Перечень компетенций по видам профессиональной деятельности, проверяемых в ходе защиты выпускной квалификационной работы

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ООП) Знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и ООП)
Компетенции, формируемые и проверяемые на государственном экзамене
Общепрофессиональные
готов сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); Знать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования Уметь формулировать собственные мотивы выбора профессии; Владеть способами пропаганды важности педагогической профессии для социально- экономического развития страны
готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); Знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства Знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Знать конвенцию о правах ребенка Знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Знать нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) Уметь понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) Владеть навыками анализа нормативной документации образовательного учреждения.
владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); Знать основы профессиональной этики и речевой культуры Уметь соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся(ОПК-6); Знать правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды Уметь оценивать параметры и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Уметь разрабатывать и реализовывать программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Владеть приемами регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Владеть приемами формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Профессиональные компетенции (академический бакалавриат)
способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и вне учебной деятельности (ПК-3); Знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Знать преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Уметь определять и принимать четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Уметь реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Владеть навыками постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Владеть навыками проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Владеть навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов(ПК-4); Знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Знать рабочую программу и методику обучения по данному предмету Владеть приемами организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. Владеть приемами организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Владеть приемами создания, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Владеть приемами формирования универсальных учебных действий
готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); Знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) Уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования Владеть основными навыками исследовательской деятельности
Профессиональные компетенции (прикладной бакалавриат)
способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и вне учебной деятельности (ППК-3); Знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Знать преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Уметь определять и принимать четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Уметь реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Владеть навыками постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Владеть навыками проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Владеть навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов(ППК-4); Знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Знать рабочую программу и методику обучения по данному предмету Владеть приемами организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. Владеть приемами организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Владеть приемами создания, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Владеть приемами формирования универсальных учебных действий
готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7); Знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) Уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования Владеть основными навыками исследовательской деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К ВКР БАКАЛАВРА.





7.1. К ВКР предъявляются следующие требования:

– соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

– наличие научной новизны в результатах исследования;

– логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

– корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

– достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

– научный стиль написания;

– оформление работы в соответствии с требованиями раздела 8 настоящего Положения.

7.2. Обязательным требованием является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.

7.3. ВКР, выполненная по направлению «Педагогическое образование», должна содержать раздел по методике преподавания предмета.

7.4. Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите. При необходимости объем ВКР корректируется при предзащите на выпускающей кафедре.

7.5. ВКР бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. Она должна быть преимущественно ориентирована на знания умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и цикла специальных дисциплин (дисциплин профессионального цикла), подводить итог теоретического обучения студента и подтверждать его профессиональные компетенции. ВКР бакалавра может быть, как прикладного, так и аналитического характера. ВКР бакалавров могут основываться на обобщении выполненных ранее курсовых работ и проектов.

7.6. ВКР выполняется течение одного учебного года на последнем курсе.

7.7. Рекомендуемый объем ВКР бакалавра (с учетом приложений) – не более 60 и не менее 40 страниц.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ

8.1. Этапы подготовки ВКР к защите

Подготовка и защита ВКР состоит из следующих этапов: определение темы ВКР, организация работы над ВКР, допуск к защите, защита ВКР, передача ВКР и сопутствующей документации на хранение. Этапы подготовки и защиты ВКР приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Этапы подготовки и защиты ВКР

Наименование этапа и содержание работ Срок выполнения Ответственный Выходящие документы
Выбор темы ВКР
Разработка тематики ВКР Ежегодно (март)   Зав.каф./ Ведущие Преподаватели Протокол заседания Кафедры или Ученого совета факультета
Доведение тематики ВКР до студентов Ежегодно (апрель) Зав.каф./ Ведущие Преподаватели  
Выбор темы ВКР Бакалавры: не позднее, Чем за 1 год До защиты Зав.каф./студент, ведущие Преподаватели Личное заявление Студента и Приложения к нему
Утверждение темы ВКР Бакалавры: не позднее, Чем за 1 год До защиты   Зам. Рсп по учебной работе/зав.каф. Приказ об Утверждении тем вкр
Организация работы над ВКР
Согласование с научным руководителем индивидуального плана выполнения работы В конце пред выпускного Курса   Научный руководитель/ студент   Индивидуальный план выполнения работы*  
Проведение консультаций В течение всего Периода выполнения ВКР Научный Руководитель/ Студент Индивидуальный план выполнения работы с отметками о выполнении, заверенный научным руководителем
Подготовка к защите
Предзащита ВКР на кафедре   Не менее, чем за 1 месяц до защиты   Зав.каф. /научный Руководитель, Студент   Протокол заседания кафедры  
Подготовка отзыва научного руководителя За 3 недели до защиты   Научный Руководитель   Отзыв, подпись на титульном листе вкр  
Передача на кафедру   За 15 дней до защиты Научный Руководитель Зав.кафедрой Зав.каф./ студент Подпись на титульном листе вкрзав.кафедрой  
Передача рецензенту*   За 15 дней до защиты   Зав.кафедрой/научный руководитель Рецензия  
Ознакомление студента с содержанием отзыва и рецензии   За 5 дней до защиты   Зав.кафедрой/  
Подготовка приказа о допуске к ГИА Не менее, чем за 15 дней до начала ГИА Декан фак-та. /зав.каф. Приказ о допуске к ГИА  
Изменение (корректировка темы) При необходимости – не позднее, чем за 3 месяца до защиты Научный руководитель/зав.кафедрой Заявление студента/протокол заседания кафедры
Подготовка к защите. Защита
Передача ВКР и документации к ней в ГЭК За 2 дня до защиты Зав.каф./ Руководитель вкр, студент Выпускная квалификационная работа, отзыв (рецензия)
Защита ВКР По расписанию работы ГЭК   Протокол заседания ГЭК по защите ВКР, зачетная книжка (запись о защите)
Передача ВКР и сопутствующей документации на хранение В течение трёх дней Лицо, Ответственное за постановку вкр на учёт и дальнейшее хранение Журнал регистрации вкр,

* Индивидуальный план работы бакалавра над ВКР не является документом строгой отчетности, но рекомендуется к составлению для систематизации работы студента.

*Рецензирование работы является желательным, но не обязательным для ВКР бакалавров. Отсутствие рецензии не является основанием для не допуска студента к защите.

Определение темы ВКР

8.2.1. Ежегодно выпускающие кафедры по каждой реализуемой образовательной программе утверждают тематику ВКР, о чем в протоколе заседания кафедры делается соответствующая запись. Тематика ВКР утверждается на совете факультета. Количество тем ВКР определяется количеством студентов и должно составлять не менее 150% от данного показателя.

8.2.2. Тематика ВКР доводится до сведения студентов путем размещения на стендах факультета, в локальной сети университета.

8.2.3. Студент под руководством заведующего выпускающей кафедры, ведущих преподавателей осуществляет выбор темы ВКР. Студент имеет право инициировать свою тему для разработки, в том числе по заказу работодателя (потребителя).

8.2.4. После выбора темы ВКР студент согласовывает её с предполагаемым научным руководителем и на имя заведующего выпускающей кафедры подает личное заявление

8.2.5. Заявления студентов рассматриваются на заседании соответствующей кафедры, решение кафедры оформляется протоколом. В решении кафедры фиксируются следующие позиции: утверждение темы ВКР, закрепление научного руководителя согласно заявлению.

8.2.6. Научные руководители квалификационной работы подбираются из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей, научных сотрудников университета и ассистентов, имеющих высокую квалификацию. Руководителями квалификационной работы обучающегося могут быть состоящие в трудовых отношениях с ЧГПУ преподаватели других вузов, имеющие ученую степень, а также руководители и специалисты профильных организаций и предприятий, имеющие ученую степень и (или) стаж работы не менее 3 лет. Кафедра осуществляет контроль выполнения выпускной квалификационной работы и в случае необходимости осуществляет замену научного руководителя.

8.2.7. В случае выполнения студентом ВКР межпредметного характера за студентом закрепляются дополнительно научный консультант или два руководителя.

8.2.8. Выписка из протокола заседания кафедры об утверждении тем и закреплении научных руководителей передается в деканат факультета.

8.2.9. По согласованию с научным руководителем в исключительных случаях возможна корректировка (уточнение) выбранной темы, но не позднее, чем за 3 месяца до защиты. Утверждение измененной темы осуществляется выпускающей кафедрой на основании личного заявления студента и доводится до сведения декана факультета.Основаниями для изменения темы могут служить изменения нормативно-правовой базы, имения в исследуемой области (новые открытия, смена правовых и иных статусов и т.п.), изменение условий проведения экспериментальной работы ввиду невозможности или нецелесообразности проведения эксперимента согласно первоначальному плану.

Организация работы над ВКР

8.3.1. В соответствии с темой ВКР руководитель составляет совместно с ним индивидуальный план выполнения ВКР.Индивидуальный план не является документом строгой отчетности, носит утилитарную функцию. В план могут быть внесены изменения в случае невозможности его выполнения (по согласованию с руководителем).

Таблица 2

Наши рекомендации