Проблема профессиональной карьеры
Целенаправленно и инициативно развиваясь в социальных организациях, работник, путем постоянного самосовершенствования, достигает высокой квалификации и профессионального мастерства, выражающихся в результатах всей организации, общественном признании достигнутого, его должностном росте. Развитие потенциала работника обеспечивает формирование, закрепление и расширение профессиональных, деловых и ряда других специфических качеств, обеспечивающих эффективное решение стоящих перед ним задач. Оценка этих достижений обусловливает не только повышение оплаты труда работника, но и его продвижение по службе, получение и выполнение новых обязанностей, построение карьеры.
Карьерапредставляет собой иерархическое отражение пути должностного продвижения работника на протяжении всего трудового периода или его отрезка. Карьера определяется временной последовательностью и продолжительностью занимаемых работником должностей. Подразумевается, что эта последовательность в той или иной мере отражает профессиональный квалификационный рост работника, расширение и углубление его способностей. В этом смысле карьера представляет последовательность достижения определенных результатов должностного роста, профессиональной специализации, накопления и совершенствования деловых качеств, интеллектуального развития работника. Понятно, что для успешного карьерного продвижения работнику необходимо формировать и постоянно совершенствовать профессиональные и деловые качества.
3. Профессиональное образование и профессиональный успех.
Содержание и структура профессиональных компетенций,
Компетентностей
Основными целями профессионального образования (концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Интегративная (квазицель) образовательно-профессиональной
деятельности
Следовательно, можно выделить основные признаки специалиста новой формации, к которым мы относим: компетентность, конкурентоспособность, социально-профессиональную мобильность.
Профессиональная компетенция – это диагностичная система знаний, навыков, умений и обобщенных способов профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями.
Содержательные уровни системы компетенций и компетентностей
Уровень | Профессиональная компетентность (знание, умение, владение, бытие) | |||
Компетенции и компетентности | Профессиональные компетенции (знание, умение, владение) | Профессионально важные качества (бытие) | ||
Знания (знание) | Умения (умение) | Обобщённые способы профессиональных действий (владение) | ||
Базовая часть 70% (социально-профессиональная мобильность) | ||||
Ключевые (универсальные) | + | + | + | + |
Базовые (общепрофессиональные) | + | + | + | + |
Вариативная часть 30% (конкурентоспособность) | ||||
Специальные (профессионально-специальные) | + | + | + | + |
Корпоративные (профессионально-специализированные) | + | + | + | + |
Профессиональная компетентность- это интегративное качество личности специалиста (способность и готовность выполнять профессиональную деятельность), состоящее из системы проявленных компетенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, профессиональных умений, освоенных обобщённых способов профессиональных действий, а также профессионально-важных качеств.
Профессиональные ключевые компетенции – это определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики и т.о. являющимися наиболее универсальными по своему характеру и степени применения. Ключевые компетенции востребованы всеми профессиями и являются метапрофессиональными.
Профессиональные базовые компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления основных видов (впоследствии называемых доминирующими) профессиональной деятельности специалиста, жестко привязанные к определённой профессии или группе профессий (направлению, профилю, характеру деятельности). Базовые компетенции востребованы профессиями со сходным характером профессиональной деятельности, они являются макропрофессиональными.
Профессиональные специальные компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста, жестко привязаные к определённому (обычному или доминирующему) виду профессиональной деятельности.
Профессионально-социальная мобильность - это готовность и способность сменить производственные задания, место работы, специальность и социальную роль под влиянием социально-экономических и научно-технологических факторов.