Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

4 года

Стол — столы __________________________________________________________________

Кот_________ Дом___________ Кукла_______ Рука_______

Окно_______

5 лет

Рот — рты ___________________________________________________________________

Лев___________

Река________ Ухо___________

Кольцо _____

6 лет

Глаз — глаза__________________________________________________________________

Лист________ Стул________

Дерево______ Пень_______

Воробей ________________________________________________________________ Употребление имен существительных в косвенных падежах:

4 года

Что есть у мальчика? (Мяч)_______________________________________________________

Чего нет у мальчика? (Мяча)____________________________________________________

Кому мальчик дает мяч? (Девочке)_________________________________________________

Что ты видишь на картинке? (Машину)__________________________________________ Чем рисует девочка? (Карандашом) _______________________________________________ О ком думает кошка? (О мышке) __________________________________________________

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

5 лет

Шаров ________

Ключей____ Берез_____ Ложек_______ Окон______

6 лет

Карандашей ___________________________________________________________________

Листьев ___________________________________________________________________ Книг_______

Вилок______ Ведер_____

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (на­звать по картинкам):

4 года

Красный мяч________________________________________________________________

Синяя шапка________________________________________________________________ Желтое ведро _________________________________________________________________

5 лет

Оранжевый апельсин _________________________________________________________

Голубая бабочка ________________________________________________________________ Белое блюдце________________________________________________________________

6 лет

Фиолетовый колокольчик ________________________________________________________

Серая ворона _______________________________________________________________

Розовое платье_______________________________________________________________

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

4 года

Где стоит ваза? (На столе) ________________________________________________________

Где лежат фрукты? (В корзине) __________________________________________________ У кого мячик? (У мальчика) _____________________________________________________

5 лет

Где сидит снегирь? (На дереве) ___________________________________________________

Где стоит машина? (В гараже)____________________________________________________ У кого кукла? (У девочки) _______________________________________________________ Где стоит коза? (За забором) ____________________________________________________ Где едет машина? (По дороге) _________________________________________________

6 лет

Где лежит мяч? (Под столом) ___________________________________________________

Где летает бабочка? (Над цветком) ___________________________________________ Откуда вылетает птичка? (Из клетки)___________________________________________ Откуда прыгает котенок? (С кресла)_______________________________________________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

4 года

Два кота______

Пять котов_____

Две машины__________________________________________________________________

Пять машин____

5 лет

Два мяча __________________________________________________________________

Пять мячей__________________________________________________________________ Две розы ___________________________________________________________________ Пять роз_____ Два окна _____

Пять окон _____

6 лет

Два пня _______

Пять пней___________________________________________________________________

Два воробья_________________________________________________________________ Пять воробьев ________________________________________________________________ Две шали ____ Пять шалей ____ Два ведра______ Пять ведер_________________________________________________________________

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми (по картинкам):

4 года

Стол — столик ________________________________________________________________

Чашка — чашечка ______________________________________________________________ Сумка — сумочка ____________________________________________________________ Ведро — ведерочко _________________________________________________________

5 лет

Забор — заборчик___________________________________________________________

Носок — носочек _____________________________________________________________

Лента — ленточка ____________________________________________________________

Окно — окошечко______________________________________________________________

6 лет

Палец — пальчик ___________________________________________________________

Изба — избушка _________________________________________________________ Крыльцо — крылечко_______________________________________________________ Кресло — креслице____________________________________________________________

Образование названий детенышей животных:

4 года

У кошки — котенок ____________________________________________________________

У лисы_____

У утки _______ У слонихи _____

5 лет

У зайчихи ___________________________________________________________________

У волчицы ____ У белки _______

У козы ____

6 лет

У медведицы ________________________________________________________________

У бобрихи _____ У барсучихи ___________________________________________________________________ У собаки ______ У коровы ___________________________________________________________________ Образование относительных прилагательных:

6 лет

Стол из дерева (какой?) — деревянный __________________________________________

Аквариум из стекла (какой?) ____________________________________________________ Крыша из соломы (какая?) ___________________________________________________ Стена из кирпича (какая?)___________________________________________________ Шапка из меха (какая?)______________________________________________________ Носки из шерсти (какие?) ___________________________________________________ Сапоги из резины (какие?)_______________________________________________________ Крепость из снега (какая?) _______________________________________________________ Лопатка из металла (какая?)_____________________________________________________ Сок из яблок (какой?) ________________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных:

6 лет

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_______________________________________________

Туфли мамы (чьи?)_____________________________________________________________ Усы кошки (чьи?)____________________________________________________________ Хвост лисы (чей?)___________________________________________________________

Берлога медведя (чья?)_____________________________________________________ Гребень петуха (чей?)___________________________________________________________

Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает маль­чик?» по картинкам):

6 лет

Мальчик выходит из дома. _______________________________________________________

Мальчик отходит от дома. _________________________________________________ Мальчик подходит к магазину. ____________________________________________ Мальчик переходит улицу. ___________________________________________________ Мальчик обходит лужу. ____________________________________________________ Мальчик входит в дом. _______________________________________________________

Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):

6 лет

Девочка строит домик. _________________________________________________________

Девочка построила домик. _______________________________________________________ Мальчик красит самолет. __________________________________________________ Мальчик покрасил самолет. ______________________________________________________

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года

КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Ко­тенок любил играть с Катей.

_____________________________________________________

5 лет

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

________________________________________________________

Составление рассказа по серии картинок:

6 лет

_______________________________________________________

4. Исследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опо­рой на наглядность):

4 года

Кот________

Вода________ Стук _______ Мост________

Спина_______ Банка_______

Фантик_______

Ступенька_____

5 лет

Самолет_______

Скворец_______

Фотограф__________________________________________________________________

Микстура______

Парашютист _______________________________________________________________ Погремушка ________________________________________________________________ Сестренка развешивает простыни.________________________________________________ В универсаме продают продукты.________________________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку._______________________________________________

6 лет

Тротуар ____

Градусник_________________________________________________________________

Фотоаппарат ___________________________________________________________________ Экскаватор ________________________________________________________________ Виолончелист_______________________________________________________________ Регулировщик__________________________________________________________________

Виолончелист укладывает инструмент в футляр._____________________________________

______________

Регулировщик руководит движением на перекрестке._________________________________

____________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________________

___________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные иска­жения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):

4 года (изолированно, в словах, в предложениях)

__________

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________

__________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________

________________________

[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________

_________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________

__________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________

________________________

[й].________

[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________

__________________________

[ш], [ж]_____

______________

[Ч], [Щ]_______

___________

[л], [л']____

__________

[р], [р']____

__________

5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________

__________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________

________________________

[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________

_________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________

__________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________

________________________

[й].________

[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________

__________________________

[ш], [ж]_____

______________

[Ч], [Щ]_______

___________

[л], [л']____

__________

[р], [р']____

__________

6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]_______________________________________________________

__________

Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________________________

________________________

[в], [ф], [в'], [ф']________________________________________________________________

_________________________

[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________________________

__________________________

[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________________________

________________________

[й].________

[с], [з], [ц], [с'], [з']____________________________________________________________

__________________________

[ш], [ж]_____

______________

[Ч], [Щ]_______

___________

[л], [л']____

__________

[р], [р']____

__________

Наши рекомендации