Разработка стратегии и задач перехода к новой школе
Концепция новой школы определяет ее отдаленное будущее, но пока не проработан план действий, неясно когда концепция может быть воплощена в действительности и как осуществлять переход из сегодняшнего состояния в будущее. Продумывая план этого перехода, необходимо учитывать, что школа, изменяясь, должна одновременно и функционировать, т.е. она должна развиваться функционируя. Поэтому перед разработчиками программы встает задача поиска наиболее рационального перехода от существующей к новой (желаемой) школе. Решет эту задачу, следует исходить из того, что реализовать всю концепцию новой школы сразу в полном объеме невозможно и поэтому нужно определять какие-то промежуточные состояния, этапы. Это априорное (т.е. доопытное) утверждение многим руководителям инновационных школгЙе кажется очевидным, и потому мы его должны пояснить.
Представим себе, что школа, подготовив не программу развития, а
только концепцию, уже получила статус гимназии (что, заметим, очень
часто бывает). Начинается конкурсный отбор в гимназические классы
начального звена. Новая вывеска у этого образовательного учреждения
есть - "Гимназия", но на самом деле это только школа с гимназическими
классами, и полное гимназическое образование дети в ней получат только
через 11 лет. Иначе говоря: все эти годы будет создаваться гимназическая
атмосфера в учреждении, будет осваиваться новое гимназическое
образование, будет идти процесс последовательного, поэтапного перехода
от обычной школы к школе-гимназии и от нее - к гимназии. ';;
Обобщенный замысел перехода к новой школе, определяющий этапы
этого перехода, приоритетные направления действий на каждом этапе, их
взаимосвязи и распределение ресурсов между ними, называют стратеги
ей программы. ?
Понятия "стратегия" ни в прошлом отечественном школоведении, (3i даже в современных отечественных пособиях по управлению школой йе было. Однако в зарубежном менеджменте (в том числе и в сфере образования) активно используют понятия "стратегия достижения целей11, "стратегическое управление". Это важное понятие нобходимо осваивать и управленцам-практикам.
Итак, обобщенный замысел новой школы_- это концепция,- а обобщенный зшшceл.пp4щejsa..пeseJюдaJK^нpвgй„ШJCQДe. - стратегия. Процесс
Например, разработчики пришли к убеждению, что в детсадовский
группе будущей школы-комплекса необходимо открыть группу, где &л
малыши воспитывались и развивались по методике итальянского педагога
Марии Монтессори. Знакомые с ее идеями директор и коллеги неизбеж
но зададутся вопросом: "А есть ли материальные условия для осуществ
ления этой идеи?", ибо для нее необходимы очень значимые "мелочи":
индивидуальные коврики, лесенки, дощечки, специальная детская посудит,
трафареты для рисунков и письма, мини-стиральные доски, таэикй1,
кастрюльки, палочки, наборы букв и цифр, емкости для пересыпания
круп, специальные игрушки, оборудованное помещение и т.д. Толь-йй
оценив существующие условия и возможности создания недостающи^
можно пытаться соединить потребное (желаемое) и возможное, т.ё-)
перейти к выработке плана' реальных действий. . :г\
У придирчивого и сопротивляющегося этому алгоритму читателя воз
никнет резонный вопрос: " Можно JAH анализировать необходимые 1Й*
менения в условиях до разработки стратегии программы, т.е. сразу после
завершения работы над концепцией развития школы, а затем, соотнеси
желаемое с возможным, наметить этапы реализации концепции?"'ЛБ
принципе можно и так, но нужно иметь в виду, что группировка напрей*
лений действий по этапам и решение о концентрации усилий на каких-то
из них зависят не только от условий реализации этих направлений, но^й
от их приоритетности, которая, в свою о'чередь, определяется общий
замыслом перехода к новой школе. Реальный процесс мышления всегда
нелинеен, он всегда сопровождается возвратами к предыдущим шагам"8
уточнением их результатов. В наших ж©-рекомендациях мы даем логичё*Я
кую последовательность мыслительных действий, которую считаем HS*
иболее рациональной. ■ ° D
Как и в предыдущих разделах, зафиксируем здесь эту пос
ледовательность в виде алгоритма шагов; !га
Шаг 1. Определение этапов перехода от прежней школы к новой. 'HD
Шаг 2. Группировка выделенных направлений изменений в условий^
(материальных, кадровых, программно-методических и т.д.), содержании,
формах, методах осуществления учебно-воспитательного процесса по
этапам реализации программы. ~"с
Шаг 3. Определение задач первого этапа реализации программы
путем формулирования желаемых результатов по каждому направленно
изменения состояния школы. < ■-
Шаг 4. Оценка наличия необходимых ресурсов (т.е. материальна
финансовых идругих средств) для решения поставленных на задач икорректировка задач.