Педагогика в системе наук о челдовеке

1. Педагогика – это наука, изучающая ___________________________

2. Предметом педагогики является ____________________________

3. Исторический путь развития педагогической науки может быть представлен такими основными этапами:

I – _________________________________________________________

II – _________________________________________________________

III – _________________________________________________________

IV – _________________________________________________________

4. Выдающийся педагог Я.А.Коменский разработал основные вопросы теории и практики педагогической науки, как-то:

5. Основными положениями педагогической системы К.Д.Ушинского являются:____________________________________________________

6. В педагогике используют такие методы исследования: ___________

7. Основными разделами педагогики являются:

а) теория воспитания и обучения, образование;

б) школоведение, самовоспитание, воспитание, развитие;

в) дидактика, теория воспитания, общие основы педагогики, школоведение

8. Систему педагогических наук составляют следующие отрасли педагогики:__________________________________________________

9. Андрагогика – это отрасль педагогики, изучающая_____________

10. Целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, умений и навыков – это:

а) воспитание; б) обучение;

в) образование; г) самообразование.

11. Основными категориями педагогики являются:

а) формирование, развитие, обучение, самообразование;

б) воспитание, образование, саморазвитие;

в) обучение, воспитание / самовоспитание, развитие, образование / самообразование.

12. По мнению теологической парадигмы, основное направление педагогического процесса – __________________________________ __

13. Сущность парадигмы «знаний» состоит в следующем положении: _

14. Основная идея технократической парадигмы такова:_____________

15. Установите соответствие между категориями педагогики и их значениями:

1) воспитание а) процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности;  
2) обучение б) специально организованный целенаправленного взаимодействия процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности;  
3) образование в) объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека;  
4) развитие г) целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений, мировоззрения, форм поведения.


Образование как социокультурный феномен

1. Среди важнейших мировых социокультурных тенденций выделяют:

а) тенденция к смене типа культурно-исторического наследования;

б) …; в) …; г) …; …

2. Образование в обществе реализует такие основные функции:

а) обучения и воспитания подрастающего поколения;

б) воспроизводства культурно-исторического опыта и деятельности людей, развития общества и личности.

3. Сущность теоретической модели образования состоит в том, что…________________________________________________________

4. Вставьте недостающее слово: Механизм развития личности реализуется посредством …. образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации.

Слова для справок: универсальной, теоретической.

1.3 Современное состояние образования

1. Продолжите перечисление мировых образовательных тенденций:

а) формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

б) …; в) …; г) … .

2. Целью образования является…________________________________

3. Структура системы образования представлена такими уровнями: ___

4. Характерными чертами современного образования являются (выберите правильные ответы):

а) преемственность уровней и ступеней;

б) гуманизация;

в) светский характер;

г) общедоступность;

д) равенство всех граждан на получение образования;

е) государственно-общественный характер управления образованием.

5. Установите соответствие между образовательными тенденциями и их содержанием:

1) дифференциация а) ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения педагогов и обучаемых, основанного на уважении прав каждого человека;  
2) интеграция б) максимальный учет способностей, интересов и желаний личности;  
3) демократизация в) определение способности человека к созиданию во всех сферах жизнедеятельности;  
4) формирование творческой личности г) целостное восприятие окружающего мира;  
5) гуманизация д) более широкое участие граждан в решении проблем образования.


6. Перечислите основные позитивные тенденции в развитии образования_________________________________________________________

7. Какие негативные тенденции в развитии образования имеют место__________________________________________________________

8. Установите соответствие между направлениями развития высшей школы и их составляющими:

1) Структурно-организационные изменения     2) Содержательно-технологические инновации     3) Ресурсное обеспечение а) подготовка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ; б) качественное освоение студентами нового содержания обучения (создание учебно-методических комплексов, курсов лекций, учебников, учебных пособий и др.); в) поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки; г) материально-техническое (широкий доступ к Internet студентов и преподавателей и др.); д) финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг и др.). е) формирование умений самообразования и саморазвития студентов; ж) внедрение личностно-ориентированных или развивающих технологий; з) диверсификация типов высших учебных заведений (высший колледж, институт, академия, университет); и) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного Классификатора специальностей и квалификаций и др.); к) интеграция среднего специального и высшего образования; л) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализация системы стимулирования инновационной педагогической деятельности и др.).  

9. Внесите в перечень компонентов структуры образовательного процесса недостающие звенья:

а) субъекты и объекты образовательного процесса;

б) содержание педагогического процесса;

в)…;

г)…;

д) …;

е)… .

10. Критериями эффективности учебного процесса являются_________

Наши рекомендации