А не я из тебя сделаю человека)
· Учитель не машина
· Цель наказания не сбить спесь с ребенка. Наказание индивидуально.
· Деликатность
· Воспитатель всегда может ошибиться – нет фактов.
· Товарищеский суд
· Лучше вовремя убрать, чем сердиться что сломали
· Любой ребенок - в любом случае простить. Все понимать – все прощать.
· Наказание – не бей беззащитного