Перечень компетенций по видам профессиональной деятельности, проверяемых в ходе защиты выпускной квалификационной работы
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ООП) | Знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и ООП) |
Компетенции, формируемые и проверяемые на государственном экзамене | |
Общепрофессиональные | |
готов сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); | Знать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования Уметь формулировать собственные мотивы выбора профессии; Владеть способами пропаганды важности педагогической профессии для социально- экономического развития страны |
готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); | Знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства Знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Знать конвенцию о правах ребенка Знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Знать нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) Уметь понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) Владеть навыками анализа нормативной документации образовательного учреждения. |
владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); | Знать основы профессиональной этики и речевой культуры Уметь соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции |
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся(ОПК-6); | Знать правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды Уметь оценивать параметры и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Уметь разрабатывать и реализовывать программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Владеть приемами регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Владеть приемами формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
Профессиональные компетенции (академический бакалавриат) | |
способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и вне учебной деятельности (ПК-3); | Знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Знать преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Уметь определять и принимать четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Уметь реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Владеть навыками постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Владеть навыками проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Владеть навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и |
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов(ПК-4); | Знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Знать рабочую программу и методику обучения по данному предмету Владеть приемами организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. Владеть приемами организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Владеть приемами создания, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Владеть приемами формирования универсальных учебных действий |
готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); | Знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) Уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования Владеть основными навыками исследовательской деятельности |
Профессиональные компетенции (прикладной бакалавриат) | |
способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и вне учебной деятельности (ППК-3); | Знать основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Знать преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Уметь определять и принимать четкие правила поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Уметь реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Владеть навыками постановки воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Владеть навыками проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Владеть навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и |
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов(ППК-4); | Знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Знать рабочую программу и методику обучения по данному предмету Владеть приемами организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. Владеть приемами организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Владеть приемами создания, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Владеть приемами формирования универсальных учебных действий |
готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7); | Знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) Уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования Владеть основными навыками исследовательской деятельности |
ТРЕБОВАНИЯ К ВКР БАКАЛАВРА.
7.1. К ВКР предъявляются следующие требования:
– соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;
– наличие научной новизны в результатах исследования;
– логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;
– корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;
– достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;
– научный стиль написания;
– оформление работы в соответствии с требованиями раздела 8 настоящего Положения.
7.2. Обязательным требованием является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.
7.3. ВКР, выполненная по направлению «Педагогическое образование», должна содержать раздел по методике преподавания предмета.
7.4. Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите. При необходимости объем ВКР корректируется при предзащите на выпускающей кафедре.
7.5. ВКР бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. Она должна быть преимущественно ориентирована на знания умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и цикла специальных дисциплин (дисциплин профессионального цикла), подводить итог теоретического обучения студента и подтверждать его профессиональные компетенции. ВКР бакалавра может быть, как прикладного, так и аналитического характера. ВКР бакалавров могут основываться на обобщении выполненных ранее курсовых работ и проектов.
7.6. ВКР выполняется течение одного учебного года на последнем курсе.
7.7. Рекомендуемый объем ВКР бакалавра (с учетом приложений) – не более 60 и не менее 40 страниц.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ
8.1. Этапы подготовки ВКР к защите
Подготовка и защита ВКР состоит из следующих этапов: определение темы ВКР, организация работы над ВКР, допуск к защите, защита ВКР, передача ВКР и сопутствующей документации на хранение. Этапы подготовки и защиты ВКР приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Этапы подготовки и защиты ВКР
Наименование этапа и содержание работ | Срок выполнения | Ответственный | Выходящие документы |
Выбор темы ВКР | |||
Разработка тематики ВКР | Ежегодно (март) | Зав.каф./ Ведущие Преподаватели | Протокол заседания Кафедры или Ученого совета факультета |
Доведение тематики ВКР до студентов | Ежегодно (апрель) | Зав.каф./ Ведущие Преподаватели | |
Выбор темы ВКР | Бакалавры: не позднее, Чем за 1 год До защиты | Зав.каф./студент, ведущие Преподаватели | Личное заявление Студента и Приложения к нему |
Утверждение темы ВКР | Бакалавры: не позднее, Чем за 1 год До защиты | Зам. Рсп по учебной работе/зав.каф. | Приказ об Утверждении тем вкр |
Организация работы над ВКР | |||
Согласование с научным руководителем индивидуального плана выполнения работы | В конце пред выпускного Курса | Научный руководитель/ студент | Индивидуальный план выполнения работы* |
Проведение консультаций | В течение всего Периода выполнения ВКР | Научный Руководитель/ Студент | Индивидуальный план выполнения работы с отметками о выполнении, заверенный научным руководителем |
Подготовка к защите | |||
Предзащита ВКР на кафедре | Не менее, чем за 1 месяц до защиты | Зав.каф. /научный Руководитель, Студент | Протокол заседания кафедры |
Подготовка отзыва научного руководителя | За 3 недели до защиты | Научный Руководитель | Отзыв, подпись на титульном листе вкр |
Передача на кафедру | За 15 дней до защиты | Научный Руководитель Зав.кафедрой Зав.каф./ студент | Подпись на титульном листе вкрзав.кафедрой |
Передача рецензенту* | За 15 дней до защиты | Зав.кафедрой/научный руководитель | Рецензия |
Ознакомление студента с содержанием отзыва и рецензии | За 5 дней до защиты | Зав.кафедрой/ | |
Подготовка приказа о допуске к ГИА | Не менее, чем за 15 дней до начала ГИА | Декан фак-та. /зав.каф. | Приказ о допуске к ГИА |
Изменение (корректировка темы) | При необходимости – не позднее, чем за 3 месяца до защиты | Научный руководитель/зав.кафедрой | Заявление студента/протокол заседания кафедры |
Подготовка к защите. Защита | |||
Передача ВКР и документации к ней в ГЭК | За 2 дня до защиты | Зав.каф./ Руководитель вкр, студент | Выпускная квалификационная работа, отзыв (рецензия) |
Защита ВКР | По расписанию работы ГЭК | Протокол заседания ГЭК по защите ВКР, зачетная книжка (запись о защите) | |
Передача ВКР и сопутствующей документации на хранение | В течение трёх дней | Лицо, Ответственное за постановку вкр на учёт и дальнейшее хранение | Журнал регистрации вкр, |
* Индивидуальный план работы бакалавра над ВКР не является документом строгой отчетности, но рекомендуется к составлению для систематизации работы студента.
*Рецензирование работы является желательным, но не обязательным для ВКР бакалавров. Отсутствие рецензии не является основанием для не допуска студента к защите.
Определение темы ВКР
8.2.1. Ежегодно выпускающие кафедры по каждой реализуемой образовательной программе утверждают тематику ВКР, о чем в протоколе заседания кафедры делается соответствующая запись. Тематика ВКР утверждается на совете факультета. Количество тем ВКР определяется количеством студентов и должно составлять не менее 150% от данного показателя.
8.2.2. Тематика ВКР доводится до сведения студентов путем размещения на стендах факультета, в локальной сети университета.
8.2.3. Студент под руководством заведующего выпускающей кафедры, ведущих преподавателей осуществляет выбор темы ВКР. Студент имеет право инициировать свою тему для разработки, в том числе по заказу работодателя (потребителя).
8.2.4. После выбора темы ВКР студент согласовывает её с предполагаемым научным руководителем и на имя заведующего выпускающей кафедры подает личное заявление
8.2.5. Заявления студентов рассматриваются на заседании соответствующей кафедры, решение кафедры оформляется протоколом. В решении кафедры фиксируются следующие позиции: утверждение темы ВКР, закрепление научного руководителя согласно заявлению.
8.2.6. Научные руководители квалификационной работы подбираются из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей, научных сотрудников университета и ассистентов, имеющих высокую квалификацию. Руководителями квалификационной работы обучающегося могут быть состоящие в трудовых отношениях с ЧГПУ преподаватели других вузов, имеющие ученую степень, а также руководители и специалисты профильных организаций и предприятий, имеющие ученую степень и (или) стаж работы не менее 3 лет. Кафедра осуществляет контроль выполнения выпускной квалификационной работы и в случае необходимости осуществляет замену научного руководителя.
8.2.7. В случае выполнения студентом ВКР межпредметного характера за студентом закрепляются дополнительно научный консультант или два руководителя.
8.2.8. Выписка из протокола заседания кафедры об утверждении тем и закреплении научных руководителей передается в деканат факультета.
8.2.9. По согласованию с научным руководителем в исключительных случаях возможна корректировка (уточнение) выбранной темы, но не позднее, чем за 3 месяца до защиты. Утверждение измененной темы осуществляется выпускающей кафедрой на основании личного заявления студента и доводится до сведения декана факультета.Основаниями для изменения темы могут служить изменения нормативно-правовой базы, имения в исследуемой области (новые открытия, смена правовых и иных статусов и т.п.), изменение условий проведения экспериментальной работы ввиду невозможности или нецелесообразности проведения эксперимента согласно первоначальному плану.
Организация работы над ВКР
8.3.1. В соответствии с темой ВКР руководитель составляет совместно с ним индивидуальный план выполнения ВКР.Индивидуальный план не является документом строгой отчетности, носит утилитарную функцию. В план могут быть внесены изменения в случае невозможности его выполнения (по согласованию с руководителем).
Таблица 2