В ГОУ СОШ № 467 была разработана личностно-ориентированная модель реабилитационного процесса «Особого ребенка»
Нормативно-правовая база интегрированного (инклюзивного)
Обучения и воспитания
n Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. В Законе Российской Федерации "Об образовании", «Концепции модернизации Российского образования», «Национальной доктрине образования в РФ», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Протоколе заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п.5, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся.
n Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (с дополнениями и изменениями)
Ст.5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов
n Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года(РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р)
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: … обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах.
n Закон города Москвы о развитии образования в городе Москве
от 20 июня 2001 года N 25 (с дополнениями и изменениями)
Гарантирует:
3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами
n Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» от 10 марта 2004 года N 14
Статья 1. Государственные гарантии города Москвы на обязательное среднее (полное) общее образование
2. Органы государственной власти города Москвы гарантируют получение гражданами обязательного среднего (полного) общего образования, создают условия для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование и обеспечивают:
1) равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование
n Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года(постановление Правительства Москвы № 115-ПП от 17 февраля 2009г)
«Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа»
n «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»
(ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6)
Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции.
Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
n «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03)
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
n «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» (ПИСЬМО от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
n Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии.
При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212.
n «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 03.04.2003 N 27/2722-6
Настоящее письмо определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач: - формирование представлений о себе; - формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения; - формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде; - формирование коммуникативных умений; - обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности; - обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников.
n «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»(ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2009 г. N 95)
Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
n «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения)(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
В целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует…
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов
n Постановление Правительства Москвы «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» (Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 827-ПП)
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, (далее - образовательное учреждение) по организации образовательного процесса в различных формах.
1.3. Возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной, заочной, экстерната, семейного образования и других предоставляются на всех ступенях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану.
n "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666)
Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.
Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
Детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании). В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
n Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования. (Приказ Департамента образования города Москвы от 10.08.2006 №497) Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
1.2. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
n Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи.Приказ ДО 15.12.2006 №817
1.5. Целью деятельности Службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
1.3. Служба создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возрастов с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.
n Примерное положение об организации деятельности Центров игровой поддержки ребенка» (Приказ ДО 10.08.2006 №498)
1.1.Настоящее Примерное положение регламентирует деятельность центров игровой поддержки ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее - ЦИПР), создаваемых во исполнение п. 1.4. постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года № 104-ПП
"О развитии системы дошкольного образования в городе Москве".
ЦИПР осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности
n Об утверждении Примерного положения о консультативном пункте для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи.Приказ Департамента образования города Москвы от 12.04.2006г N 202
Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи
n О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами(ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06)
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
n О ходе подготовки государственных образовательных учреждений системы департамента образования города Москвы новому 2009/2010 учебному году(Постановление ПравительстваМосквыот 23 июня 2009 г. N 576-ПП)
В 2009-2010 учебном году
4.5.3. Организовать обучение и воспитание по модели инклюзивного (интегрированного) обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе 103 образовательных учреждений.
n Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»(Утверждена Президент Российской Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.
n Закон города Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
Цель закона - реализовать конституционное право лиц с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование всех уровней.
Закон распространяется на детей-инвалидов, иных лиц, не признанных таковыми, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в специальных условиях обучения (воспитания).
Речь идет также об инвалидах и других лицах в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным программам начального, среднего и высшего профобразования.
Предусмотрены мероприятия по интеграции и социальной адаптации детей, закреплен перечень мер господдержки.
Обучение и воспитание проводятся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на дому, в лечебно-профилактических и стационарных организациях социального обслуживания.
Предусмотрено инклюзивное образование. Это совместное обучение (воспитание), включая организацию учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования с лицами, не имеющими ограничений по здоровью.
Определены особенности приема лиц в государственные образовательные учреждения, их перевода, итоговой аттестации.
Предусмотрен порядок финансирования учреждений и создания материально-технической базы для них.
Тем, кто участвует в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказывается господдержка.
До создания необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных учреждениях они обеспечиваются в одном или нескольких учреждениях на территории административного округа Москвы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
_____20.08.2010_______№________800____
Окружного проекта «Стрижи»
В 2010-2011 учебном году
1.Ввести в состав участников окружного проекта «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни) новые образовательные учреждения с 01.09.2010 года. (Приложение 1).
2.Утвердить состав участников проекта «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни) в 2010-2011 учебном году в районных образовательных вертикалях (Приложение 1а).
2. Всем руководителям образовательных учреждений, реализующим проект «Стрижи» в 2010-2011 учебном году:
2.1.Назначить ответственных в образовательном учреждении по взаимодействию с окружным ресурсным центром ЦППРК «Тверской», оформив это назначение приказом по образовательному учреждению и в срок до 20.09.2010 года представить персонинифицированную информацию о данном сотруднике (Ф.И.О., должность, контактный телефон, е-mail) главному специалисту ЦОУО ДО Н.Б. Дух.
2.2. В срок до 15.09.2010 представить списки педагогов, которым необходимо пройти курсовую подготовку по проблемам инклюзивного образования в ОМЦ заместителю директора (Сабельникова С.И.) для уточнения и пополнения имеющейся базы данных.
2.3. Принять к сведению, что в ресурсном центре ЦППРК «Тверской» один раз в месяц (по отдельному плану) для каждой категории педагогических работников (воспитатели, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги) проводятся профессиональные студии по вопросам психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении.
2.4. Взять под личный контроль участие специалистов в заседаниях профессиональных студий в ресурсном центре ЦППРК «Тверской».
2.5. Ввести в практику работы проведение «Уроков доброты» на всех ступенях образования по пониманию инвалидности и формированию адекватного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
2.6. При планировании педагогических советов, а также общих родительских собраний уделять особое внимание вопросам формирования толерантных установок у педагогов, учащихся и их родителей.
2.7 Использовать потенциал окружных ресурсных центров: СОШ № 518, ЦО № 1429, ЦО № 1447, СКОШ № 532 по различным аспектам инклюзивного образования.
2.7. Руководителям образовательных учреждений (Приложение 2) в срок до 01.09.2010 получить Путевки-направления для учащихся в инклюзивные классы в ЦОУО ДО (Н.Б. Дух).
3. Руководителям образовательных учреждений СОШ № 518 (Боруцкая О.Б.), ЦО № 1429 (Олтаржевская Л.Е.), ЦО № 1447 (Волкова Е.В.), СКОШ № 532(Кремнева С.Н.):
3.1. Спланировать проведение дней открытых дверей в течение 2010-2011 учебного года с целью оказания консультативной помощи специалистам образовательных учреждений, включенных в проект «Стрижи».
3.2. Проинформировать участников проекта, используя схему получения и передачи информации.
4. В целях оперативной передачи, а также получения информации всеми участниками проекта «Стрижи» сохранить систему получения и передачи информации по установленной форме (Приложение 3).
5. Утвердить на 2010-2011 учебный год персональный состав окружного совета по развитию инклюзивного образования (Приложение 4).
6. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя начальника управления М.В. Смирницкую
ЦОУО ДО
Отв. Н.Б. Дух
ЦППРК «Тверской»
Отв. Дмитриева Т.П.
ЦППРК ЦППРК ЦППРК ЦППРК
«Гармония» «На Таганке» «Практик» «Пресненский»
ОУ районов ОУ района ОУ районов ОУ районов
Мещанский Якиманка Тверской
Басманный Красносельский
Инструкция деятельности по схеме:
1. При получении информации по e-mail от ЦОУО ДО, ответственный в ресурсном ЦППРК «Тверской» Дмитриева Т.П. передает полученную информацию ответственным в ЦППРК «Гармония», ЦППРК «На Таганке», ЦППРК Практик», ЦППРК «Пресненский».
2. Ответственным в ЦППРК, при получении информации от ресурсного ЦППРК «Тверской», отправить ее по e-mail в образовательные учреждения районов, указанных в схеме.
3.Ответственным в образовательных учреждениях при получении информации от «куратора ЦППРК» (см. схему) незамедлительно передать её руководителю образовательного учреждения с уведомлением о получении информации отправителя. Считать полученную или отправленную информацию только после получения уведомления.
4. При передаче информации действовать от п.3 в обратном порядке.
Приложение 4 к приказу ЦОУО ДО
от_____________№_____________
№ п/п | Ф.И.О. | Должность |
1. | Лопатина Вера Ивановна | Начальник ЦОУО ДО, Председатель совета |
2. | Смирницкая Марина Владимировна | Заместитель начальника ЦОУО ДО, Заместитель председатель совета |
3. | Образцова Анна Дмитриевна | Начальник отдела ЦОУО ДО, Член совета |
4. | Дух Наталья Борисовна | Главный специалист ЦОУО ДО, член совета |
5. | Ежкова Наталья Федоровна | Методист ОМЦ, Секретарь совета |
6. | Дмитриева Татьяна Павловна | Методист ресурсного центра, Секретарь совета |
7. | Семенович Марина Львовна | Директор ресурсного центра, член совета |
8. | Сабельникова Светлана Игоревна | Заместитель директора ОМЦ, член совета |
9. | Боруцкая Ольга Борисовна | Директор СОШ № 518, член совета |
10. | Олтаржевская Любовь Евгеньевна | Директор ЦО № 1429, член совета |
11. | Щитковская Любовь Ивановна | Заведующая ДОУ № 281, член совета |
12. | Прочухаева Мария Михайловна | Заведующая ДОУ № 288, член совета |
13. | Бородин Михаил Вячеславович | Методист ОМЦ, член совета |
14. | Лотвина Ольга Владимировна | Главный бухгалтер, член совета |
15. | Перфильева Мария Юрьевна | РООИ «Перспектива» |
16. | Самуйлова Ольга Ивановна | Директор ЦППРК «Гармония», член совета |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
__________18.03.2010 №______261
Об утверждении окружного
плана мероприятий
«Социальная интеграция детей-инвалидов и
Здоровья на 2010 год»
В целях продолжения эффективной и целенаправленной работы по совершенствованию работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях округа,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить планмероприятий «Социальная интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год» (Приложение 1).
2. Руководителям образовательных учреждений (Приложение 2):
2.1. Принять за основу окружной план основных мероприятий «Социальная интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год» с указанными разделами программы.
2.2. В срок до 01.04.2010 года разработать план работы образовательного учреждения по социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. В срок до 15.05.2010 года и до 01.12.2010 года представить отчет о выполнении плана мероприятий «Социальная интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год» в ЦОУО ДО главному специалисту Н.Б. Дух.
3. Главному специалисту ЦОУО ДО (Н.Б. Дух)подготовить итоговую справку о реализации окружного плана мероприятий в срок до 20.05.2010 и до 05.12.2010 г.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя начальника управления М.В. Смирницкую.
Приложение 1 к приказу ЦОУО ДО
от______18.03.2010№_____261
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
В ГОУ СОШ № 467 была разработана личностно-ориентированная модель реабилитационного процесса «Особого ребенка»
Индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа, для детей с особыми потребностями*. |
Создание инклюзивной образовательной среды* |
Система компетенций специалистов ОУ |
Создание безбарьерного физического пространства |
Технологии преподавания |
Система компетенций детей с ООП (академические; жизненные) |
Содержательная модернизация ОУ |
Технологическая модернизация ОУ |
Структурно-функциональная модернизация ОУ |
*Индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для детей с ООП предполагает создание адаптированных учебных планов, индивидуально-ориентированных общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ, организацию занятий со специалистами коррекционно-педагогического профиля.
* Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ООП, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в ГОУ СОШ № 467 и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. ИОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.
Для детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать школу в силу ограничений здоровья, создана инклюзивная система общего образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Участники этой системы подключены к сети Интернет на основе технологий скоростного доступа, что позволяет вести онлайн-обучение.
Педагогические технологии инклюзивного образования – это очень важная и актуальная тема в современном мире. Включение «особых» детей в общеобразовательную среду – процесс трудный и длинный, но оставить его в стороне нельзя, потому что все люди имеют право на полное и эффективное участие в жизни общества.
Литература:
1)Конвенция о правах ребенка от 2 сентября 1990 года (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.)
2)«На пути к инклюзивной школе» (пособие для учителей) «Перспектива», 2005
3)Н.В.Борисова «Инклюзивное образование: право, принципы, практика», Москва, 2009
4)Н.Я.Семаго «О детях с ОВЗ, включенных в массовую школу», Научный доклад ГРЦ МГППУ 2010
РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ СОШ №467 г. Москвы, Боровик Н. Ю.
Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи очень важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют “школьниками, имеющими отклонения в поведении”, “педагогически запущенными,” “социально запущенными”, “трудновоспитуемыми”, “трудными”. Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация учения. Они “мешают” себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники [7].
Признаки отклонений у детей с нарушением поведения:
1. Неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков.
2. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком и подростом формы отклонения к обучению.
3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма [5].
Взаимодействие специалистов, занимающихся социальной коррекцией негативного поведения детей.
Различные эмоционально-поведенческих реакции (отказ, компенсация, рационализация, перенос, идентификация, уход и т.д.) могут наблюдаться на всех ступенях школьного обучения. Но внимание педагога и школьного психолога, прежде всего, должны привлекать новички, второгодники, учащиеся первых, четвертых, девятых и выпускных классов, нервные, конфликтные, эмоциональные дети, которые переживают смену школы, коллектива, учителя [1].
Факторы, отрицательно влияющие на развитие ребенка:
- несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;
- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе;
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
- преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;
- повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя такие проявления на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными [4].
Дополнительно следует указать, что традиционно отдельную группу детей с "особыми образовательными потребностями" составляют дети со стойким физическим или психическим недостатком (дефектом): выраженные формы умственной отсталости, ослабленное зрение или слепота, тугоухость или глухота, т.е. дети, нуждающиеся в силу тяжести своего дефекта в компенсирующих формах специального образования. По отношению к группе детей со стойким физическим или психическим дефектом принципы адаптивного подхода используются преимущественно в рамках концепции интегративного обучения детей-инвалидов. [3].
Приемы работы с детьми с нарушением поведения.
- разнообразные виды психокоррекции: игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, приёмы когнитивно-поведенческой психотерапии;
- семейное консультирование с целью коррекции и оптимизации детско-родительских взаимоотношений;
- психокоррекционные занятия на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления ребёнка [2].
Психокоррекционные занятия предполагают:
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [2].
Заключение.
Проблема поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественной сфере. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для вы