Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и «военным коммунизмом» хозяйства.

1.2. Социально‑политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими как отношение населения к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале – марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек.

1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги («Власть Советам, а не партиям!», «Советы без большевиков!»). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса – замене продразверстки натуральным налогом – оказался в центре партийных дискуссий.

Основные элементы НЭПа

2.1. Сущность НЭПа (1921–1928). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921 г . Первоначально НЭП рассматривался большевиками как «временное отступление», вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем НЭП оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное – при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии – вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. НЭП означал прежде всего восстановление товарно‑денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. С целью восстановления промышленности и налаживания товарообмена между городом и деревней:

– предусматривалось проведение частичной денационализации средней промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

– вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения – тресты и синдикаты;

– произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

– создавались отдельные крупные некапиталистические предприятия – в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. НЭП в сельском хозяйстве.

• Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20 % от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10 % урожая и меньше и принял денежную форму. Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам.

Однако «отступление» проводилось постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе – сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах «местного оборота»), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому Земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременной, поскольку в результате аграрной реформы 1917–1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Разрешалось ограниченное применение наемного труда и создание кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

• Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период НЭПа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. насчитывалось около 13 тыс. различных видов объединений (из них производственных–10,5 тыс.); в 1925 г. – около 55 тыс. (производственных – 15 тыс.). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы – все главным образом бедняцко‑середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. – 47 %; в 1927 г. – 65 %.

• Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерновых превысил на 20,7 % уровень 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Возобновился экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.4. Финансовая политика в годы НЭПа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

• Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово‑промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации (все государственные), сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за три года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн руб. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

• Денежная реформа (1922–1924) явилась наиболее действенной и самой «рыночной» мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта – червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, вошедшая в учебники под именем наркома финансов Г. Сокольникова, но разработанная и проведенная финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения народнохозяйственных товаров.

2.5. Промышленность.

• В соответствии с ленинской концепцией восстановление народного хозяйства и построение экономического фундамента социализма могло вестись лишь по общему плану. Разработанный в 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) перспективный план (рассчитанный на 10–15 лет) предполагал обновление всей структуры производительных сил страны на основе создания единой энергетической сети. Одновременно план ГОЭЛРО стал первой попыткой охватить государственным руководством всю экономику страны, заложил основы системы централизованного планирования в СССР.

• Но одновременно производилась частичная децентрализация управления промышленностью. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты – более мелкие объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ утратил право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80 % трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

• В промышленности, где 28 % продукции давали частные предприятия (в основном мелкие), получила развитие аренда государственных предприятий. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926–1927 гг. насчитывалось 117 действующих концессий, на основе которых выпускался 1 % промышленной продукции (но имевшей важное значение, так, например, в концессиях производились почти все карандаши и большая часть керосиновых ламп).

• Темпы роста промышленности. В результате в промышленности прирост продукции в первые годы НЭПа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42 %; 1925 г. – 66 %, 1926 г. – 43 %, 1927 г. – 14 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20‑х гг. советская индустрия практически достигла общего объема промышленного производства 1913 г.

2.6. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно‑денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки – Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи.

Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках «частников».

2.7. Социальные аспекты НЭПа.

• Занятость населения и условия труда. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на смену места работы. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 ч при 6‑дневной рабочей неделе.

В 1924–1929 гг. возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн человек, однако расширение рынка труда было еще более значительным. За тот же период численность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн человек.

• Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения.

– В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925–1926 гг. в среднем по промышленности свыше 90 % довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

– Произошли изменения в экономической структуре деревни. В 20‑е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60 %), зажиточных (увеличение которых ограничивалось государством) насчитывалось 4–5 %, бедняков – 22–26 %, батраков – 10–11 %.

Наши рекомендации