Учащихся как объект управления
Учебно-познавательная деятельность – это деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем. Она направлена не только на освоение знаний и умений, но и на самого субъекта (студента) в плане совершенствования, развития его личностных качеств благодаря целенаправленному присвоению им общественного опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.).
Психологи (И.А. Зимняя, И.И.Ильясов, И.Лингарт, Д.Б. Эльконин), анализируя учебно-познавательную деятельность, отмечают пять ее характерных особенностей:
1) она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются знания и общие способы действий;
3) она включает разнообразные действия учащегося, в том числе перцептивные (наблюдение: звуковое и зрительное восприятие учебного материала), мнемические (запоминание учебного материала) умственные (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.), практические (решение задач, эксперимент, графические и расчетные работы, работа с компьютером и др.);
4) она ведет к изменениям психических свойств (характера, способностей, памяти, мышления, чувств, воли) и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих действий;
5) она ведет к изменениям в самом субъекте в плане развития личности.
Д.Б.Эльконин подчеркивал общественный характер учебной деятельности [207]:
· по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
· по ее смыслу, ибо она общественно значима и оцениваема;
· по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и осуществляется в общественных учреждениях (школах, колледжах, вузах и т.д.).
Как любая другая, учебно-познавательная деятельность характеризуется предметностью, целенаправленностью и продуктивностью (результативностью). Она имеет определенную структуру и содержание.
Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала, подлежащее усвоению. Сюда относятся понятия, теории, законы, принципы, задачи, алгоритмы, процессы, способы действий и т.д., включенные в учебные программы по изучаемым дисциплинам.
Цель учебной деятельности заключается в усвоении этих знаний, в овладении обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся. Следует отметить, что цель учебной деятельности связана с целью обучения (более подробно см. в главе 7).
Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, интересами, склонностями, ценностными ориентациями обучающегося. Учитывая исключительную важность этого компонента учебной деятельности, этому вопросу посвящен отдельный – четвертый параграф.
Как было отмечено выше, одним из важных структурных компонентов деятельности является действие. Учебно-познавательная деятельность студента включает в себе множество действий, обусловленных целями и содержанием обучения, формой организации образовательного процесса, логикой изучения и усвоения учебного материала и методами обучения. Например, сюда относятся прослушивание устного изложения учебного материала преподавателем или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта, восприятие информации по наглядным пособиям, решение задач, расчетно-графические работы, работа с компьютером, выполнение лабораторной работы и т.д.
К средствам учебной деятельности относятся базовые знания и умения обучающегося, устная и письменная речь, учебная литература, конспекты, наглядные и методические пособия, компьютеры и электронные издания учебного назначения, лабораторное оборудование, учебное телевидение и т.д.
Способы учебной деятельности – это приемы и методы, с помощью которых осуществляется использование средств с целью овладения знаниями и умениями. Они зависят от методов обучения, применяемых преподавателем на том или ином занятии. К способам учебной деятельности относятся, например, различные способы изучения литературы и конспектирования учебного материала, математические операции при решении задач, способы выполнения лабораторной работы и составления отчета, методы индивидуального или группового решения проблем, методы исследования изучаемых явлений, процессов и т.д. (более подробно об этом в п.4 главы 7).
Продукт учебной деятельности – новые знания и умения, усвоенные учащимися в результате учебы. Продуктом также является внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, смысловом, умственном и нравственном планах.
В структуре учебно-познавательной деятельности студента главным компонентом является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоит в изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми он взаимодействует.
На основе выполняемой функции различают три вида действий: ориентирующие (или планирующие), исполнительные и контрольные действия. Ориентирующие действия (ориентировочная основа действий) – это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой студенты выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность. Исполнительские действия включают реализацию ориентировочной основы деятельности. Функция контроля или самоконтроля (контрольных действий) состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций при решении учебных задач.
Таким образом, структура учебно-познавательной деятельности включает следующие структурные компоненты: предмет, цель, мотивы, средства, учебные действия и способы их выполнения, продукт (результат). Учебно-познавательную деятельность можно рассматривать как деятельность по решению учебных задач.
По уровню мышления различают два вида учебно-познавательной деятельности: репродуктивную и продуктивную (творческую). Репродуктивная деятельность включает в себя действия по образцу; например, сюда относятся: повторение пройденного материала и его объяснение, решение типовых задач по известному алгоритму, подготовка и чтение доклада на основе самостоятельной работы с литературой и т.д. Примерами творческой познавательной деятельности студентов являются решение нестандартных задач, проведение лабораторного эксперимента, учебно-исследовательская работа, конструирование технических изделий и т.п.