Педагогическое мастерство преподавателя

В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.В.Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М.Митиной и др. проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения. Результаты этих исследований позволяют представить общую структуру личностных свойств преподавателя.

Известный отечественный психолог, академик Е.А.Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – знак», «Человек – образ», «Человек – человек» [75].

Педагогическая профессия относится к типу «Человек – человек». Согласно Е.А.Климову, этот тип профессии определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить и воспитывать людей, умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению; способность мысленно представлять его внутренний мир; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность к сопереживанию; наблюдательность.

Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-человек», составлен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Сюда относятся: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, выраженные физические недостатки, как это не печально, нерасторопность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку и т.п.

При рассмотрении педагогической деятельности с позиции предмета труда обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений и прежде всего «Человек-знак». Знаковые, в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта; в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет усвоения (иностранный язык, математика, компьютерные программы и т.д.).

Проблема формирования педагогического мастерства разрабатывается в трудах известных педагогов и психологов О.А.Абдуллиной, Ю.П.Азарова, Н.В.Кузьминой, А.В.Петровского, В.А.Сластенина, А.Н.Щербакова и др. Рассматриваемое понятие в педагогике определяется следующим образом: «Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.» [157, с. 19]. Педагогическое мастерство преподавателя – это синтез его научных знаний, умений, навыков, методического искусства и комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

Важнейшими компонентами педагогического мастерства преподавателя являются: гуманистическая направленность его деятельности профессиональная компетентность, педагогические способности и педагогическая техника. Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие в процессе научно-педагогической деятельности и самообразования преподавателя, систематическое совершенствование в системе повышения квалификации.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности пронизывает все ее элементы: цели, мотивы, средства и действия, в которых во главу угла ставится личность студента, его интересы, ценностные ориентации, творческие способности, нравственная сфера, уровень культуры, физическое и психическое здоровье. Личностно-ориентированная педагогическая деятельность преподавателя направлена на решение задач обучения, воспитания и развития студентов.

Исследования показывают, что педагогическое мастерство представляет собой единство использования психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса и передового педагогического опыта.

Как известно, современная теория обучения базируется на педагогических принципах гуманности, научности, связи теории с практикой, системности, сознательности обучающихся, доступности и др. Анализ этих принципов позволяет говорить о единстве обучения и воспитания, общения и обособления, преемственности знаний и других закономерностях как атрибутах педагогического мастерства.

В ряду достижений, питающих теорию и практику педагогического мастерства, рождавшихся в процессе исследований и практической деятельности педагогов-мастеров следует отметить принципы обучения на высоком уровне трудности (Л.В.Занков, В.В.Давыдов), активности учащихся (М.А.Данилов, М.И.Шамова и др.), проблемности обучения (М.И.Махмутов, Н.Я.Лернер, А.М.Матюшкин им др.), теорию личностно ориентированного обучения (Н.И.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.). Применение на практике этих психолого-дидактических принципов и теорий помогает повышению эффективности (результативности) обучения – одного из главных критериев педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство – это, прежде всего, мастерство общения, а педагогическое общение носит двусторонний характер и состоит в реализации себя как индивидульности каждым субъектом общения. Педагогическое мастерство – высокий уровень педагогической деятельности, проявляющийся в мастерстве общения и ориентированный на гарантированный педагогический результат. В качестве гарантированного результата при этом принимаются факторы образованности (компетентности) студента и осуществимости (включающей становление и реализацию) свойств индивидуальности участников образовательного процесса.

Одним из элементов педагогического мастерства преподавателя является педагогическая техника – совокупность умений и навыков, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Например, это – выразительность речи, умение владеть голосом, жестами, мимикой, умение применять наглядные пособия, ТСО и т.д.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов [121]. Первая группа компонентов связана с умением преподавателя управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика и пантомимика); управление эмоциями, настроением; проявление перцептивных способностей (внимание, наблюдательность), техника речи (постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса обучения: дидактические, организаторские, коммуникативные и др. умения, управление педагогическим общением, организация коллективной творческой работы и т.д.

Внешний вид преподавателя должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Эстетическая выразительность преподавателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялость.

Следует также осмыслить полезные советы В.А.Сухомлинского [166] о воспитании душевного равновесия: не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке.

Красивая, выразительная осанка преподавателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят о его уверенности в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо. Взгляд преподавателя должен быть обращен к студентам, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать.

Учащиеся особенно чутки к речевым данным преподавателя. Неправильное произношение каких либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывают недоверие к преподавателю. Для преподавателя четкость произношения слов – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учащимися его речи. Дикция – это ясность и четкость произношения слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, голосовые связки.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств преподавателя, содержание его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи на русском языке составляет около 120 слов в минуту. Для достижения выразительности речи следует пользоваться логическими паузами. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Речь преподавателя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличии от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи преподавателю могут помочь специальные упражнения {121].

Одним из важнейших элементов профессионального мастерства преподавателя является педагогический артистизм. По мнению О.С.Булатовой [34], артистизм – это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми учащимся на занятиях, при чем жить искренне. Артистизм преподавателя можно определить как искусство самовыражения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Такое качество свидетельствует о богатстве внутреннего мира преподавателя, обладающего индивидуальным видением событий, особым отношением к происходящему и умением его эмоционально выразить. Артистизм зависит от эрудиции преподавателя, его искусства самовыражения, способности к импровизации, умения регулировать свое психическое состояние, конструировать педагогический процесс. Это качество дает преподавателю возможность поддерживать эмоциональное восприятие учащимися учебного материала, устойчивость их внимания и интереса, стимулировать их стремление к познанию.

Практическому решению многих проблем, связанных с педагогическим артистизмом, может помочь система К.С.Станиславского, включающая в себя теорию, метод и тренинг по развитию творческой индивидуальности, сценического мастерства. Эта система дает возможность овладеть законами творческого мастерства актера, освоить принципы театрального действия, понять, что такое мышечная свобода подтекст, действие и т.д.

Процесс формирования педагогического артистизма довольно сложен. Здесь окажут действенную помощь специальные тренингы: можно определить уровень своих природных задатков и способностей; повысить гибкость, пластичность своей нервной системы; научиться снимать психологическое напряжение; повысить культуру речи; развить актерские способности и т.д. Молодым преподавателям полезно посещать занятия по таким дисциплинам, как ораторское искусство, лекторское мастерство, культура речи, психология общения и т.п.

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для преподавателя важно знать принципы театрального действия, его законы. В этом ему поможет система К.С. Станиславского, в которой впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, непроизвольным процессом творчества, проявления таланта личности в деятельности.

Если наблюдать за работой талантливого преподавателя, то нас покоряет всегда его естественность, привлекательность, грация, умение с первого взгляда на аудиторию определять манеру общения с ней и многое другое. В его творчестве неоценимы природные человеческие качества, основы которых являются темперамент, воля, сензитивность (чувствительность), интуиция, своеобразие речи и т.п. Это исходный материал, из которого под началом живого ума создаются педагогические способности.

Преподаватель должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он передает обучающимся свой опыт, свои идеи. Эти средства (вербальные и невербальные) всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении преподавателя есть еще глаза, мимика, жесты, движения, ритмика.

Очень интересным и полезным для преподавателей является учение К.С.Станиславского [165] о внутреннем сценическом самочувствии актера. Оно поможет создать верное творческое самочувствие на занятии, разобраться в его компонентах. Так, артист, в отличие от всякого другого художника, творящего тогда, когда им владеет вдохновение, сам должен владеть им и уметь вызывать его тогда, когда это нужно. И этот момент особенно важен, так как преподаватель тоже не может ждать вдохновения.

Говоря о сходстве педагогической деятельности преподавателя и сценической деятельности актера, нельзя не отметить их существенные различия. Прежде всего, имеется различие в целях их деятельности. Как было отмечено выше, цель обучающей деятельности преподавателя заключается в формировании системы знаний, умений и навыков, в развитии личностных качеств учащихся. Цель сценической деятельности актера – раскрытие образа «героя», его взаимоотношений с людьми. Если актер играет роль «кого-то», то преподаватель «играет» самого себя, выступает от своего имени; его задача – мотивация и организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Есть разница и в объекте воздействия. В учебной аудитории сидят не зрители (как у актера), а учащиеся, призванные не только слушать и наблюдать за искусством преподавателя, но и взаимодействовать с ним, выполнять учебные действия по его рекомендациям. Актер не имеет возможности изучать индивидуально-психологические особенности своих зрителей. Состав зрительской аудитории (публики) у актеров каждый день меняется, а состав студенческой группы за время обучения в образовательном учреждении относительно стабильный. Преподаватель (в отличие от актера) имеет дело не с временной группой, а со стабильным коллективом, в котором сложились групповые нормы, цели, ценности, мнения, межличностные отношения и т.д.

Что касается средств деятельности преподавателя и актера, то сходство имеется в части вербальных (речь) и невербальных средств (мимика, интонация голоса, жесты и др.) Кроме этих средств, в распоряжении преподавателя и учащихся имеется богатый арсенал учебников, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте общую характеристику деятельности преподавателя (сущность, структура, особенности).

2. Каковы функции научно-педагогической деятельности?

3. Раскройте мотивы педагогической деятельности.

4. Какие знания и умения включает профессиональная компетентность преподавателя?

5. Каковы сущность, структура и содержание педагогического мастерства преподавателя?

Глава 7. Образовательный процесс как объект управления

7.1. Структура образовательного процесса

7.2. Определение целей образования

7.3. Планирование содержания образования

7.4. Технологический компонент образовательного процесса

7.5. Оценочно-результативный компонент образования

7.1. Структура образовательного процесса

В педагогике понятие «образование» определяется следующим образом: Образование – это процесс и результат овладения учащимися системы научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творче­ских сил и способностей. В этом определении термин «образование» используется двояко: для обозначения процесса и результата становления личности. Такой подход к определению данного понятия является общепринятым и ши­роко используется в педагогической литературе.

Чтобы избежать двойственности в определении этого понятия, В.С. Леднев предложил закрепить термин «образование» за процессом становления личности. Рассматриваемое понятие определяется им так: «Образование – общественно-организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколением последующим социального опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности» [92, с.52]. В этом процессе он выделяет три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью, воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. По его мнению, образование как процесс становления личности включает в себя три компонента: обучение, воспитание и развитие.

Кроме процессуального аспекта, категория «образование» имеет еще три аспекта: ценность, система и результат. Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как государственная ценность; образование как общественная ценность; образование как личностная ценность. Государственная ценность образования заключается в том, что интеллектуальный, научно-технический, экономический и духовно-культурный потенциал государства непосредственно зависит от состояния и возможностей образовательной сферы. Общество также заинтересовано в том, чтобы оно состояло из образованных и воспитанных людей, призванных развивать общественные отношения, производительные силы и другие стороны общественной жизни.

Личностная ценность образования связана с материальными и духовными потребностями и интересами человека, удовлетворение которых зависит от его уровня образования и квалификации. Здесь уместно ссылаться на идею известного ученого-педагога, академика Б.С.Гершунского [46] о том, что политика развития образования в России должна быть личностно-ориентированной, позволяющей наиболее полно удовлетворять естественное и неотъемлемое право каждого человека – право на получение образования с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей личности.

Образование как система включает в себе совокупность образовательных учреждений (государственных и негосударственных) различного уровня и профиля. Сюда относятся подсистемы общего и полного среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования (главы 3 и 4).

Образование как результат учебно-познавательной деятельности учащихся на соответствующем уровне характеризуется совокупностью их интеллектуальных, личностных, поведенческих и других качеств. В результате окончания учебного заведения выпускник получает документ (аттестат или диплом), соответствующий уровню его образования.

Обучение – это активная целенаправленная познавательная деятельность учащихся под руководством преподавателя, в результате которой учащийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него развиваются познавательные и творческие способности, а также нравственные качества личности.

Понятие «воспитание» трактуется по-разному. Прежде всего, оно рассматривается, как функция человеческого общества передавать новым поколениям накопленные ценности: знания, мораль, практический опыт и т.д. Исходя из этого, рассматриваемое понятие определяется так: воспитание – процесс целенаправленного влияния на сознание и поведение человека, целью которого выступает накопление им необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. В этом смысле воспитание выступает объектом исследований не только педагогов, но и философов, социологов, историков и т.д.

Второе смысловое значение понятия «воспитание» связано с социализацией личности, т.е. процессом формирования и развития социально-важных качеств растущего человека (мировоззренческих, нравственных, коммуникативных, профессиональных). В этом смысле воспитание включает формирующее воздействие на человека семьи, школы, средств массовой информации, окружающей среды, искусства, литературы и т.д.

В педагогической литературе существует и третье толкование понятия «воспитание», связанное с профессиональной деятельностью педагогов: оно определяется как целенаправленная организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках учебного заведения (педагогической системы).

Развитие человека в обучении и воспитании означает освоение им внутреннего индивидуально-психического и внешнего общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. Например, сюда относится развитие у ребенка памяти, мышления, способностей, внимания, эмоциональной сферы, интересов, эстетических качеств. Развитие рассматривается также как процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики и личности в целом.

Кроме основных категорий, в педагогике существует множество вторичных понятий (цели и содержание образования, методы, средства и формы обучения и воспитания, преподавание, учение и т.д.), которые раскрываются в соответствующих главах учебного пособия. Структура образовательного процесса включает: цели, содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания студентов (Рис. 6).

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Содержание

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru образования

 
  Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Методы

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru обучения

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Цели Деятельность Деятельность Результат

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru образования преподавателя студента образования

       
    Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru
  Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru
 

Средства

Обучения

 
  Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru Организационные

формы обучения

Педагогическое мастерство преподавателя - student2.ru

Рис. 6. Модель структуры образовательного процесса.

Отличительной особенностью образовательного процесса являются разнообразность компонентов, иерархичность структуры и наличие сложных связей между ними при их функционировании. Например, содержание высшего профессионального образования по определенному направлению подготовки (специальности) включает знания и способы деятельности из различных наук и прикладных дисциплин. Каждая наука изучается как отдельная или несколько учебных дисциплин, включающих систему понятий, законов, принципов, теорий и т.д. Каждый учебный элемент характеризуется полнотой, глубиной, системностью и другими свойствами. Кроме того, содержание образования характеризуется также меж- и внутри дисциплинарными связями, занимает центральное место в системе подготовки специалистов. На содержание образования влияют развитие науки, техники и производства, усложнение деятельности специалистов, новые требования к их подготовке и другие факторы.

Образовательный процесс в вузе – это процесс формирования личности специалиста, начиная с осознанного выбора абитуриентом соответствующей профессии, целенаправленной подготовки его к поступлению в вуз и до защиты студентом дипломного проекта. Процесс формирования и развития будущего специалиста – это, прежде всего его активная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение гуманитарными, обще профессиональным и специальными знаниями, умениями и навыками. Организация учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется профессорско-преподавательским составом вуза. Таким образом, в деятельностном плане образовательный процесс – это совместная деятельность преподавателей и студентов, направленная на их обучение, воспитание и развитие.

Качество образовательного процесса зависит от многих факторов, в том числе от базовых знаний, мотивов учения и личностных свойств студентов, научной квалификации и педагогического мастерства преподавателей, содержания и методов обучения, условий учебы, отдыха и быта студентов, материально-технической базы вуза и т.д.

Следует заметить, что существующая система образования направлена в основном на формирование у обучающихся знаний и умений, причем учебная информация на лекциях или в учебниках подается в готовом виде для усвоения. При этом задача развития творческих способностей у студентов лишь декларируется или решается очень слабо.

Как же решать задачу развития творческого потенциала студента в образовательном процессе?

Творческий потенциал личности понимается нами как совокупность социальных, интеллектуальных и психофизических свойств, необходимых для создания новых продуктов культуры (информации, проектов, товаров, техники, произведения искусства и т.д.). Структурными составляющими творческого потенциала личности является способности (познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.), знания и умения, интересы и потребности в творческой (преобразующей) деятельности, деловые качества и общая культура. Творческий потенциал личности имеет также отношение к нравственности: он должен быть использован для созидания, а не для разрушения продуктов культуры. Согласно одному из основных принципов психологии – принципу единства сознания и деятельности можно предположить, что творческий потенциал личности формируется, развивается и проявляется в различных видах деятельности. Следовательно, педагогическая задача профессорско-преподавательского состава вуза заключается в проектировании и организации таких видов деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию их творческого потенциала.

Какие же виды деятельности для обучающихся следует предусмотреть в образовательном процессе?

На наш взгляд, сюда относятся, прежде всего, такие инвариантные, общие для всех специалистов виды деятельности, как учебно-познавательная, речевая, коммуникативная, проектная, организаторская и исследовательская. Кроме того, для формирования и развития профессионально важных качеств, специальных знаний и умений необходимо организовать квазипрофессиональную деятельность [36]. В настоящее время в процессе обучения реализуются в основном первые два вида деятельности. Задача состоит в том, что проектируя образовательный процесс в целом и по каждой дисциплине в отдельности, предусмотреть реализацию всех видов деятельности в их органическом единстве.

7.2. Определение целей образования

Для построения научно обоснованной системы образования на любом уровне необходимо, прежде всего, определить цели обучения, воспитания и развития учащихся. Цели образования наряду с содержанием, методами и формами деятельности педагогов и обучающихся, результатами обучения и воспитания относятся к основным компонентам педагогического процесса. Цели образования - это предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, к достижению которого стремятся как преподаватели, так и обучающиеся.

Исследование и определение целей образования направлено на поиск ответов на вопросы: для чего учить и готовить обучающегося, какие задачи он должен уметь решать, какими знаниями и умениями он должен владеть и на каком уровне, какими должны быть его личностные качества. От правильного определения целей общего и профессионального образования зависит эффективность реализации остальных компонентов учебно-воспитательного процесса. Цели образования определяют направление деятельности преподавателей и учащихся, являются критерием отбора содержания и выбора методов обучения и воспитания, оценки результатов образовательного процесса. Знание учащимися этих целей способствует развитию их интересов, познавательной активности, целеустремленности, упорства и работоспособности.

Определение и описание целей образования являются одной из основных задач проектирования научно обоснованной педагогической системы. Обобщенные цели образования как социальный заказ общества сформулированы в законе Российской Федерации и0б образовании» и в образовательных стандартах. В законе «Об образовании» утверждается, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, обеспечения права каждого человека на образование, приоритета жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и т.д..

В теоретических работах и учебниках по педагогике в качес­тве главной цели общего образования выдвигается подготовка мо­лодежи к труду и самостоятельной жизни в обществе, умственное и физическое развитие личности. Для достижения этой цели опре­делен ряд задач обучения и воспитания учащихся, в том числе: вооружение их знаниями основ наук и умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике, формирование у молодого поколения научного мировоззрения, нравственное воспи­тание, развитие культуры учащихся, укрепление их здоровья, эсте­тическое и физическое воспитание, подготовка их активной трудо­вой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии.

Рассмотрим цели высшего профессионального образования. Их уточнение требует поиска ответов на следующие вопросы: Какими же качествами должен обладать выпускник вуза по той или иной специальности? Что он должен знать и уметь делать, какие требования предъявляются к его профессиональной компетенции, мировоззренческой, управленческой, коммуникативной, нравственно-культурной и физической подготовке?

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что определение целей высшего профессионального образования означает выявление и описание (моделирование) качеств личности будущего специалиста, подлежащих формированию и развитию в процессе его обучения и развития. При проектировании профессионального образования необходимо опираться на личностно-деятельностный подход, предполагающий, что формирование и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной деятельности. Ориентация на личность и деятельность будущего специалиста относится ко всем структурным элементам процесса образования.

Личностно-деятельностная направленность профессионального образования имеет важные методологические и практические значение и позволяет более четко определить цели педагогического процесса. Как отмечает А.М. Новиков российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и у студентов прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется – от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Знание же из основной цели образования превращаются в средство развития личности обучающихся [115].

В результате педагогического исследования рассматриваемой проблемы, результаты которого изложены в докторской диссертации, нами выдвинута идея о том, что цели высшего или среднего профессионального образования нужно представить в виде иерархии целей обучения, воспитания и развития сту­дентов, имеющей три уровня [199].

Первый (высший) уровень целевой иерархии отражает цель раз­ностороннего развития и воспитания личности будущего специалиста. Они сформулированы в Государственном образовательном стандарте соответствующего уровня профессионального образования и теоретических работах по воспитанию личности. Одной из основных задач современного образования становится не только обучение законам природы и общества, но и помощь в деятельном овладении гуманистической методологией творческого преобразования мира и гармонизации отношения в системе «человек-природа-общество». Главная цель профессионального образования – формирование и развитие творческого потенциала личности. Образование также должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Сегодня думающий специалист обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия; он должен обладать культурой многокритериальной постановки решения задач.

Разносто­роннее развитие личности предполагает формирование разнообраз­ных потребностей, интересов, способностей, эстетических, нравственных и других качеств. Развитие этих качеств означает прояв­ление их многообразия, иерархичности, повышение степени содер­жательности. Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармо­ническим. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и с собой.

Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:

· воспитание у студентов разносторонних ценностных ориентаций на основе потребностей и интересов личности, в том числе в области, выбранной профессии;

· умственное и физическое развитие обучающихся;

· формирование у них научного мировоззрения;

· нравственное и правовое воспитание, воспитание уважения к законам, требование к соблюдении норм общественного поведения;

· эстетическое воспитание;

· трудовое и профессиональное воспитание;

· воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своего народа, государства, к родному языку.

Второй уровень иерархии целей профессионального образования – уровень специальности. Он включает цели подготовки специалис

Наши рекомендации