Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития.

Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни. А также важной задачей возрастной психологии является выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость). Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы от одного возрастного периода к другому, общие закономерности. Разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости.

Понятие «развитие». Характеристика механизма психического развития.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. (развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур). Виды психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональной. Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. Функциональное развитие психики – развитие психических функций, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами.

Механизм психического развития:

-социальная ситуация развития;

-ведущая деятельность;

-психологические новообразования;

-кризис развития;

Основные закономерности психического развития человека

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.

Адаптация детей к школе.

Младший школьный возраст (с 6 - 7) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступление в школу. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного возраста - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе требуется максимальное внимание к ребенку, к его внутреннему миру. Ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад). Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Надо стараться поменьше ругать ребенка за оценки и грязь в тетради, и, наоборот, находите побольше поводов похвалить маленького школьника. Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в свободном общении ( тебя сегодня не ругали? Кто еще получил пятерку?)

Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: 1)адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока ,перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; 2)адаптация к классному коллективу — проблемы приобретениясоциального статуса, взаимоотношений со сверстниками; 3)трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем; 4)трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуациив домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

35. Развитие личности младшего школьника и психологические новообразования.

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками. В возрасте 6-7 - 10-11 лет интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка. Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций. Младший школьник начинает более сдержанно выражать собственные эмоции, особенно негативные. Активно развиваются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга), эстетические. Психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий. (Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

36. Психологическая характеристика трудностей обучения младшего школьника и психологические новообразования.

Трудности: Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению) как психологическая причина некоторых трудностей в обучении. Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).

Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников как причина трудностей в обучении. Несформированность зрительно-моторных координаций, слабая диффиренцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе. Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников. Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности.

Трудности в учении как следствие недостаточности развития произвольного управления поведением (недисциплинированность).

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются: учебная деятельность и ее субъект.

Теоретическое мышление: содержательная рефлексия, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;

Билет№38 Психологические характеристики трудностей обучения младшего школьника.

Трудности: Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению) как психологическая причина некоторых трудностей в обучении. Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).

Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников как причина трудностей в обучении. Несформированность зрительно-моторных координаций, слабая диффиренцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе. Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников. Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности.

Трудности в учении как следствие недостаточности развития произвольного управления поведением (недисциплинированность).

39. Психическое и физическое развитие подростка.

Главными опорными признаками физического созревания являются: скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.

Особенности подростка. На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические — опосредованное.

Социальными факторами психического развития являются: переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей; расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками; происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы.

Биологическими факторами психического развития являются: начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему; бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма.

Половое созревание как главный биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются не из-за самого полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка—его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. У подростков резко возрастает способность к эмпатии по отношению ко взрослым, стремление им помочь, поддержать, разделить их горе или радость. В подростковом возрасте совершается открытие своего внутреннего мира, которое сопровождается переживанием его исключительной ценности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы задуматься о смысле своего существования, но, с другой стороны, проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится считаться и быть взрослым. Это чувство взрослости как специфическое приобретение самосознания — стержневая особенность личности, ее структурный центр. Он направляет всю социальную активность подростка, его восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослого. На новый уровень поднимаются интеллектуальные возможности подростка и его самосознание, расширяется кругозор, появляются новые интересы и планы на выбор профессии.

Билет№40 Основные психологические черты подросткового периода. Ведущая деятельность и психологические новообразования.

Хронологический возраст с 10-11 до 14-15 лет. Подросток сравнивает себя с мл. детьми и со взрослыми, приходя к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Основная псих. потребность – стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны др. людей. Чувство взрослости это основной псих. симптом начала подр. периода. Психологические особенности – «подростковый комплекс», его проявления: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью; болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. В этот период в личности подростка существуют прямо противоположные потребности и черты. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы.( Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми). Ведущая деятельность и психологические новообразования.Вед.деят.-1)настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Также 2) общение со сверстниками (поиск друзей ,выяснение отношений, смена компании, секс). Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город. Копируют любые отношения. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выраж. в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни. А также важной задачей возрастной психологии является выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость). Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы от одного возрастного периода к другому, общие закономерности. Разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости.

Наши рекомендации