Состояние лексики и грамматического строя импрессивной речи
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Понимание конкретных существительных. | |||||
Показать по словесной инструкции логопеда предметы (объём словаря, соответствие возрастной норме) | Показал/ показал с ошибками / не показал | Показал/ показал с ошибками / не показал | Показал/ показал с ошибками / не показал | ||
Показать по словесной инструкции логопеда части предметов | Показал/ показал с ошибками / не показал | Показал/ показал с ошибками / не показал | Показал/ показал с ошибками / не показал | ||
Показать по словесной инструкции логопеда части тела | Нос, глаза, живот, руки, ноги, рот. | Нос, глаза, щеки, шея, плечи, спина, живот, руки, локти, ноги, коленки, пятка, рот, грудь. | Нос, глаза, щеки, подбородок, шея, плечи, живот, руки, ноги, рот, грудь, локоть, колено, пятка, ноготь. | ||
Понимание обобщающих слов | |||||
Выбрать предметы или картинки по темам: игрушки | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | ||
посуда | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | ||
одежда | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | ||
обувь | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | ||
мебель | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | ||
Животные | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | Выбрал / выбрал не в полном объеме/ не выбрал | ||
Понимание форм словоизменения (показать по картинке) | |||||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Кот-коты Машина-машины Окно-окна Лист-листья | Медведь-медведи Кукла-кулы Дерево-деревья Стул-стулья | Пень-пни Ворона-вороны Перо-перья Гнездо-гнёзда | |||
Дифференциация предложно-падежных конструкций(показать по картинкам) | |||||
Кошка в домике. Кошка на крыше. Бабочка над цветком. Мышка под грибком. | Бабочка на цветке Елочка перед домом. Кошка за домом. Бабочка около цветка. | Собака спит под крыльцом. Собака вылезает из-под крыльца. Кошка прячется за домом. Кошка выходит из-за дома. | |||
Диф-я сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам) | |||||
Дом-домик Ложка-ложечка Ведро-ведерочко | Стол-столик Кровать-кроватка Окно-окошечко | Мяч-мячик Ваза-вазочка Одеяло-одеяльце | |||
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам) | |||||
Мальчик выходит из дома. Мальчик переходит улицу. Мальчик подходит к дому. | Птичка вылетает из клетки. Птичка подлетает к клетке. Птичка залетает в клетку. | Машина выезжает из гаража. Машина отъезжает от гаража. Машина объезжает гараж. Машина въезжает в тоннель. | |||
Понимание предложений (показать по картинкам) | |||||
Девочка поздравляет мальчика. Мальчик поздравляет девочку. Что в руках у девочки? Что в руках у мальчика? | Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика. Что щенок хочет отнять у мальчика? | Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился. | |||
Состояние лексики и грамматического строя речи
Экспрессивной речи
4года | 5 лет | 6 лет | |||||
Общая характеристика речи | Есть или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь | Есть или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь | Есть или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь | ||||
Активный словарь | |||||||
Называние конкретных существительных по темам (записать ответ ребенка). | |||||||
Игрушки Шарик, ведерко, книжка, кубик, кукла, лопатка, мячик, дудочка, карандаш, пирамидка, санки, коляска. | |||||||
Посуда Чашка, ложка, тарелка, кастрюля, блюдце, вилка, стакан, кружка, сковородка, миска, поварешка. | |||||||
Одежда Штаны, кофта, куртка, майка, трусы, носки, колготки, шапка, шарф, пижама, комбинезон, шорты, футболка, варежки, перчатки, сарафан, свитер, рубашка. | |||||||
Обувь Ботинки, сапоги, валенки, тапки, сандалии. | |||||||
Мебель Кроватка, стол, стул, шкаф, кресло, диван, табуретка, комод. | |||||||
Овощи Помидор, огурец, картошка, капуста, морковка, лук, горох, репа, свекла, кабачок, тыква. | |||||||
Фрукты Яблоко, груша, банан, ягоды (виноград), арбуз, апельсин, персик, слива, абрикос, ананас. | |||||||
Животные Кошка, собака, лошадка, корова, зайка, лиса, волк, медведь, ежик, свинья, коза, овца, белка. | |||||||
Назвать одним словом (обобщить) | |||||||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||||
Мяч, кукла, машинка_________ Чашка, тарелка, ложка _________ Рубашка, платье, шорты ________ Тапки, туфли, ботинки _________ | Стул, стол, шкаф ________________ Огурец, помидор, морковь___________ Яблоко, банан, апельсин ___________ Автобус, самолет, теплоход _________ | Клубника, смородина,черника _____ ______________________________ Волк, лиса, заяц ________________ Кошка, собака, свинья ___________ Аист, кукушка,ласточка | |||||
Назвать части тела и части предметов (по картинкам) | |||||||
Ноги __________________ Руки __________________ Голова ________________ Глаза _________________ Уши __________________ Спинка стула __________ Сиденье стула _________ Ножки стула ____________ Кузов машины ______________ Колеса машины ______________ | Нос _______________ Рот ________________ Шея _______________ Живот______________ Грудь_______________ Рукав_______________ Воротник____________ Пуговица_____________ Кабина машины_________________ Руль___________________________ | Локоть ______________________ Ладонь______________________ Затылок_____________________ Висок_______________________ Манжета_____________________ Петля для пуговиц __________________________ фары________________________ Мотор________________________ | |||||
Предикативный словарь (ответить на вопросы по картинкам) | |||||||
Что делает мальчик?(Ест) Что делает девочка? (Спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (Лети Что делают рыбки?(Плавают) Что делают машины? (Едут | Как передвигаются птицы?(летают) _______________________________ Как передвигаются рыбы?(плавают) _______________________________ Как передвигается змея?(ползает) _____________________________ Как передвигается лягушка? (прыгает)________________ Как передвигается человек? (ходит)________________________ Кошка мяукает. А собака что делает?_________________________ Как подает голос корова? ________________________________ Как подает голос петух? | Ворона каркает а как подает голос кукушка?__________________ А как подаёт голос волк? ___________________________ А как подает голос лошадь? ___________________________ Как подает голос овца? ___________________________ Врач лечит. А что делает учитель? ______________________________ А что делает продавец? ______________________________ А что делает маляр? ______________________________ Что делает швея? | |||||
Атрибутивный словарь(ответить на вопросы) | |||||||
Назвать предъявляемый цвет | |||||||
Красный _______________ Синий _________________ Зеленый _________________ Желтый _________________ Белый __________________ Черный _________________ | Красный ___________________ Оранжевый _________________ Желтый ____________________ Зеленый ____________________ Голубой ____________________ Синий______________________ Белый ______________________ Черный _____________________ | Красный ___________________ Розовый____________________ Оранжевый _________________ Желтый ____________________ Зеленый ____________________ Голубой ____________________ Синий______________________ Фиолетовый ________________ Белый ______________________ Черный _____________________ Серый______________________ Коричневый_________________ | |||||
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) | |||||||
Мяч какой? __________________ Платок какой?________________ | Солнце какое? ________________ Печенье какое? (Квад) __________ Косынка какая? (Тре) ____________ Огурец какой? (Овальный)_________ | Руль какой?__________________ Окно какое? (Квад)______________ Флажок какой? (Тре)_____________ Слива какая? (Ова)_____________ Одеяло какое?(Пря)_____________ | |||||
Подбор антонимов | |||||||
______ | _____________ | Друг _______________ Добро______________ Горе________________ Горячий_____________ Лёгкий______________ Длинный______________ Давать________________ Поднимать_____________ Продавать______________ | |||||
Состояние словоизменения | |||||||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||||
Употребление сущ. В И.п. ед. и мн.числа (образовать по аналогии) | |||||||
Стол-столы Рот- ________________ Кукла-________________ Рука-_________________ Окно-_________________ | Кот-коты Лев-___________________ Река-__________________ Ухо-___________________ Кольцо-________________ | Глаз-_________________ Лист-_________________ Стул-_________________ Лень-_________________ Воробей-______________ Книга-________________ Дерево-_______________ | |||||
Употребление имен сущ-х в косвенных падежах | |||||||
Что есть у мальчика? (Мяч) ___________________________ Чего нет у мальчика?(мяча) ___________________________ Кому даёт мальчик мяч? (девочке) ____________________________ Что ты видишь на картинке? (Машину) ___________________ Чем рисует девочка?(карандашом) ____________________________ О ком думает кошка? (О мышке) ____________________________ | Что есть у мальчика? (Мяч) ___________________________ Чего нет у мальчика?(мяча) ___________________________ Кому даёт мальчик мяч? (девочке) ____________________________ Что ты видишь на картинке? (Машину) ___________________ Чем рисует девочка?(карандашом) ____________________________ О ком думает кошка? (О мышке) ____________________________ | Что есть у мальчика? (Мяч) ___________________________ Чего нет у мальчика?(мяча) ___________________________ Кому даёт мальчик мяч? (девочке) ____________________________ Что ты видишь на картинке? (Машину) ___________________ Чем рисует девочка?(карандашом) ____________________________ О ком думает кошка? (О мышке) ____________________________ | |||||
Образование сущ-х мн.ч. в Р.п. (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) | |||||||
__________________ | Шаров___________________ Ключей__________________ Берез _____________________ Ложек ____________________ Окон _____________________ | Карандашей_________________ Листьев ____________________ Книг_______________________ Вилок_______________________ Ведер________________________ | |||||
Согласование прилагательных с сущ-ми ед.ч. (назвать по картинкам) | |||||||
Красный мяч__________________ _____________________________ Синий шар____________________ ______________________________ Желтое ведро | Оранжевый апельсин______________ ________________________________ Голубая бабочка _________________ ________________________________ Белое блюдце ____________________ | Фиолетовый колокольчик _______ ______________________________ Серая ворона __________________ ______________________________ Розовое платье _________________ | |||||
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопрос по картинкам) | |||||||
Где стоит ваза? На столе.________ ______________________________ Где лежат фрукты? В корзине. _____________________________ Где летает бабочка? Над цветком. _____________________________ Где спряталась мышка? Под грибком _____________________________ | Где сидит снегирь? На дереве. ______ ________________________________ Где стоит коза? За забором.________ ________________________________ Где сидит кот? Перед домом._______ ________________________________ Где растёт ёлка? Около дома_______ ________________________________ | Где спит собака? Под крыльцом. _____________________________ Откуда вылезает собака? Из-под крыльца. ____________________ Где прячется кошка? __________ ____________________________ Откуда выходит кошка? _______ ____________________________ | |||||
Употребление числительных 2 и 5 с сущ-ми (назвать по картинкам) | |||||||
Два кота Пять котов Две машины Пять машин | Два мяча Пять мячей Две розы Пять роз Два окна Пять окон | Два пня Пять пней Два воробья Пять воробьёв Две книги Пять книг Два ведра Пять ведер | |||||
Состояние словообразования | |||||||
4 года | 5 лет | 6 лет | |||||
Употребление сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) | |||||||
Стол-столик____________________ Чашка-чашечка__________________ Кукла-куколка___________________ | Забор-_______________________ Сапог-_______________________ Кровать-_____________________ Лента-_______________________ Ведро-_______________________ Окно-_______________________ | Лист-_______________________ Трамвай-____________________ Изба-_______________________ Крыльцо-___________________ Кресло-____________________ | |||||
Образование названий детёнышей животных | |||||||
У кошки-котёнок У лисы- _____________________ У утки- _____________________ У слона- ____________________ | У зайца- _____________________ У волка-_____________________ У белки-_____________________ У козы-_____________________ У медведя-__________________ | У коровы-____________________ У лошади-____________________ У собаки-_____________________ У овцы-______________________ | |||||
Образование относительных прилагательных (с 5 к 6 годам) | |||||||
Варенье из малины (какое?)_________________ Варенье из вишни (какое?) _______________________ Стол из дерева (какой?) __________________ Аквариум из стекла (какой?) _______________________ Крыша из соломы(какая?) __________________ Стена из кирпича (какая?) _____________________ Шапка из меха (какая?) ____________________ Сапоги из резины (Какие?) ______________________ Носки из шерсти (какие?)____________________ Крепость из снега (какая?) _______________________ Лопатка из металла (какая?) ___________________ Сок из слив какой (какой?) ______________________ | |||||||
Образование притяжательных прилагательных | |||||||
5 лет | 6 лет | ||||||
Туфли мамы (чьи?)- ____________________ Очки бабушки (чьи?)- __________________ | Усы кошки (чьи?)-________________________ Хвост лисы (чей?) - _______________________ Берлога медведя (чья?) ____________________ Гребень петуха (чей?) ___________________________ | ||||||
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?») | |||||||
6 лет | |||||||
Мальчик выходит из дома _______________________________________________________________________ Мальчик отходит от дома _______________________________________________________________________ Мальчик походит к магазину ____________________________________________________________________ Мальчик переходит улицу ______________________________________________________________________ Мальчик обходит лужу. ________________________________________________________________________ Мальчик входит в дом __________________________________________________________________________ | |||||||
Образование глаголов совершенного вида ( составить предложение по картинке) 6 лет | |||||||
Девочка строит домик _________________________________________________________________________ Девочка построила домик.______________________________________________________________________ Мальчик красит вертолет ______________________________________________________________________ Мальчик покрасил вертолет. ___________________________________________________________________ | |||||||
Состояние связной речи
Года.