Семинар 5. Тема «Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

Цели: способствовать формированию у студентов установки на применение технологий педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе; выявить формы и способы педагогической поддержки, приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия.

1 задание.

До занятия на основе изучения литературы студенты составляют таблицу «Правила педагогической поддержки ребенка», на занятии таблицы анализируются и делается вывод о правилах педагогической поддержки ребенка.

2 задание.

Проектирование. Студенты делятся на 4 группы и в форме «Мозгового штурма» обсуждаются следующие вопросы:

1. Для чего нужна педагогическая поддержка?

2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддрежки?

3. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки?

4. Как можно соотнести личностно-ориентированный подход и педагогическую поддержку?

Каждая группа обсуждает один вопрос ( по выбору) и вырабатывает по нему коллективное суждение, которое затем сообщается всем.

3 задание.

Группы готовят творческое представление следующих тактик педагогической поддержки:

защиты;

помощи;

содействия;

взаимодействия.

В выступлении группы должны найти отражение особенности и условия применения каждой тактики, позиции участников учебно-воспитательного процесса, технологические аспекты их действий.

3 задание.

Игра «Аккумулятор проблем»: студенты, играя роли учеников, выделяют несколько проблем, наиболее значимых для детей, их жизнедеятельности и развития.

4 задание.

Каждая группа с помощью метода проектирования и использования памятки « Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы» разработать в течение 15 минут проект решения одной из выбранных проблем.

Группы по очереди представляют свои проекты, задают вопросы друг другу.

ПАМЯТКА

«Этапы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы»



Этапы педагогической поддержки   содержание деятельности приемы и методы организации деятельности
1. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации школы; - тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или клсвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
  1. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержаниии причинах формирования проблемы.
  2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения.
  3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.
1. Педагогическое наблюдение 2. Размышления в парах и малых группах 3. Приемы и методы аутогенной тренировки  
2Контактносозидательный 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению. 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров. 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником 1. Ситуативное тестирование 2. Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия Приемы «Ты – высказывание» и «Я – высказывание»
3.Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование») проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы 1.Способы активного эмпатического слушания: а)приемы невербальной эмоциональной поддержки; б)прием «Парафраз»; в) прием «Редакция» 2.Приемы «проговаривания»
4 Проектный 1.Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло 2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В. Хухлаева) 2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования 3.Прием «Анализ способов решения чужой проблемы» 4.Метод договора (С.М. Юсфин)
5.Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка 1.Методы практической деятельности ребенка 2.Методы педагогической поддержки действий учащегося
6.Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности 2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы 1.Приемы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы

Литература

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. №3. 2000

2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка// Народное образование.№6. 1998.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ! века //Классный руководитель.№3.2000.

4. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. Мн., 2001.

5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.

6. Педагогическая поддержка /Сост. и ред. С.Д. Поляков. Ульяновск, 2000.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.

8. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания /Под ред. Л.И. Семиной. М., 2002

Наши рекомендации