Глава 13. Сотрудничество и общение преподавателей и
учащихся……………………………………………………………………366
13.1. Общая характеристика учебного сотрудничества…………….. …366
13.2. Сущность и основные характеристики общения………………..…371
13.3. Функции и стиль педагогического общения……………………….373
13.4. Приемы и формы педагогического общения………………………378
13.5. Барьеры общения и способы их устранения…………………...…..388
Глава 14. Управленческая этика……………………………………………………395
14.1. Этика как наука о нравственности……………………………..…395
14.2. Основные понятия этики и задачи воспитания учащихся…...….397
14.3 Этика руководителя образовательной организации……………..403
14.4. Деловой этикет……………………………………………………..406
Глава15. Менеджмент качества образования……………………… 410
15.1. Понятие о качестве образования…………………………………410
15.2. . Система управления качеством образования…………………...415
15.3. Мониторинг качества образования………………………………422
15.4. Диагностика качеств личности студента ………………………...429
15.5. Диагностика качеств личности и деятельности специалиста…...436
Глава 16. Управление персоналом в образовательной организации……………….440
16.1. Система управления персоналом организации…………………..440
16.2. Подбор и расстановка кадров……………………………………..442
16.3. Профессиональная и социально-психологическая адаптация
новых сотрудников………………………………………………………446
16.4. Повышение квалификации педагогических работников………...449
16.5. Оценка и аттестация педагогических работников……...………...453
Литература……………………………………………………………….461
Введение
Начиная с 80-х годов прошлого века и по сегодняшний день, на мировом рынке образовательных услуг наблюдаются следующие тенденции:
· глобализация образования как сферы общественных отношений и рынка услуг;
· повышение требований и запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг к качеству образования;
· проникновение новейших технологий передачи данных в образовательную сферу;
· появление новых форм освоения знаний, конкурирующих с традиционными способами оказания образовательных услуг;
· появление концепции непрерывного образования и рост количества учащихся разного возраста.
Социально - экономические условия России еще более усиливают и обостряют эти явления за счет:
· ужесточения конкуренции на региональном и национальном рынке образовательных услуг;
· необходимости повышения производительности педагогического труда и учебной деятельности студентов;
· потери университетами бывшей стабильности, особенно в области содержания и технологии образования, из-за общей экономической нестабильности государства, и региональной нестабильности в частности.
Следует отметить, что кризис российского образования носит объективных характер и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что российская образовательная система становится частью мирового образовательного сообщества, в котором идут процессы перехода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях. Одной из основных общемировых тенденций, задающих направление развития систем высшего и среднего профессионального образования, в настоящее время стало сокращение государственного финансирования профессиональных учебных заведений. Это вызвано объективными экономическими и демографическими и процессами, которые начались в конце ХХ века, как в странах Запада, так и в России. Все развитые страны мира находятся в состоянии систематического реформирования системы образования.
Что касается системы образования России на современном этапе, то одним из основных результатов ее реформирования является сохранение единства образовательного пространства по всей стране и развитие разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса. Основная цель образования — подготовка разносторонне развитой личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, трудовой деятельности и продолжению профессионального образования. Образование должно быть ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, осознание российской идентичности, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. В государственном плане новое качество образования — это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение стратегических для страны задач, таких как:
· повышение уровня благосостояния граждан;
· обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества;
· обеспечение безопасности граждан и государства;
· сохранение социально-культурной целостности и этно - национальной идентичности российского общества;
· обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
· участие в развитии национальной инновационной системы; обеспечение конкурентоспособности российской экономики [29].
Российская система образования вступает в новую фазу развития, а мерилом качественного уровня деятельности учебных заведений становится увеличение их вклада в развитие общества. Центральной задачей на этом пути становится проектирование образовательных систем, прогнозирование их развития, управление ими и оценка их качественного уровня. Решение указанной задачи занимает одно из центральных мест в образовательных реформах, выступая одновременно в качестве цели их проведения и важнейшего критерия успеха принимаемых мер.
Социальная направленность системы образования необходимость защиты общенациональных образовательных интересов – основная парадигма системы и принципов образования России в ХХ1 веке, к числу которых можно отнести:
· утверждение образования в качестве главного цивилизованного фактора развития личности и общества;
· системную многофункциональность, единство культурно-просветительского, нравственного и профессионально-практического образования;
· целостность и фундаментальность содержания образования;
· гласность, прозрачность работы образовательных учреждений, управленческих структур, всей системы образования, их подконтрольность академическому, педагогическому сообществам и обществу в целом;
· системность, новое качество управления образованием, подготовкой кадров как приоритетным средством развития и стабилизации системы.
Наряду с государственными вузами и колледжами развивается сеть негосударственных учебных заведений. Происходят интеграционные процессы (интеграция учебных заведений различного уровня, интеграция специальностей и т.д.). Традиционно в России должности руководителей профессиональных образовательных учреждений занимали инженеры или гуманитарии, и недостаток у них современных знаний менеджмента, маркетинга и экономики определял тенденции формирования соответствующего спроса на рынке профессионального образования.
Последние 15 лет образование в России, оставаясь в условиях государственного регулирования, стало постепенно приспосабливаться к рыночной среде. Однако менеджмент образования оказался наименее исследованной областью, что, безусловно, повлияло на процесс становления негосударственных и развитие государственных образовательных учреждений.
Несмотря на определенные достижения в системе высшего и среднего профессионального образования наблюдаются существенные недостатки. Из-за недостаточного финансирования слаба материально-техническая база многих вузов и колледжей, низка заработная плата преподавателей и обслуживающего персонала. На фоне социальной несправедливости наблюдается девальвация ценности профессионального образования. Отсутствуют одинаковые возможности для разных слоев населения в обучении в вузах и колледжах.
В условиях перехода экономики нашей страны на рыночные отношения первостепенное значение приобретает проблема повышения эффективности управления организациями, в том числе и образовательными учреждениями всех уровней. Успешность решения этой проблемы в решающей степени зависит от управленческой компетентности руководителей, от их умения сотрудничать с людьми.
Переход к рыночной экономике, развитие предпринимательства, создание новых форм организации труда потребовали изменения подходов к системе управления организациями и предприятиями. Современные системы управления базируются на менеджменте.
Понятие «менеджмент» изначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол «to manage» (управлять), который исходит от латинского слова «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».
В научной литературе, посвященной вопросам управления экономикой, понятие «менеджмент» рассматривается как наука, практика и искусство управления. Менеджмент как наука управления организацией и людьми представляет собой систему знаний о принципах, методах и формах управления, стиле управления, о требованиях к личности руководителя, мотивации работников и т.д. Менеджмент как практика управления означает процесс управления, осуществляемый менеджерами для достижения целей организации. В таком контексте менеджмент представляет собой определенный вид деятельности по руководству людьми, занятыми в той или иной сфере общественной жизни, народного хозяйства. Искусство управления как сплав науки и практики управления означает эффективное руководство людьми, умение менеджера добиваться поставленных целей, используя знания, опыт и способности других людей, организуя и направляя их деятельность.
Рыночная экономика требует от современных руководителей, т.е. менеджеров иных подходов, новой культуры и управления и руководства. Главная задача руководителя организации, в том числе и образовательного учреждения заключается в создании условий для высокоэффективной деятельности и социального развития каждого сотрудника в отдельности и руководимого коллектива (организации) в целом. Для успешного решения этой задачи руководитель (менеджер) должен хорошо знать, с одной стороны, содержание, технологию самой трудовой или иной деятельности и все, что связано с ней (цели, средства, процесс и т.д.), а с другой – субъектов в этой деятельности, их уровня подготовленности, способности, мотивы, черты характера и другие свойства личности.
В учебном пособии сделана попытка обобщить отечественный и зарубежный опыт в области теории и практики руководства людьми в образовательных учреждениях. В нем раскрываются предмет и задачи педагогического менеджмента, сущность и структура управленческой деятельности, функции и принципы педагогического менеджмента, требования к руководителю образовательного учреждения, его взаимоотношения с сотрудниками, методы и стиль руководства. Дан анализ состояния системы образования в России, рассматриваются ее проблемы, концепции развития образования.
Раскрыта структура образовательного учреждения как объекта управления, рассмотрены вопросы организации системы управления. Приведена общая характеристика педагогической деятельности, раскрыты ее основные функции, определено содержание профессиональной компетентности преподавателя. Образовательный процесс представлен как объект управления; раскрыты его структура, вопросы определения целей и содержания образования, технологии и организации образовательного процесса. Рассматриваются проблемы управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, мотивации труда преподавателей, сотрудников и студентов.
Определены предмет и задачи педагогической инноватики, структура инновационного процесса в обучении; Раскрыты современные концепции обучения, в том числе исследовательский подход к обучению; исследуются сущность и этапы педагогического проектирования. Представлены современные технологии обучения как педагогические нововведения.
Рассмотрены вопросы учебно-педагогического сотрудничества и деловой коммуникации в образовательном учреждении; дана социально-психологическая характеристика трудового коллектива. Особое внимание уделяется вопросам менеджмента качества образования, управленческой этики, подготовки и принятия управленческих решений, работы с кадрами.
Книга предназначена для широкого круга читателей-пользователей информации: для студентов педагогических вузов как будущих учителей и руководителей школ; для преподавателей вузов и колледжей. Она может быть полезной и менеджерам различных предприятий и организаций, государственным служащим и другим специалистам, которые по характеру работы взаимодействуют с людьми.