Педагогическое мастерство преподавателя
В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.В.Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М.Митиной и др. проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения. Результаты этих исследований позволяют представить общую структуру личностных свойств преподавателя.
Известный отечественный психолог, академик Е.А.Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – знак», «Человек – образ», «Человек – человек» [75].
Педагогическая профессия относится к типу «Человек – человек». Согласно Е.А.Климову, этот тип профессии определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить и воспитывать людей, умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению; способность мысленно представлять его внутренний мир; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность к сопереживанию; наблюдательность.
Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-человек», составлен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Сюда относятся: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, выраженные физические недостатки, как это не печально, нерасторопность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку и т.п.
При рассмотрении педагогической деятельности с позиции предмета труда обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений и прежде всего «Человек-знак». Знаковые, в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта; в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет усвоения (иностранный язык, математика, компьютерные программы и т.д.).
Проблема формирования педагогического мастерства разрабатывается в трудах известных педагогов и психологов О.А.Абдуллиной, Ю.П.Азарова, Н.В.Кузьминой, А.В.Петровского, В.А.Сластенина, А.Н.Щербакова и др. Рассматриваемое понятие в педагогике определяется следующим образом: «Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.» [157, с. 19]. Педагогическое мастерство преподавателя – это синтез его научных знаний, умений, навыков, методического искусства и комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
Важнейшими компонентами педагогического мастерства преподавателя являются: гуманистическая направленность его деятельности профессиональная компетентность, педагогические способности и педагогическая техника. Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие в процессе научно-педагогической деятельности и самообразования преподавателя, систематическое совершенствование в системе повышения квалификации.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности пронизывает все ее элементы: цели, мотивы, средства и действия, в которых во главу угла ставится личность студента, его интересы, ценностные ориентации, творческие способности, нравственная сфера, уровень культуры, физическое и психическое здоровье. Личностно-ориентированная педагогическая деятельность преподавателя направлена на решение задач обучения, воспитания и развития студентов.
Исследования показывают, что педагогическое мастерство представляет собой единство использования психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса и передового педагогического опыта.
Как известно, современная теория обучения базируется на педагогических принципах гуманности, научности, связи теории с практикой, системности, сознательности обучающихся, доступности и др. Анализ этих принципов позволяет говорить о единстве обучения и воспитания, общения и обособления, преемственности знаний и других закономерностях как атрибутах педагогического мастерства.
В ряду достижений, питающих теорию и практику педагогического мастерства, рождавшихся в процессе исследований и практической деятельности педагогов-мастеров следует отметить принципы обучения на высоком уровне трудности (Л.В.Занков, В.В.Давыдов), активности учащихся (М.А.Данилов, М.И.Шамова и др.), проблемности обучения (М.И.Махмутов, Н.Я.Лернер, А.М.Матюшкин им др.), теорию личностно ориентированного обучения (Н.И.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.). Применение на практике этих психолого-дидактических принципов и теорий помогает повышению эффективности (результативности) обучения – одного из главных критериев педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство – это, прежде всего, мастерство общения, а педагогическое общение носит двусторонний характер и состоит в реализации себя как индивидульности каждым субъектом общения. Педагогическое мастерство – высокий уровень педагогической деятельности, проявляющийся в мастерстве общения и ориентированный на гарантированный педагогический результат. В качестве гарантированного результата при этом принимаются факторы образованности (компетентности) студента и осуществимости (включающей становление и реализацию) свойств индивидуальности участников образовательного процесса.
Одним из элементов педагогического мастерства преподавателя является педагогическая техника – совокупность умений и навыков, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Например, это – выразительность речи, умение владеть голосом, жестами, мимикой, умение применять наглядные пособия, ТСО и т.д.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов [121]. Первая группа компонентов связана с умением преподавателя управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика и пантомимика); управление эмоциями, настроением; проявление перцептивных способностей (внимание, наблюдательность), техника речи (постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса обучения: дидактические, организаторские, коммуникативные и др. умения, управление педагогическим общением, организация коллективной творческой работы и т.д.
Внешний вид преподавателя должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Эстетическая выразительность преподавателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялость.
Следует также осмыслить полезные советы В.А.Сухомлинского [166] о воспитании душевного равновесия: не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков; обращаться к юмору; быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитое чувство долга, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке.
Красивая, выразительная осанка преподавателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят о его уверенности в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо. Взгляд преподавателя должен быть обращен к студентам, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать.
Учащиеся особенно чутки к речевым данным преподавателя. Неправильное произношение каких либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывают недоверие к преподавателю. Для преподавателя четкость произношения слов – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учащимися его речи. Дикция – это ясность и четкость произношения слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, голосовые связки.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств преподавателя, содержание его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи на русском языке составляет около 120 слов в минуту. Для достижения выразительности речи следует пользоваться логическими паузами. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Речь преподавателя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличии от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи преподавателю могут помочь специальные упражнения {121].
Одним из важнейших элементов профессионального мастерства преподавателя является педагогический артистизм. По мнению О.С.Булатовой [34], артистизм – это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми учащимся на занятиях, при чем жить искренне. Артистизм преподавателя можно определить как искусство самовыражения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Такое качество свидетельствует о богатстве внутреннего мира преподавателя, обладающего индивидуальным видением событий, особым отношением к происходящему и умением его эмоционально выразить. Артистизм зависит от эрудиции преподавателя, его искусства самовыражения, способности к импровизации, умения регулировать свое психическое состояние, конструировать педагогический процесс. Это качество дает преподавателю возможность поддерживать эмоциональное восприятие учащимися учебного материала, устойчивость их внимания и интереса, стимулировать их стремление к познанию.
Практическому решению многих проблем, связанных с педагогическим артистизмом, может помочь система К.С.Станиславского, включающая в себя теорию, метод и тренинг по развитию творческой индивидуальности, сценического мастерства. Эта система дает возможность овладеть законами творческого мастерства актера, освоить принципы театрального действия, понять, что такое мышечная свобода подтекст, действие и т.д.
Процесс формирования педагогического артистизма довольно сложен. Здесь окажут действенную помощь специальные тренингы: можно определить уровень своих природных задатков и способностей; повысить гибкость, пластичность своей нервной системы; научиться снимать психологическое напряжение; повысить культуру речи; развить актерские способности и т.д. Молодым преподавателям полезно посещать занятия по таким дисциплинам, как ораторское искусство, лекторское мастерство, культура речи, психология общения и т.п.
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для преподавателя важно знать принципы театрального действия, его законы. В этом ему поможет система К.С. Станиславского, в которой впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, непроизвольным процессом творчества, проявления таланта личности в деятельности.
Если наблюдать за работой талантливого преподавателя, то нас покоряет всегда его естественность, привлекательность, грация, умение с первого взгляда на аудиторию определять манеру общения с ней и многое другое. В его творчестве неоценимы природные человеческие качества, основы которых являются темперамент, воля, сензитивность (чувствительность), интуиция, своеобразие речи и т.п. Это исходный материал, из которого под началом живого ума создаются педагогические способности.
Преподаватель должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он передает обучающимся свой опыт, свои идеи. Эти средства (вербальные и невербальные) всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении преподавателя есть еще глаза, мимика, жесты, движения, ритмика.
Очень интересным и полезным для преподавателей является учение К.С.Станиславского [165] о внутреннем сценическом самочувствии актера. Оно поможет создать верное творческое самочувствие на занятии, разобраться в его компонентах. Так, артист, в отличие от всякого другого художника, творящего тогда, когда им владеет вдохновение, сам должен владеть им и уметь вызывать его тогда, когда это нужно. И этот момент особенно важен, так как преподаватель тоже не может ждать вдохновения.
Говоря о сходстве педагогической деятельности преподавателя и сценической деятельности актера, нельзя не отметить их существенные различия. Прежде всего, имеется различие в целях их деятельности. Как было отмечено выше, цель обучающей деятельности преподавателя заключается в формировании системы знаний, умений и навыков, в развитии личностных качеств учащихся. Цель сценической деятельности актера – раскрытие образа «героя», его взаимоотношений с людьми. Если актер играет роль «кого-то», то преподаватель «играет» самого себя, выступает от своего имени; его задача – мотивация и организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Есть разница и в объекте воздействия. В учебной аудитории сидят не зрители (как у актера), а учащиеся, призванные не только слушать и наблюдать за искусством преподавателя, но и взаимодействовать с ним, выполнять учебные действия по его рекомендациям. Актер не имеет возможности изучать индивидуально-психологические особенности своих зрителей. Состав зрительской аудитории (публики) у актеров каждый день меняется, а состав студенческой группы за время обучения в образовательном учреждении относительно стабильный. Преподаватель (в отличие от актера) имеет дело не с временной группой, а со стабильным коллективом, в котором сложились групповые нормы, цели, ценности, мнения, межличностные отношения и т.д.
Что касается средств деятельности преподавателя и актера, то сходство имеется в части вербальных (речь) и невербальных средств (мимика, интонация голоса, жесты и др.) Кроме этих средств, в распоряжении преподавателя и учащихся имеется богатый арсенал учебников, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте общую характеристику деятельности преподавателя (сущность, структура, особенности).
2. Каковы функции научно-педагогической деятельности?
3. Раскройте мотивы педагогической деятельности.
4. Какие знания и умения включает профессиональная компетентность преподавателя?
5. Каковы сущность, структура и содержание педагогического мастерства преподавателя?
Глава 7. Образовательный процесс как объект управления
7.1. Структура образовательного процесса
7.2. Определение целей образования
7.3. Планирование содержания образования
7.4. Технологический компонент образовательного процесса
7.5. Оценочно-результативный компонент образования
7.1. Структура образовательного процесса
В педагогике понятие «образование» определяется следующим образом: Образование – это процесс и результат овладения учащимися системы научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. В этом определении термин «образование» используется двояко: для обозначения процесса и результата становления личности. Такой подход к определению данного понятия является общепринятым и широко используется в педагогической литературе.
Чтобы избежать двойственности в определении этого понятия, В.С. Леднев предложил закрепить термин «образование» за процессом становления личности. Рассматриваемое понятие определяется им так: «Образование – общественно-организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколением последующим социального опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности» [92, с.52]. В этом процессе он выделяет три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью, воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. По его мнению, образование как процесс становления личности включает в себя три компонента: обучение, воспитание и развитие.
Кроме процессуального аспекта, категория «образование» имеет еще три аспекта: ценность, система и результат. Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как государственная ценность; образование как общественная ценность; образование как личностная ценность. Государственная ценность образования заключается в том, что интеллектуальный, научно-технический, экономический и духовно-культурный потенциал государства непосредственно зависит от состояния и возможностей образовательной сферы. Общество также заинтересовано в том, чтобы оно состояло из образованных и воспитанных людей, призванных развивать общественные отношения, производительные силы и другие стороны общественной жизни.
Личностная ценность образования связана с материальными и духовными потребностями и интересами человека, удовлетворение которых зависит от его уровня образования и квалификации. Здесь уместно ссылаться на идею известного ученого-педагога, академика Б.С.Гершунского [46] о том, что политика развития образования в России должна быть личностно-ориентированной, позволяющей наиболее полно удовлетворять естественное и неотъемлемое право каждого человека – право на получение образования с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей личности.
Образование как система включает в себе совокупность образовательных учреждений (государственных и негосударственных) различного уровня и профиля. Сюда относятся подсистемы общего и полного среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования (главы 3 и 4).
Образование как результат учебно-познавательной деятельности учащихся на соответствующем уровне характеризуется совокупностью их интеллектуальных, личностных, поведенческих и других качеств. В результате окончания учебного заведения выпускник получает документ (аттестат или диплом), соответствующий уровню его образования.
Обучение – это активная целенаправленная познавательная деятельность учащихся под руководством преподавателя, в результате которой учащийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него развиваются познавательные и творческие способности, а также нравственные качества личности.
Понятие «воспитание» трактуется по-разному. Прежде всего, оно рассматривается, как функция человеческого общества передавать новым поколениям накопленные ценности: знания, мораль, практический опыт и т.д. Исходя из этого, рассматриваемое понятие определяется так: воспитание – процесс целенаправленного влияния на сознание и поведение человека, целью которого выступает накопление им необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. В этом смысле воспитание выступает объектом исследований не только педагогов, но и философов, социологов, историков и т.д.
Второе смысловое значение понятия «воспитание» связано с социализацией личности, т.е. процессом формирования и развития социально-важных качеств растущего человека (мировоззренческих, нравственных, коммуникативных, профессиональных). В этом смысле воспитание включает формирующее воздействие на человека семьи, школы, средств массовой информации, окружающей среды, искусства, литературы и т.д.
В педагогической литературе существует и третье толкование понятия «воспитание», связанное с профессиональной деятельностью педагогов: оно определяется как целенаправленная организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках учебного заведения (педагогической системы).
Развитие человека в обучении и воспитании означает освоение им внутреннего индивидуально-психического и внешнего общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. Например, сюда относится развитие у ребенка памяти, мышления, способностей, внимания, эмоциональной сферы, интересов, эстетических качеств. Развитие рассматривается также как процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики и личности в целом.
Кроме основных категорий, в педагогике существует множество вторичных понятий (цели и содержание образования, методы, средства и формы обучения и воспитания, преподавание, учение и т.д.), которые раскрываются в соответствующих главах учебного пособия. Структура образовательного процесса включает: цели, содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания студентов (Рис. 6).
Содержание
образования
Методы
обучения
Цели Деятельность Деятельность Результат
образования преподавателя студента образования
Средства
Обучения
Организационные
формы обучения
Рис. 6. Модель структуры образовательного процесса.
Отличительной особенностью образовательного процесса являются разнообразность компонентов, иерархичность структуры и наличие сложных связей между ними при их функционировании. Например, содержание высшего профессионального образования по определенному направлению подготовки (специальности) включает знания и способы деятельности из различных наук и прикладных дисциплин. Каждая наука изучается как отдельная или несколько учебных дисциплин, включающих систему понятий, законов, принципов, теорий и т.д. Каждый учебный элемент характеризуется полнотой, глубиной, системностью и другими свойствами. Кроме того, содержание образования характеризуется также меж- и внутри дисциплинарными связями, занимает центральное место в системе подготовки специалистов. На содержание образования влияют развитие науки, техники и производства, усложнение деятельности специалистов, новые требования к их подготовке и другие факторы.
Образовательный процесс в вузе – это процесс формирования личности специалиста, начиная с осознанного выбора абитуриентом соответствующей профессии, целенаправленной подготовки его к поступлению в вуз и до защиты студентом дипломного проекта. Процесс формирования и развития будущего специалиста – это, прежде всего его активная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение гуманитарными, обще профессиональным и специальными знаниями, умениями и навыками. Организация учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется профессорско-преподавательским составом вуза. Таким образом, в деятельностном плане образовательный процесс – это совместная деятельность преподавателей и студентов, направленная на их обучение, воспитание и развитие.
Качество образовательного процесса зависит от многих факторов, в том числе от базовых знаний, мотивов учения и личностных свойств студентов, научной квалификации и педагогического мастерства преподавателей, содержания и методов обучения, условий учебы, отдыха и быта студентов, материально-технической базы вуза и т.д.
Следует заметить, что существующая система образования направлена в основном на формирование у обучающихся знаний и умений, причем учебная информация на лекциях или в учебниках подается в готовом виде для усвоения. При этом задача развития творческих способностей у студентов лишь декларируется или решается очень слабо.
Как же решать задачу развития творческого потенциала студента в образовательном процессе?
Творческий потенциал личности понимается нами как совокупность социальных, интеллектуальных и психофизических свойств, необходимых для создания новых продуктов культуры (информации, проектов, товаров, техники, произведения искусства и т.д.). Структурными составляющими творческого потенциала личности является способности (познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.), знания и умения, интересы и потребности в творческой (преобразующей) деятельности, деловые качества и общая культура. Творческий потенциал личности имеет также отношение к нравственности: он должен быть использован для созидания, а не для разрушения продуктов культуры. Согласно одному из основных принципов психологии – принципу единства сознания и деятельности можно предположить, что творческий потенциал личности формируется, развивается и проявляется в различных видах деятельности. Следовательно, педагогическая задача профессорско-преподавательского состава вуза заключается в проектировании и организации таких видов деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию их творческого потенциала.
Какие же виды деятельности для обучающихся следует предусмотреть в образовательном процессе?
На наш взгляд, сюда относятся, прежде всего, такие инвариантные, общие для всех специалистов виды деятельности, как учебно-познавательная, речевая, коммуникативная, проектная, организаторская и исследовательская. Кроме того, для формирования и развития профессионально важных качеств, специальных знаний и умений необходимо организовать квазипрофессиональную деятельность [36]. В настоящее время в процессе обучения реализуются в основном первые два вида деятельности. Задача состоит в том, что проектируя образовательный процесс в целом и по каждой дисциплине в отдельности, предусмотреть реализацию всех видов деятельности в их органическом единстве.
7.2. Определение целей образования
Для построения научно обоснованной системы образования на любом уровне необходимо, прежде всего, определить цели обучения, воспитания и развития учащихся. Цели образования наряду с содержанием, методами и формами деятельности педагогов и обучающихся, результатами обучения и воспитания относятся к основным компонентам педагогического процесса. Цели образования - это предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, к достижению которого стремятся как преподаватели, так и обучающиеся.
Исследование и определение целей образования направлено на поиск ответов на вопросы: для чего учить и готовить обучающегося, какие задачи он должен уметь решать, какими знаниями и умениями он должен владеть и на каком уровне, какими должны быть его личностные качества. От правильного определения целей общего и профессионального образования зависит эффективность реализации остальных компонентов учебно-воспитательного процесса. Цели образования определяют направление деятельности преподавателей и учащихся, являются критерием отбора содержания и выбора методов обучения и воспитания, оценки результатов образовательного процесса. Знание учащимися этих целей способствует развитию их интересов, познавательной активности, целеустремленности, упорства и работоспособности.
Определение и описание целей образования являются одной из основных задач проектирования научно обоснованной педагогической системы. Обобщенные цели образования как социальный заказ общества сформулированы в законе Российской Федерации и0б образовании» и в образовательных стандартах. В законе «Об образовании» утверждается, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, обеспечения права каждого человека на образование, приоритета жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и т.д..
В теоретических работах и учебниках по педагогике в качестве главной цели общего образования выдвигается подготовка молодежи к труду и самостоятельной жизни в обществе, умственное и физическое развитие личности. Для достижения этой цели определен ряд задач обучения и воспитания учащихся, в том числе: вооружение их знаниями основ наук и умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике, формирование у молодого поколения научного мировоззрения, нравственное воспитание, развитие культуры учащихся, укрепление их здоровья, эстетическое и физическое воспитание, подготовка их активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии.
Рассмотрим цели высшего профессионального образования. Их уточнение требует поиска ответов на следующие вопросы: Какими же качествами должен обладать выпускник вуза по той или иной специальности? Что он должен знать и уметь делать, какие требования предъявляются к его профессиональной компетенции, мировоззренческой, управленческой, коммуникативной, нравственно-культурной и физической подготовке?
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что определение целей высшего профессионального образования означает выявление и описание (моделирование) качеств личности будущего специалиста, подлежащих формированию и развитию в процессе его обучения и развития. При проектировании профессионального образования необходимо опираться на личностно-деятельностный подход, предполагающий, что формирование и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной деятельности. Ориентация на личность и деятельность будущего специалиста относится ко всем структурным элементам процесса образования.
Личностно-деятельностная направленность профессионального образования имеет важные методологические и практические значение и позволяет более четко определить цели педагогического процесса. Как отмечает А.М. Новиков российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и у студентов прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется – от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Знание же из основной цели образования превращаются в средство развития личности обучающихся [115].
В результате педагогического исследования рассматриваемой проблемы, результаты которого изложены в докторской диссертации, нами выдвинута идея о том, что цели высшего или среднего профессионального образования нужно представить в виде иерархии целей обучения, воспитания и развития студентов, имеющей три уровня [199].
Первый (высший) уровень целевой иерархии отражает цель разностороннего развития и воспитания личности будущего специалиста. Они сформулированы в Государственном образовательном стандарте соответствующего уровня профессионального образования и теоретических работах по воспитанию личности. Одной из основных задач современного образования становится не только обучение законам природы и общества, но и помощь в деятельном овладении гуманистической методологией творческого преобразования мира и гармонизации отношения в системе «человек-природа-общество». Главная цель профессионального образования – формирование и развитие творческого потенциала личности. Образование также должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Сегодня думающий специалист обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия; он должен обладать культурой многокритериальной постановки решения задач.
Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных потребностей, интересов, способностей, эстетических, нравственных и других качеств. Развитие этих качеств означает проявление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и с собой.
Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:
· воспитание у студентов разносторонних ценностных ориентаций на основе потребностей и интересов личности, в том числе в области, выбранной профессии;
· умственное и физическое развитие обучающихся;
· формирование у них научного мировоззрения;
· нравственное и правовое воспитание, воспитание уважения к законам, требование к соблюдении норм общественного поведения;
· эстетическое воспитание;
· трудовое и профессиональное воспитание;
· воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своего народа, государства, к родному языку.
Второй уровень иерархии целей профессионального образования – уровень специальности. Он включает цели подготовки специалис