Педагогика в системе наук о челдовеке
1. Педагогика – это наука, изучающая ___________________________
2. Предметом педагогики является ____________________________
3. Исторический путь развития педагогической науки может быть представлен такими основными этапами:
I – _________________________________________________________
II – _________________________________________________________
III – _________________________________________________________
IV – _________________________________________________________
4. Выдающийся педагог Я.А.Коменский разработал основные вопросы теории и практики педагогической науки, как-то:
5. Основными положениями педагогической системы К.Д.Ушинского являются:____________________________________________________
6. В педагогике используют такие методы исследования: ___________
7. Основными разделами педагогики являются:
а) теория воспитания и обучения, образование;
б) школоведение, самовоспитание, воспитание, развитие;
в) дидактика, теория воспитания, общие основы педагогики, школоведение
8. Систему педагогических наук составляют следующие отрасли педагогики:__________________________________________________
9. Андрагогика – это отрасль педагогики, изучающая_____________
10. Целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, умений и навыков – это:
а) воспитание; б) обучение;
в) образование; г) самообразование.
11. Основными категориями педагогики являются:
а) формирование, развитие, обучение, самообразование;
б) воспитание, образование, саморазвитие;
в) обучение, воспитание / самовоспитание, развитие, образование / самообразование.
12. По мнению теологической парадигмы, основное направление педагогического процесса – __________________________________ __
13. Сущность парадигмы «знаний» состоит в следующем положении: _
14. Основная идея технократической парадигмы такова:_____________
15. Установите соответствие между категориями педагогики и их значениями:
1) воспитание | а) процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности; |
2) обучение | б) специально организованный целенаправленного взаимодействия процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; |
3) образование | в) объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека; |
4) развитие | г) целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений, мировоззрения, форм поведения. |
Образование как социокультурный феномен
1. Среди важнейших мировых социокультурных тенденций выделяют:
а) тенденция к смене типа культурно-исторического наследования;
б) …; в) …; г) …; …
2. Образование в обществе реализует такие основные функции:
а) обучения и воспитания подрастающего поколения;
б) воспроизводства культурно-исторического опыта и деятельности людей, развития общества и личности.
3. Сущность теоретической модели образования состоит в том, что…________________________________________________________
4. Вставьте недостающее слово: Механизм развития личности реализуется посредством …. образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации.
Слова для справок: универсальной, теоретической.
1.3 Современное состояние образования
1. Продолжите перечисление мировых образовательных тенденций:
а) формирование личности как активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;
б) …; в) …; г) … .
2. Целью образования является…________________________________
3. Структура системы образования представлена такими уровнями: ___
4. Характерными чертами современного образования являются (выберите правильные ответы):
а) преемственность уровней и ступеней;
б) гуманизация;
в) светский характер;
г) общедоступность;
д) равенство всех граждан на получение образования;
е) государственно-общественный характер управления образованием.
5. Установите соответствие между образовательными тенденциями и их содержанием:
1) дифференциация | а) ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения педагогов и обучаемых, основанного на уважении прав каждого человека; |
2) интеграция | б) максимальный учет способностей, интересов и желаний личности; |
3) демократизация | в) определение способности человека к созиданию во всех сферах жизнедеятельности; |
4) формирование творческой личности | г) целостное восприятие окружающего мира; |
5) гуманизация | д) более широкое участие граждан в решении проблем образования. |
6. Перечислите основные позитивные тенденции в развитии образования_________________________________________________________
7. Какие негативные тенденции в развитии образования имеют место__________________________________________________________
8. Установите соответствие между направлениями развития высшей школы и их составляющими:
1) Структурно-организационные изменения 2) Содержательно-технологические инновации 3) Ресурсное обеспечение | а) подготовка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ; б) качественное освоение студентами нового содержания обучения (создание учебно-методических комплексов, курсов лекций, учебников, учебных пособий и др.); в) поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки; г) материально-техническое (широкий доступ к Internet студентов и преподавателей и др.); д) финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг и др.). е) формирование умений самообразования и саморазвития студентов; ж) внедрение личностно-ориентированных или развивающих технологий; з) диверсификация типов высших учебных заведений (высший колледж, институт, академия, университет); и) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного Классификатора специальностей и квалификаций и др.); к) интеграция среднего специального и высшего образования; л) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализация системы стимулирования инновационной педагогической деятельности и др.). |
9. Внесите в перечень компонентов структуры образовательного процесса недостающие звенья:
а) субъекты и объекты образовательного процесса;
б) содержание педагогического процесса;
в)…;
г)…;
д) …;
е)… .
10. Критериями эффективности учебного процесса являются_________